Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна




 

 

Хинаяну и Махаяну разделяет во времени не такой уж большой период, что не позволяет ставить знак равенства между Хинаяной и ранним буддиз- мом, а также считать Махаяну исключительно поздним явлением в буддизме и солидаризироваться, таким образом, с ортодоксальной тхеравадинской по- зицией.

Временем оформления Хинаяны можно с полным основанием считать 80

г. до н. э., когда на Ланке впервые происходит письменная фиксация тхера- вадинского Канона – палийской Типитаки. Приблизительно в этот же период начинают появляться и первые махаянские сутры: самый ранний махаянский канонический текст – Аштасахасрика Праджня-парамита сутра («Сутра о За- предельной Премудрости в восемь тысяч стихов») – относится именно к I в. до н. э.

В чем же заключаются принципиальные отличия между Хинаяной и Ма-

хаяной? Рассмотрим этот вопрос на основе двух базовых аспектов обоих тра- диций: 1) их представлений об идеальной личности и цели буддийского пути и 2) их учений о природе Будды.

Идеальная личность Хинаяны – архат. Это слово означает «достойный» (тибетская этимология этого слова как «уничтожитель врагов», т.е. аффек- тов – клеш, является ошибочной и может считаться народной этимологией).

Архат – это святой монах, достигший собственными усилиями цели Благо- родного Восьмеричного Пути – нирваны – и навсегда покинувший мир. На пути к нирване монах проходит ряд ступеней: 1) ступень «вступившего в по-

ток», т.е. вставший на путь бесповоротно; «вступивший в поток» уже не мо- жет деградировать и сойти с пути; 2) ступень «единожды возвращающегося», т.е. человека, сознание которого еще в одном рождении должно вернуться на уровень мира желаний и 3) ступень «более не возвращающегося», т.е. свято-

го, чье сознание отныне будет всегда пребывать в состоянии медитативного сосредоточения на уровне миров форм и не-форм. Практика анагамина за- вершается обретением плода архатства и вступления в нирвану «без остат-

ка».

По учению Хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным челове-

ком, только наделенным великими добродетелями и святостью, обретенной благодаря совершенствованию в течение многих сотен жизней. После про-

буждения (бодхи), которое с точки зрения Хинаяны было не чем иным, как обретением плода архатства, Сиддхартха Гаутама перестал быть человеком в

собственном смысле этого слова, став Буддой, т.е. просветленным и освобо- жденным от сансары «существом» (это слово здесь по необходимости прихо- дится брать в кавычки, так как буддисты называют «существами» только

 

 

 
История религии. Конспект лекций -137-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

«обитателей» троемирия сансары, а не Будд), но никак не Богом или какой- либо иной сверхъестественной сущностью. Если мы, будучи монахами (Хи- наяна подчеркивает, что только монах, соблюдающий все обеты Винаи, мо- жет стать архатом и обрести нирвану), станем во всем следовать примеру Будды и его учению, то мы достигнем того же самого, чего достиг и он. Сам Будда ушел в нирвану, его в мире нет, и для него мира нет, а поэтому бес- смысленно ему молиться или просить его о помощи. Всякое поклонение Буд- де и поднесение даров его изображениям нужны не Будде, а людям, воздаю- щим, таким образом, долг памяти великому Освободителю (или Победите- лю – Джина, один из эпитетов Будды) и упражняющихся в добродетели дая- ния.

Понятно, что Хинаяна является сугубо монашеской формой буддизма.

Строго говоря, в рамках этой традиции только монахи и могут считаться буддистами в собственном смысле этого слова. Только монахи могут реали-

зовать цель буддизма – обретение покоя нирваны, только монахам открыты все наставления Благословенного, и только монахи могут практиковать предписанные Буддой методы психопрактики. На долю мирян остается толь-

ко улучшение своей кармы через совершение добрых дел и накопление за- слуг, обретенных благодаря поддержке и содержанию сангхи. Благодаря этим заслугам и миряне в одной из последующих жизней смогут стать дос-

тойными принятия монашеских обетов, после чего и они вступят на Благо- родный Восьмеричный Путь. Поэтому тхеравадины никогда не стремились к особенно активной миссионерской деятельности или к вовлечению мирян в

жизнь сангхи и различные формы религиозной деятельности.

