Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Амидаизм и нитирэн. Особенности буддизма




В Китае и Японии. Чань-буддизм и дзен-буддизм.

Тибетский буддизм

 

 

В I в. н.э. буддизм перешел из Северо-Западной Индии в Центральную Азию, а оттуда «просочился» в Западный Китай. В I–II вв. н.э. династия Ку- шанов завладела территорией от Бенареса (центр Северной Индий) до Афга- нистана на западе и до Узбекистана и Китайского Туркестана на севере и се- веро-востоке. Кушанский правитель Канишка (около 78–101 гг. н.э.) оказы- вал широкую поддержку буддизму. В эпоху Кушанов, когда установились относительный мир и процветание, монахи и купцы по торговым путям пе- ренесли буддизм в Центральную Азию и Китай. Остатки грандиозных ступ, монастыри в пещерах и выстроенные из кирпича, надписи и многочисленные буддийские тексты показывают, что буддизм процветал по всему Великому Шелковому Пути на протяжении десяти веков. Около 150 г. н.э. он был при- нят в качестве государственной религии в державах Кашгар и Хотан (Китай- ский Туркестан). Сюань-цзан, китайский паломник, побывавший в Индии в VII в. н.э., сообщает о сотне монастырей и пяти тысячах монахов, виденных им в Хотане. Центральноазиатский буддизм дал большую часть религиозных текстов и вывел немало ученых, подстегнувших развитие буддизма в Китае с

300 по 600 г. н.э. Однако подъем ислама и упадок буддизма в Индии и Китае около 1000 г. н.э. привели к исчезновению этой религии в Центральной Азии.

Китайские монахи и дипломатические миссии, руководствуясь, возможно,

примером «миссий Дхармы» императора Ашоки, в конце IV в. н.э. перенесли буддизм в Корею. Корейские дипломатические миссии ввели буддизм при

японском дворе в середине VI в. н.э. Прямые контакты между Японией и Ки- таем подстегнули развитие японского буддизма. В VII в. буддизм перешел из Китая в Тибет. Он был официально принят тибетским правителем Ти-сроном

(740–798 гг. н.э.), пригласившим к своему двору махаянского монаха из На-

ланды.

В Китае буддизму пришлось состязаться с конфуцианством и даосизмом –

тщательно разработанными древними жизнеутверждающими религиями. Конфуцианство подчеркивало важность семьи и гармоничных отношений преданности и заботы: преданности сына отцу, жены – мужу, подданного – правителю, а также заботы отца о сыне, мужа – о жене, а правителя – о под- данном. Монашеский буддизм низко оценивал семью и ставил преданность дисциплине и монашеской общине над преданностью правителю и обществу в целом. Даосизм поощрял самоуглубленность и пренебрежение общеприня- тыми нормами поведения, однако скорее во имя беззаботного, вольно теку-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -148-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

7. Амидаизм и нитирэн. Особенности буддизма в Китае и Японии. Чань-буддизм и дзен-буддизм. Тибетский буддизм

 

щего единения с природой, чем ради суровой духовной дисциплины. В то же время конфуцианство высоко ценило ученость (мудрость), а даосизм припи- сывал сверхъестественные силы тем, кто жил в гармонии с природой. Так как ученость и магические силы были ключевыми свойствами совершенных буд- дийских монахов, китаец мог по достоинству оценить такого монаха, невзи- рая на существование других поводов для разногласий. Кроме того, посколь- ку целью конфуцианства и даосизма была гармония в этом мире, то буддий- ская вера в перерождение на небесах, обретаемое в силу благих заслуг, а также в принципиальную достижимость нирваны добавила новые измерения в религиозную жизнь Китая.

Конфуцианство было государственной религией династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). В последовавшую за падением династии Хань эпоху раз- дробленности и антиконфуцианских настроений (300– 600 гг. н.э.) монаше- ский буддизм добился всеобщего признания и поддержки со стороны вла- стей. Перепись населения, проводившаяся в 517 г. н.э., отмечает, что тогда в Китае было 30 000 монастырей и 2 млн монахов и монахинь. Уклад монаше- ской жизни был в основном таким же, как и в Индии; основное отличие за- ключалось в том, что монастыри сами обеспечивали себя посредством пожа- лованных им земель и монахи гораздо меньше вступали в контакт с общест- вом, поскольку им не нужно было выходить для сбора подаяния. Кроме того, монашеские общины по большей части возникали вокруг отдельных мона- хов-наставников; каждая община состояла из наставника и его учеников. Этот строй, тенденция к которому проявилась уже в индийском буддизме Махаяны, получил в Китае широкое развитие благодаря конфуцианскому и даосскому идеалу мудреца. В буддизме Тхеравады, напротив, центром вни- мания была сама община, в которой каждый из монахов занимал установлен- ное положение.

