Космогонические и космологические представления
Космология и космогония – это учения о происхождении и существова- нии Вселенной, нашего мира. Такое понимание представляет собой совокуп- ность основополагающих взглядов на происхождение и природу жизни. Эти взгляды определяют все поступки и высказывания людей. По мере организа- ционного и теоретического усложнения китайских религий эти взгляды были четко сформулированы и кодифицированы. Хотя конкретные формулировки могут показаться достаточно несхожими из-за того, что подчеркивают тот или иной аспект теории, они тем не менее выражают основы китайского ми- ровоззрения. Хороший пример – две знаменитые цитаты из конфуцианских философов XI в. Чжан Цзая (1020-1077) и Чжоу Дуньи (1017-1073): «Небо – мой отец, а Земля – моя мать, и даже столь малое создание, как я, находит себе уютное место между ними. Поэтому то, что наполняет Вселенную, я называю моим телом, а то, что направляет Вселенную, я считаю моей природой. Все люди – мои братья и сестры, и все вещи – мои товарищи. Великий правитель (император) – старший сын моих родителей (Неба и Земли), а великие министры – его слуги. Уважайте стариков – именно так следует относиться к старшим. Искренне любите сирот и слабых – именно так следует относиться к младшим. Мудрый отождествляет свой характер с характером Неба и Земли, а достойный – самый выдающийся человек. Даже усталые, немощные, увечные и больные, не имеющие братьев или детей, жен или мужей, – все они мои братья, страдающие и не знающие облегчения» (Чжан Цзай. «Западная надпись»). «Предел Небытия и Великий Предел (Тай-цзы). Великий Предел посред- ством движения порождает Ян. Когда его активность достигает высшей точ-
ки, он успокаивается. Посредством спокойствия Великий Предел порождает инь. Когда спокойствие достигает высшей точки, активность начинается вновь. Так движение и спокойствие чередуются друг в друге, рождая разли- чие инь и ян и утверждая таким образом эти два начала. Из превращений ян и его союза с инь возникают пять стихий: вода, огонь, дерево, металл и земля. Когда эти пять материальных сил (ци) распределены в гармоническом порядке, текут своим чередом четыре времени года. Пять стихий составляют одну систему инь и ян, а инь и ян составляют Ве- ликий Предел. Великий Предел – это, в сущности, Непредел. Пять стихий возникают, обладая каждая своей особой природой. Когда реальность Предела Небытия и сущность инь, ян и пяти стихий вступают в сокровенный союз, начинается объединение. Тянь (Небо) являет- ся мужским началом, а кунь (Земля) – женским началом. Взаимодействие
ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО 4. Космогонические и космологические представления
этих двух материальных сил порождает и превращает мириады вещей. Ми- риады вещей возникают и умножаются, что ведет к бесконечным превраще- ниям. Только человек получает (пять стихий) в их наивысшей чистоте, по- этому он наиболее разумен. Появляется его физическое тело, и его дух раз- вивает способность сознавать Пять нравственных принципов его природы (туманность, или жэнь, праведность, знание приличий, мудрость и верность) пробуждаются внешним миром, реагируют на него и проявляют себя в дея- тельности; различаются добро и зло, и вершатся человеческие дела» (Чжоу Дуньи. «Разъяснение диаграммы Великого Предела»). Приведенные цитаты говорят о том, что мир возник в результате естест- венных процессов, о том, что все известное нам является частью Вселенной и, следовательно, связано со всеми остальными ее частями. Это относится и к людям и к Богам; мы все объединены в одну систему, вне которой не суще- ствует ничего. В первом отрывке космос сравнивается с огромной социаль- ной системой, над которой главенствуют Отец-Небо и Мать-Земля; во втором отрывке Вселенная представлена как результат сбалансированного взаимо- действия физических и метафизических сил. Но эти отрывки – лишь два примера характерного китайского мировоззрения, нашедшего выражение во множестве конкретных форм с древности и до наших дней. Китаю до некото- рой степени знакомы мифы о сотворении мира, однако в них основные физи- ческие составляющие Вселенной присутствуют уже в самом начале – Боги и культурные герои лишь упорядочивают их, придавая им известные нам фор- мы. Подобный взгляд на мир мы встречаем и во многих других культурах, например у североамериканских индейцев хопи или силу, он весьма отлича- ется от традиционного учения иудаизма, христианства и ислама. Этим рели- гиям известен лишь один Бог, существующий за пределами мира, который он решил сотворить; свят именно Бог, а не сам – мир. Китайский же подход придает большую религиозную значимость жизни в этом мире и не делает упора на существовании высшей духовной реальности, к постижению кото- рой должна стремиться личность. Разумеется, в Китае известны высокие ре- лигиозные символы, такие, как Тянь и даосские астральные божества; с дру- гой стороны, в христианстве Иисус Христос выступает символом вовлечен- ности Бога в мир, и все же глубинное различие двух мировоззрений очевид- но. И в том и в другом случае фактором, формирующим традицию, является фундаментальное представление о реальности. Итак, отличительная особен- ность китайского мировоззрения – восприятие мира как живой системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|