В силу всех этих обстоятельств Хинаяна получила распространение толь-

ко в странах, чья культура, даже независимо от буддизма, формировалась под сильнейшим влиянием индийской культуры, т.е. в странах Южной и Юго-

Восточной Азии (за исключением Вьетнама, исторические судьбы которого были тесно переплетены с судьбами Китая, в результате чего во Вьетнаме

сформировалась буддийская традиция на основе форм китайско- дальневосточной Махаяны). Правда, хинаянский буддизм одно время (с пер- вых веков до нашей эры и до мусульманских завоеваний VII – VIII вв. н. э.) был довольно широко распространен на территории Центральной Азии (со-

временные Узбекистан, Таджикистан, северо-западные территории совре- менной КНР), где он успешно конкурировал с автохтонной религией насе- лявших эти земли ираноязычных народов – зороастризмом (маздеизмом). Но

это объясняется прежде всего тем, что значительная часть этих территорий входила на рубеже нашей эры в состав Кушанской империи, объединявшей под своей властью северную Индию и часть Центральной Азии; при этом

следует отметить, что кушанские монархи были прежде всего покровителями

Махаяны.

Что касается Махаяны, то ее подход к обозначенным доктринальным во-

просам был совершенно иным.

Во-первых, идеальной личностью для последователей Великой Колесни-

цы был не обретший нирвану архат, а стремящийся к достижению состояния

 

 
История религии. Конспект лекций -138-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

Будды на благо всех живых существ бодхисаттва. Во-вторых, уже не нирва- на, а пробуждение (просветление – бодхи) становится целью буддийского пу- ти в рамках этого направления. В-третьих, для махаянистов Будда – отнюдь не просто человек. Будда отныне есть метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, лишь явленная людям в виде человека – Учителя, Будды Шакьямуни, как она была явлена и ранее в образах других Будд и как она бу- дет многократно явлена и позднее – в грядущих Буддах нашей и иных кальп.

Уже самые ранние махаянские тексты (сутры, посвященные Запредель- ному Совершенству Премудрости – праджня-парамите) провозглашают точку зрения, согласно которой нирвана, к которой стремятся хинаянисты, не есть истинная и высшая нирвана. Да, говорят махаянисты, последователи Малой Колесницы выходят из сансары, освобождаются от мучительной кру- говерти рождений – смертей, но высшая истина остается недоступной для них, ибо, освободившись от аффективных препятствий, они все еще остаются во власти препятствий, связанных с неправильным знанием, так сказать, пре- пятствий гносеологического характера, которые могут быть преодолены только на пути Махаяны, ведущим к совершенному и всецелому пробужде- нию, т.е. к достижению состояния Будды, который был не просто первым ар- хатом, а великим окончательно и всецело пробужденным существом. И это состояние пробуждения много выше нирваны хинаянского архата. Более то- го, махаянские тексты отнюдь не склонны называть хинаянских святых арха- тами; их обычное обозначение в этих произведениях – шраваки и пратьека- будды.

Шраваки («слушающие голос») – это ученики Будды, не постигшие всех глубин учение Татхагаты и привязавшиеся к идее нирваны как индивидуаль- ного освобождения, а также их ученики и последователи. Короче говоря, это синоним хинаянского монаха. Достигают шраваки нирваны через постиже- ние сути Четырех Благородных Истин. Пратьека-будды – категория доста- точно загадочная, и до сих пор не совсем понятно, какие исторически суще- ствовавшие социальные группы или типы личности могут быть к ней отнесе- ны. Само это выражение означает «уединенный» или «отъединенный» Будда,