Индийский буддизм Махаяны признавал широкое разнообразие мысли, не выделяя особых сект. В Китае же, начиная с «VI в. н.э., возникло множество

различных сект, каждая из которых брала за основу те или иные сутры Ма- хаяны. Две такие секты снискали широчайшую известность и оказали силь- ное влияние как на китайский, так и на японский буддизм: это были секты Чань (яп. Дзэн – от санскр. «дхьяна» – «созерцание», «медитация») и Цзин-ту

(яп. Дзёдо), или секта «Чистой Земли».

Первые китайские монахи, испытавшие индийское влияние, подчеркива-

ли важность учености и, возможно, не так уж строго придерживались древ-

него монашеского устава. Монахи секты Чань, напротив, невысоко ставили изучение древних текстов и переводов и настаивали на необходимости дис- циплины, прежде всего – медитации. Они удалялись в горы, где разрабатыва- ли множество новых методов достижения прозрения. Другим их новшеством было введение ручного труда в качестве одной из составляющих монашеской дисциплины. Следуя учению Махаяны, особенно «Сутре Совершенной Муд- рости», и испытав влияние даосизма, они утвеждали, что этот самый мир и есть царство просветления и что обыденная мирская деятельность может стать поводом для просветления.

 

 
История религии. Конспект лекций -149-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

7. Амидаизм и нитирэн. Особенности буддизма в Китае и Японии. Чань-буддизм и дзен-буддизм. Тибетский буддизм

 

Другие китайские монахи следовали сутрам «Панорамы Чистой Земли», восхвалявшим Будду Амитабху (кит. А-ми-до-фо) и его рай Чистой Земли. Амитабха и его Чистая Земля были объектами медитации в индийском буд- дизме. Китайский наставник Тань-люань (476–542 гг. н.э.) толковал писания Чистой Земли и говорил, что после смерти можно достичь Чистой Земли, по- просту декламируя имя Амитабхи следующим образом: «на-мо а-ми-до-фо», т.е. «Поклон Будде Амитабхе». Он учил, что одной такой декламацией, не прибегая ни к медитации, ни к какой-либо особой дисциплине, а также по милости Амитабхи можно достичь Чистой Земли; а уж если человек попал в Чистую Землю, то он легко достигнет нирваны. В относительно короткое время это учение привлекло тысячи людей – как монахов, так и мирян – к ве- ре в Будду Амитабху и к надежде родиться вновь в его раю.

Одна из транскрипций имени Будды Амитабхи – Амида, поэтому культ

Амитабхи получил название в религиоведческой литературе «амидаизм».

Амидаизм – одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в V-VI вв. в Китае. Каноническими текстами амидаизма являются «Три сутры об Амиде», в которых отражены основные

догматические положения данного направления. Целью адепта Амиды явля- ется возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддистском рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь. На данное учение несомненное

влияние оказывали даосские представления о бессмертных, ведущих бла- женное существование на далеком острове в океане. Возрождение в «чистой земле» возможно только при помощи будды Амиды, который дал обет пере-

нести все живые существа после их смерти в свой рай. Верующий в спаси- тельную силу Амиды должен молить Будду о помощи, повторяя сакральную фразу «Слава Будде Амиде!» и совершая благодетельные поступки. Амида-

изм получил широкое распространение, прежде всего, среди сельского насе- ления, хотя в число его приверженцев входила и определенная часть имущих слоев. В Китае ведущей школой амидаизма. была Цзинту-цзун, теоретики ко-

торой разработали доктринальный комплекс амидаизма как религиозного те- чения. В Японии, где амидаизм приобрел исключительную популярность в XIII в., возникло четыре главных школы в рамках этого течения – Юдзу нэм- буиу-сю, Дзёдо-сю, Дзёдо-синсю, Дзи-сю, идеологи которых предлагали не-

сколько отличные друг от друга трактовки основополагающих догм амида-

изма.