«Будда для себя». Предполагалось, что пратьека-будды обретают нирвану самостоятельно, собственными усилиями, вне связи с сангхой и без опоры на

учение Будды. Достигнув цели, они не проповедуют Дхарму людям, остава- ясь в уединении и полном отрешении от мира. По существу, Мара, искушая Будду призывом оставаться под Древом Бодхи и не ходить на проповедь,

стремился превратить Шакьямуни в пратьека-будду, что ему, как мы знаем, не удалось. Считается, что пробуждение пратьека-будд заключается в пости- жении ими принципа причинно-зависимого происхождения (пратитья самут-

пада).

Вообще же идея бодхи, истинного пробуждения Будды, настолько важна для Махаяны, что ее часто называют Бодхисаттваяной, т.е. Колесницей Бод-

хисаттв, Существ, стремящихся к Пробуждению. Так кто же такие бодхисат-

твы?

 

 

 
История религии. Конспект лекций -139-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

В раннем буддизме, как мы помним, бодхисаттвой назывался будущий Будда до того, как он обрел пробуждение, т.е., собственно, стал Буддой. В Махаяне бодхисаттва – это любой человек, монах или мирянин, наделенный бодхичиттой (читта – сознание, психика; в данном случае – установка на нечто или намерение достичь чего-то), т.е. намерением обрести бодхи, про- будиться, стать Буддой. Таким образом, в ранней Махаяне меняется, по срав- нению с Хинаяной, цель буддийской практики. Позднее меняется и ее моти- вация.

Несколько позднее в текстах, посвященных идеалу бодхисаттвы, начинает все громче и громче звучать новый обертон, постепенно становящийся ос-

новным и важнейшим. Это новый мотив стремления к пробуждению, форму- лирующийся обычно так: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ». Эта фраза теперь считается стандартной формулой, выражающей суть бод-

хичитты – стремления к обретению состояния Будды. Бодхичитта – это уме- ние видеть все живые существа в качестве своих «матерей» (ведь если все мы находимся в круговороте сансары с безначальных времен, то мы уже побы- вали со всеми существами во всех возможных отношениях, в том числе каж-

дое из них уже успело побывать и в роли нашей матери). А поскольку хоро- ший сын или дочь не могут равнодушно видеть, как их мать мучается в сан- саре, и не могут стремиться к нирване, оставив мать страдать в коловраще-

нии циклического существования, их святой долг отказаться от собственного спасения до тех пор, пока им не удастся спасти свою мать. Именно так опи- сывается бодхичитта в сочинениях классической, или зрелой, Махаяны и в

проповедях ее современных представителей.

В зрелой Махаяне двумя главными и определяющими качествами бодхи-

саттвы становятся Мудрость (праджня ) и Сострадание (каруна).

Тексты утверждают, что невозможно стать Буддой, не обладая в совер- шенстве этими двумя качествами, причем сострадание начинает восприни- маться в практическом модусе – как набор «искусных средств» или методов, посредством которых бодхисаттва, движимый состраданием, получает воз- можность помогать живым существам освободиться от пут сансарического существования. Как птица не может лететь только на одном крыле, говорят тексты, так и состояния Будды нельзя достичь только при помощи одной лишь мудрости или одних искусных средств: мудрость без средств пассивна, средства без мудрости слепы. Впоследствии в рамках тантрического буддиз- ма мудрость начинает символически изображаться в виде женского божества, искусные средства/сострадание – в виде мужского; их соитие есть высшая интеграция, ведущая к пробуждению и обретению состояния Будды.

И вместе с тем сострадательная миссия бодхисаттв не есть мирской аль-

труизм или благотворительность. Ее цель сугубо религиозна и сотериологич- на – освобождение страдающих существ от уз циклического существования чередующихся рождений-смертей со всеми его муками и скорбями.

Иногда тексты выделяют три типа бодхисаттв: бодхисаттва-царь, который вначале достигает состояния Будды, а потом заботится сразу об освобожде- нии всех существ (подобно царю, пекущемуся сразу о всех подданных); бод-

 

 
История религии. Конспект лекций -140-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

хисаттва-лодочник, «перевозящий» по одному существа на «другой берег» существования, и бодхисаттва-пастух, который вначале спасает все существа и только потом сам вступает в нирвану (подобно пастуху, который вначале загоняет в ворота усадьбы свой скот и лишь потом входит в них сам).

Махаяна считает идеал бодхисаттвы естественным выводом из доктрины анатмавады: ведь само понятие индивидуального освобождения, принятое в школах Хинаяны, имплицитно предполагает веру в некую индивидуальность,

которая освобождается. Махаяна более радикальна: пока для человека, пусть даже святого, существует различие между «я» и «не-я», между «собой» и

«другими», он остается во власти аффективного заблуждения относительно

«я». Следовательно, только спасение всех есть спасение каждого, и только спасение всех существ есть и спасение меня самого, снимающее, однако, са- мо представление о «я» и «самом».

Но не означает ли это, что бодхисаттвы никогда не обретут покоя нирва- ны: ведь живых существ во всех мирах больше, чем «песчинок в Гангах, ко- торых столько же, сколько песчинок в одном Ганге», а бодхисаттвы дали обет не ступать в нирвану, пока не освободятся все живые существа? Разные

буддийские тексты по-разному отвечают на этот вопрос. Так, «Лотосовая сутра» устами самого Будды возвещает, что рано или поздно обеты будут ис- полнены, все живые существа освободятся, и бодхисаттвы смогут обрести

покой нирваны. Другие тексты отрицают окончательное освобождение всех существ и утверждают, что сама сострадательная миссия бодхисаттв и есть их нирвана, в этом труде заключена и награда за труд, выражающаяся в осво-

бождении от иллюзии «я».

На своем пути к достижению пробуждения и обретения состояния Будды бодхисаттвы постепенно восходят по десяти ступеням совершенствования,

подробно описанным в махаянской литературе. Этот путь невероятно долог – он требует трех асанкхея, т.е. «неизмеримых», эонов – кальп. На последней ступени этого пути, называемой дхарма-мегха («облако Дхармы») бодхисат-

тва обретает пробуждение, не уходя, однако, при этом в нирвану. Ко времени достижения высших ступеней бодхисаттва приобретает огромное могущест- во, намного превосходящее могущество Богов добуддийской ведической ре- лигии (в одной сутре говорится, что бодхисаттва такого уровня может жонг-

лировать мирами, как фокусник жонглирует цветными шариками). Со време- нем поэтому махаянисты стали называть, как правило, бодхисаттвами не просто верующих, стремящихся к бодхи, как это было в ранней Махаяне, а

великих святых, уже реализовавших в полной мере идеал бодхисаттвы и не- устанно пекущихся о всех живых существах. Культы таких великих бодхи- саттв, как Авалокитешвара (символ сути великого сострадания), Маньджуш-

ри (воплощения трансцендентной премудрости), Тара (ее культ напоминает средневековый культ Мадонны в Европе; будучи преисполненной великого сострадания, Тара дала обет стать Буддой в женском теле, чтобы показать,

что женщина ни в чем не уступает мужчине), Самантабхадра, Кшитигарбха (в народном буддизме распространено предание, что он обещал заполнить своим телом все ады, чтобы там уже более никто не поместился) и многих

 

 
История религии. Конспект лекций -141-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

других, стали центральными культами махаянского буддизма во всех странах его распространения.