Вместе с Буддой Амитабхой популярными объектами поклонения в Китае стали бодхисаттвы Авалокитешвара и Майтрейя. Авалокитешвара (кит. Гу-

ань-инь) был приспособлен к добуддийской религии, будучи отождествлен с

Богиней, которая, как и Авалокитешвара, в народных верованиях наделялась властью над силами плодородия. Мирская ипостась буддизма в Китае не раз-

вивалась в тесном сотрудничестве с жизнью монахов, как это было в Индии,

на Шри-Ланке и в Юго-Восточной Азии. Ее основными составляющими ста-

ли накопление заслуг путем пожертвований монастырям и почитание Будд и бодхисаттв наряду с культом добуддийских божеств и духов.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -150-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

7. Амидаизм и нитирэн. Особенности буддизма в Китае и Японии. Чань-буддизм и дзен-буддизм. Тибетский буддизм

 

Японский буддизм развивался по китайскому образцу, но с той значи- тельной разницей, что, начиная с тринадцатого столетия, буддизм «Чистой Земли» отказался от монашеских обетов и ввел институт женатого духовен- ства. В Японии буддизм взаимодействовал с синто – исконно японской тра- дицией. Сложилось своеобразное разделение труда, в силу которого синтои- стские жрецы отвечали в основном за мирские дела (например, освящение брака), тогда как буддийские монахи совершали похоронный обряд.

Нитирэн (секта Солнечного Лотоса) – одна из буддийских сект, возник- ших в эпоху Камакура (1185-1333), основана в 1253 г. монахом школы Тэн- дай Нитирэном.

В рамках буддизма существует много сект и направлений, которые по-

разному интерпретируют доктрины школы, восходящей к Нитирэну.

Однако самое главное для всех направлений – утверждение высшей зна-

чимости и превосходства «Сутры Лотоса» над другими текстами, проповедо-

ванными Буддой.

В новое время религиозные группы на основе учения Нитирэна обрели многочисленных адептов в среде населения, не связанного с традиционными

сектами, и получили название «нитирэн сюги» (нитирэнизм).

Возникли немонашеские религиозные организации, в которых главными чертами стали духовное исцеление и обещание прижизненных благ, а также

некоторые шаманские практики (во многих случаях поклонение обожеств- ленному основателю), сильное групповое сознание и в более или менее аг- рессивной форме вербовка новых членов.

Среди подобных групп до наших дней дошли Рэйюкай, основанная в 1925

г., Риссё Косэйкай, основанная в 1938 г., а также Сока Гаккай, основанная в

1930 г.

Бурная история нитирэнизма разбила его на полностью независимые те- чения и группировки, но в то же время оБогатила широким диапазоном док- тринальных учений, которые нашли отклик в умах различных слоев японско- го общества. Это вывело нитирэнизм из общего ряда традиционных религи- озных направлений и сект, обеспечив уникальность его положения в япон- ском буддизме.

Тибетский буддизм известен в религиоведческой литературе как ламаизм.

Ламаизм – окончательно оформился в конце XIV – начале XV вв. тибетским монахом и философом Цзонхавой, который решил реформировать существо- вавшую с XI в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к «первоначаль- ному» учению, а также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в 108-томном собрании, именуемом «Ганджур». Ламаизм уделяет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам буддизма. Для ламаизма характерно: 1) усиление влияния жречества как особой группы людей, отвечающих за Спасение самих себя и других; 2) «наследственность» сана великого ламы; 3) тщательнейшая разработка медитативных упражне- ний различного рода – достижение кататонии, левитация, путешествия духа;

4) чрезвычайно детализированная астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например, китайская или даже индийская; 5) высокоразвитая

 

 
История религии. Конспект лекций -151-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

7. Амидаизм и нитирэн. Особенности буддизма в Китае и Японии. Чань-буддизм и дзен-буддизм. Тибетский буддизм

 

тибетская медицина, включающая Богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты рождения и текущей ситуации. В отличие от буддизма махаяны, равно как дзен-буддизма в Китае и Японии, предполагающих, прежде всего, откры- тость Пути, его доступность всем и каждому, ламаизм скорее хинаянского толка, открывающий эту возможность лишь посвященным. Кроме этого, ла- маизм, хотя и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных рели- гий, начиная от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и кончая религией бон-по. Таким образом, ламаизм можно трактовать как частное, специальное учение в основном прикладного, т.е.магического, характера.

В XIII в. монгольский правитель Китая назначил одного из лам регентом (правителем) Тибета. В 1656 г. Тибет перешел под непосредственное правле- ние ламы, носящего титул Далай-Лама (монг.-тиб.: «Лама-Океан [мудро- сти]»). Нынешний Далай-Лама живет в изгнании в Северо-Западной Индии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...