Путь бодхисаттвы называется «путем парамит». Слово «парамита» озна-

чает «совершенство», но в традиции оно обычно истолковывается в духе на-

родной этимологии как «переход на другой берег»; таким образом, в буддиз- ме парамиты осмысляются как трансцендентные совершенства, или «совер- шенства, переводящие на другой берег существования». Как правило, в тек- стах дается набор из шести парамит: дана-парамита (совершенство даяния), кшанти-парамита (совершенство терпения), вирья-парамита (совершенство усердия), шила-парамита (совершенство соблюдения обетов), дхьяна- парамита (совершенство созерцания) и праджня-парамита (совершенство премудрости, или премудрость, переводящая на другой берег существования; запредельная премудрость). В этом списке пять первых парамит относятся к группе искусных средств (упая), а шестая парамита сама образует целую группу – группу праджни (мудрости). Единство всех парамит, осознаваемое как единство метода и мудрости, есть пробуждение, обретение состояния Будды.

Здесь праджня-парамита занимает особое место, ибо она оказалась един- ственной парамитой, ради которой была создана особая группа сутр, полу- чившая название праджня-парамитских сутр, или литературы праджня- парамиты (они и были самыми ранними махаянскими текстами). Если в Хи- наяне праджня понимается как умение распознавать дхармы, то в Махаяне это некая особая способность непосредственно воспринимать реальность, как она есть. В таковом качестве Запредельная Премудрость именуется «матерью всех Будд» и символически олицетворяется образом Богини, воплощающей в себе суть Совершенства.

Столь же велико отличие Махаяны от Хинаяны и по вопросу о том, что представляет собой Будда, Будда вообще, а не только исторический Шакья- муни. Махаяна занимает по этому вопросу «сверхмирскую» позицию, восхо- дящую к учению локоттаравадинов-махасангхиков. Поскольку Будда есть Будда благодаря обретению бодхи, то природа Будды и природа бодхи сов- падают, и если бодхи суть вечный надмирный принцип, то таков и Будда. Пробужденность Будд выражается в Дхарме – Учении, и Дхарма, таким об- разом, формирует как бы духовное и истинное «тело» Будды. Но под дхар- мой понимается также и «элементарная частица» опыта, «квант» реальности. Будда есть наивысшее существо, и его Дхарма – наивысшая Дхарма. Таким образом, духовное Тело Будд есть Дхарма дхарм, «дхармовая природа», дхармата, реальность реальности. В ходе приблизительно таких рассуждений в Махаяне сформировалось учение о Дхармовом Теле Будд как реальности, наделенной наивысшим онтологическим статусом. Дхармовое Тело едино для всех Будд, оно есть истинная реальность как она есть и природа всех дхарм (подобно тому, как вода есть природа любой волны, а вода по своему составу остается той же самой и в горном потоке, и в грязной луже).

Следовательно, природа Будды есть истинная природа всех феноменов,

всех дхарм в абхидхармистском смысле этого слова. А из этого Махаяна де-

 

 
История религии. Конспект лекций -142-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

лает еще один радикальный вывод: нирвана и сансара тождественны, между ними нет сущностного различия; сансара есть лишь иллюзорный аспект нир- ваны, никогда не возникавший и никогда не исчезающий, подобно тому как не может исчезнуть или появиться иллюзия: на то она и иллюзия, что не име- ет реального онтологического статуса и не существует «в себе». Поэтому, во- первых, можно сказать, что нирвана пуста от сансары, лишена какой бы то ни было «сансарности», и это отсутствие сансарности в нирване и есть высшая истина, или истинная реальность. Это и есть Дхармовое Тело всех Будд, или Будда в своей истинной природе. Из этого следует и еще один вывод – все дхармы суть дхармы Будды, они буддовы по своей природе, или их природа суть природа Будды. А из этого, в свою очередь, следует, что все существа – не кто иные, как Будды, но только не пробудившиеся к пониманию этого, не реализовавшие свою внутреннюю и изначально пробужденную природу.

В поздней Махаяне Дхармовое Тело рассматривается в двух аспектах: как

«тело своебытия» оно есть реальность с высшим онтологическим статусом, а как «Дхармовое Тело гносиса/знания» оно есть когнитивный аспект этой ре- альности; чистая недвойственная мудрость, лишенная («пустая») какой-либо

субъект-объектной дихотомии.

Однако в отличие от Хинаяны Махаяна утверждает, что Будда, обретя

Дхармовое Тело (пробудившись), не покидает навечно мир, не уходит в не-

доступную для существ сансары нирвану без остатка.

По своему великому состраданию, Будда производит из своего Дхармово-

го Тела как бы два его отражения, проявляющиеся: одно – в мире форм и не-

форм, а другое – в мире желаний. Оба эти «Тела», в отличие от Дхармового Тела, обладают особой формой, обусловленной неисчислимыми благими ка- чествами Будд, поэтому оба эти «Тела» вместе известны как рупакая,

«оформленное тело», «формное тело».

Первое из них называется «тело всеблаженства», в нем Будда (у каждого

Будды оно свое) наслаждается нирваной как положительным блаженством.

Но самое важное состоит в том, что именно в этом «теле» Будды общаются с высшими личностями (йогинами, бодхисаттвами), чье сознание развертыва- ется на уровне миров форм и не-форм и наставляют их, являясь им в видени- ях, и т. п. Второе из них – «магически созданное тело», или «тело, созданное магическими метаморфозами». В этом теле Будды являют себя на уровне ми- ра желаний и проповедуют Дхарму людям в виде учителей – монахов. Таким Буддой в «магически созданном теле» был и Шакьямуни после обретения бодхи принцем Сиддхартхой Гаутамой. А «Лотосовая сутра» идет еще даль- ше и провозглашает устами самого Будды, что он был пробужден прежде всех времен; его рождение в Капилавасту и пробуждение под Древом Бодхи в Бодхгая было лишь благой уловкой (упая), необходимой для того, чтобы указать людям путь к освобождению. Таким образом, Будда приобретает черты Бога-Спасителя, особенно усилившиеся в дальневосточном варианте махаянского буддизма. Но буддизм и в форме Махаяны все-таки останется нетеистической религией: мир сансары не является результатом божествен- ного творения, он плод некоей трансцендентальной иллюзии относительно

 

 
История религии. Конспект лекций -143-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

природы «я» и реальности, выражающейся в субъект-объектной дихотомии и влечении-отвращении эмпирических субъектов к объектам и другим субъек- там.

В буддийской иконографии Дхармовое Тело Будды обычно вообще не

изображается или изображается в виде ступы (в дальневосточной традиции возможно его иконографическое олицетворение в образе Будды Вайрочаны – Будды Великого Солнца); самбхогакая как «прославленное Тело» изобража- ется в виде человека в йогической позе созерцания, наделенного различными пышными царственными атрибутами – венцами, диадемами, серьгами, брас- летами и т. д. И, наконец, в теле нирманакая Будда изображается в простых монашеских одеждах и с чашей для сбора подаяния в руках.

И Хинаяна, и Махаяна признают приход в наш мир множества Будд (в прошлом и будущем), но только в Махаяне эти неисчислимые Будды не

только нашего мира, но и других миров становятся объектами культа и по- клонения. Среди них особенно выделяется Будда Амитабха (Будда Безгра- ничного Света), почитание которого характерно для всех направлений Ма- хаяны, а в Китае и Японии культ этого Будды и его Земли Блаженства ока-

зался даже центральным для некоторых школ и течений, но об этом мы пого- ворим подробнее в следующей лекции. Для Махаяны характерна также раз- витая литургика, пышные Богослужебные ритуалы и мистерии.

Между Хинаяной и Махаяной существует также весьма существенное различие по отношению этих направлений буддизма к монашеству и миря- нам. Более того, это исключительно важное различие, поскольку сейчас мо-

жет считаться доказанным, что первоначальные расколы в сангхе, ведшие к образованию новых направлений, были вызваны именно различиями в ин- терпретации норм монашеских уставов и правил, а не доктринально-

теоретическими расхождениями; именно различия в понимании роли и места монашества вызвали и первоначальный раскол на стхавираваду и махасанг- хику (тем не менее даже этот раскол, равно как и другие, не мешали последо-

вателям Хинаяны и Махаяны зачастую жить в одних и тех же монастырях, но опять-таки при условии одинакового понимания уставных монашеских норм).

Как уже говорилось ранее, Хинаяна – сугубо монашеское направление

буддизма, которое только собственно монахов и считает буддистами par excellence, поэтому хинаянисты, в принципе, не стремятся к активной мис- сионерской деятельности или проповеди среди мирян. По-иному дело обсто- ит в Махаяне. Хотя было бы принципиально неверным умалять значение и роль монахов в махаянском буддизме, тем не менее нельзя не подчеркнуть, что принятие монашеских обетов и постриг отнюдь не являются необходи- мыми условиями для обретения состояния Будды. А некоторые махаянские тексты даже особо превозносят мирян, достигших более высоких уровней духовного постижения, чем большинство монахов и даже многие великие бодхисаттвы.

Махаянисты, исходя из доктрины «искусных средств», стремились найти свойства воздействия на все слои населения и на все психологические типы

 

 
История религии. Конспект лекций -144-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

личности, к каждому из них подобрать свой «ключик», чтобы побудить как можно большее число людей встать на путь, ведущий вначале к обретению лучшего рождения, потом – к освобождению и, наконец, – к обретению со- стояния Будды ради блага всех живых существ. Эта же установка на спасение всех «существ – матерей» побуждала махаянистов активно заниматься про- поведью Дхармы и распространением буддийского учения за пределами Ин- дии. И необходимо отметить, что именно в форме Махаяны буддизм стал мировой религией (в качестве Хинаяны он оставался бы и по сию пору ре- гиональной традицией). Именно в форме Махаяны буддизм распространился от Индии до Бурятии и от Японии до Калмыкии, продолжая и сейчас доста- точно быстро распространяться в Европе и Америке (во Франции и Германии буддизм уже стал третьей по распространенности религией). В древности же, до мусульманских завоеваний, география распространения буддизма была еще разнообразней: буддисты населяли территорию современного Афгани- стана, где и теперь можно видеть гигантские статуи Будд и бодхисаттв, высе- ченные в горных склонах; буддийской была империя Маджапахит в Индоне- зии, государственным культом которой был культ синкретического индо- буддийского божества Шива-Будды (и сейчас герб мусульманской Индоне- зии украшает девиз: «Хоть Шива и Будда и различны, но по сущности своей они едины»), множество буддистов жило в Центральной Азии, эту религию (наряду с пришедшим из Ирана манихейством) исповедовали уйгуры, и этот перечень можно еще продолжать и продолжать.

Распространяясь среди самых разных народов, адаптируясь к самым раз-

ным культурным и цивилизационным условиям, буддизм Махаяны проявлял чудеса гибкости и приспособляемости. И эта гибкость отнюдь не была бес- принципностью: ни одной из своих формообразующих доктрин буддизм ни- когда не поступался и ими не жертвовал. Идея «упаи», благой уловки, кото- рая должна помочь вывести существа из полыхающего пламенем страданий дома сансары, вдохновляла махаянских монахов и в горной выси Тибета, и на бескрайних степях Монголии, и на Великой Китайской равнине, и на остро- вах Японии. Придя в новые земли и видя, что их жители поклоняются много- численным Богам и демонам (как это было, например, в Тибете), буддисты отнюдь не спешили объявлять этих божеств бесами или утверждать, что их вовсе нет. Напротив, они говорили местному населению, что их Боги тоже познали Четыре Благородные Истины, стали буддистами и теперь будут изо всех своих сил защищать Дхарму Будды и охранять верующих в нее. Или, как это часто бывало в Японии, буддисты объявляли местных Богов вопло- щениями или проявлениями сил Будд и бодхисаттв, после чего они остава- лись в пантеоне, но уже в буддийском облике.

В настоящее время буддизм Махаяны существует в двух вариантах, дос- таточно сильно отличающихся друг от друга: это тибето-монгольская Махая- на (иногда все еще неправильно называемая «ламаизмом») с каноническими текстами на тибетском языке (Тибет, Монголия, некоторые народы России – буряты, калмыки, тувинцы, население различных областей Гималаев и неко- торых других мест) и дальневосточная Махаяна (на основе китайского буд-

 

 
История религии. Конспект лекций -145-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

дизма и с каноническими текстами на китайском языке) – Китай, Корея,

Япония, Вьетнам.

В начале второй половины I тысячелетия н. э. в буддизме Махаяны посте-

пенно зарождается и формируется новое направление, или Яна («Колесни-

ца»), получившая название Ваджраяны, или тантрического буддизма; это на- правление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине – в Индии.

Здесь надо сразу же сказать, что само слово «тантра» никак не характери- зует специфику этого нового типа буддизма. «Тантра» (как и сутра») просто тип текстов, в которых может и не быть ничего «тантрического». Если слово

«сутра» означает «нить», на которую нечто нанизывается, то слово «тантра», образованное от корня «тан» (тянуть, растягивать) и суффикса «тра», означа- ет основу ткани; т.е., как и в случае с сутрами, речь идет о неких базовых

текстах, служащих основой, стержнем. Поэтому хотя сами последователи тантризма и говорят о «пути сутр» (Хинаяна и Махаяна) и «пути мантр», тем не менее они предпочитают называть свое учение Ваджраяной, противопос- тавляя ее не Махаяне (тантры всегда подчеркивают, что Ваджраяна суть

«путь», яна, внутри Махаяны), а классическому махаянскому пути постепен- ного совершенствования, так называемой Парамитаяне, т.е. Пути Парамит, или совершенств, переводящих на Тот Берег. Т.е. Ваджраяна противопостав-

ляется именно Парамитаяне, а не Махаяне, которая включает в себя и Пара- митаяну (достижение состояния Будды за три неисчислимых кальпы), и Вад- жраяну (достижение состояния Будды за одну жизнь, «в этом теле»).

Слово «ваджра», входящее в название «Ваджраяна», первоначально упот- реблялось для обозначения громового скипетра индийского Зевса – ведий- ского Бога Индры, однако постепенно его смысл изменился. Дело в том, что

одно из значений слова «ваджра» – «алмаз», «адамант». В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому

алмазу, а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенно- му удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий про- бужденное сознание, а также сострадание и искусные средства в оппозиции

праджня – упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колоколь- чик); соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции

мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово «Ваджрая- на» может быть переведено как «Алмазная Колесница», «Громовая Колесни- ца» и т. п. Первый перевод наиболее распространен.

Следует сразу же сказать, что в отношении аспекта мудрости (праджня) Ваджраяна не предполагает практически ничего нового по сравнению с клас- сической Махаяной и базируется на ее философских учениях – мадхьямаке,

йогачаре и теории Татхагатагарбхи. Все своеобразие Алмазной Колесницы связано с ее методами (упая), хотя цель применения этих методов все та же – обретение состояния Будды для блага всех живых существ. Ваджраяна ут-

 

 
История религии. Конспект лекций -146-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна

 

верждает, что главное преимущество ее метода – его чрезвычайная эффек- тивность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трех неизмеримых мировых циклов – кальп. Следователь- но, адепт тантрического пути может быстрее выполнить свой обет бодхисат- твы – стать Буддой для избавления всех существ, утопающих в болоте цик- лического существования рождений-смертей. Вместе с тем наставники Вад- жраяны всегда подчеркивали, что этот путь является и самым опасным, по- добным прямому восхождению к вершине горы по канату, натянутому над всеми горными ущельями и пропастями. Малейшая ошибка на этом пути приведет незадачливого йогина к безумию или рождению в особом «ваджр- ном аду». Гарантией успеха на этом опасном пути являются приверженность идеалу бодхисаттвы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...