Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфуцианская система образования и воспитания




 

 

Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфу- цианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превра- тились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть

 

 

 
История религии. Конспект лекций -186-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

5. Конфуцианская система образования и воспитания

 

конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкциони- ровано конфуцианскими традициями. И если со временем он усваивал кое- что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином – все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышле- ния, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуци- анцем.

Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и осо-

бенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей

учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. При этом следует заметить, что многие пассажи из Шуцзин и Шицзин, изречения из Луньюй и тем более заповеди и нормы Лицзи распро- странялись изустно. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства.

Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту со- ответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение

Великого Закона.

Соответственно, сильно возросли авторитет и социальный статус грамо-

теев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ кон-

фуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, спо- собных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, кото- рое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые.

Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, уме- ние свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие муд- рость древних, – такова была программа обучения в китайской школе, казен- ной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла и особенно естест- вознание не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и Богатства.

Дать сыну образование и вывести его «в люди» – мечта каждой семьи в Китае, но осуществить ее было нелегко. Следовало изучить несколько тысяч иероглифов и с их помощью уметь разбираться в сложных древних текстах,

 

 
История религии. Конспект лекций -187-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

5. Конфуцианская система образования и воспитания

 

написанных малопонятным письменным языком. На это уходили долгие го- ды упорного труда, да и давалась грамота далеко не всем. Следует заметить, однако, что облагодетельствовать и выучить бедного, но способного сороди- ча считалось делом чести всей родни и сулило ей в случае успеха немало вы- год, что обычно стимулировало благотворительность. В результате наиболее удачливые, способные и усидчивые ученики, имевшие достаточно сил, упор- ства, умения и терпения, могли овладеть всей суммой знаний, необходимых на конкурсных экзаменах.

Правители царств были заинтересованы в выдвижении подходящих кан-

дидатов на должности чиновников, о чем есть упоминания в источниках.

Придя к власти в эпоху Хань (III в. до н. э.- III в. н. э.), конфуцианцы превра- тили конкурсные экзамены в главный, а позже фактически в единственный путь, который давал возможность войти в состав правящей элиты, должным образом подготовленной для управления страной в духе традиционных кон- фуцианских принципов. Начиная с Таи (VII-Х вв.) экзаменационная система выглядела – с многочисленными вариациями – примерно следующим обра- зом.

Подготовленные к экзамену на низшую степень сю-цай выпускники школ, а также самостоятельно изучавшие каноны соискатели ежегодно съез- жались в уездный центр, где под бдительным надзором высокопоставленных чиновников проводился экзамен. В специально оборудованном помещении в одиночку и под строгим контролем каждый экзаменующийся в течение двух- трех суток должен был без книг и пособий, по памяти, написать небольшую поэму, сочинение по поводу какого-либо события в древности, а также трак- тат на отвлеченную тему. Конкурс был обычно суров, а квота жестка: сте- пень получали 2-3 %, реже 5 % экзаменовавшихся, которые тем самым завое- вывали желанное и высоко ценившееся право экзаменоваться на вторую сте- пень цзюйжэнь. Здесь требования были еще жестче, хотя круг вопросов оста- вался тем же.

Успешно прошедшие через эти испытания могли держать экзамен на высшую степень цзиньши, проводившийся в столице раз в два-три года. За проведением его следили высшие сановники и сам император. Из тех, кто получил третью степень, черпались кадры для замещения ключевых постов в системе бюрократической администрации. Перед ними почти автоматически открывался путь к высоким должностям, почету, славе и Богатству. Те, кто имел лишь две степени, этих прав не получали, но и они пользовались высо- ким престижем, являлись кандидатами на второстепенные должности, оказы- вали немалое политическое влияние в пределах своего уезда, обладали раз- личными источниками кредита, особенно со стороны торговцев, которым всегда льстили знакомство, родство или хотя бы связи с высокопоставлен- ными лицами. Даже обладатели одной только низшей степени, которых в стране было немало, ощущали внимание и уважение со стороны соседей и родни, готовность считаться с их мнением и пользоваться их советами и по- мощью со стороны местных властей.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -188-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

5. Конфуцианская система образования и воспитания

 

Все обладатели степеней (частично также и огромная масса их соискате- лей) составляли в старом конфуцианском Китае особое сословие шэньши. Сословие шэньши всегда играло в Китае роль господствующего привилеги- рованного класса, хотя никогда не было классом в точном смысле этого сло- ва.

Каждый, кто проникал в слой шэньши, тем более получал хотя бы одну ученую степень, приобретал социальные и весьма ощутимые материальные

привилегии, поэтому шэньши были Богатыми людьми, преимущественно землевладельцами (деньги в Китае почти всегда вкладывались в приобрете- ние земель). Однако Богатство само по себе не обеспечивало принадлежно-

сти к сословию, хотя сыну Богатого было легче получить образование и ока-

заться в рядах шэньши. Кроме того, характерная для Богатых семей практика

– обилие сыновей и отсутствие принципа майората, из-за чего даже самое значительное имущество уже в третьем поколении исчислялось лишь сотыми

его долями и становилось практически небольшим, – приводила к тому, что слой шэньши всегда был мобилен. Одни, более удачливые и упорные, влива- лись в него, другие, получившие в наследство небольшую часть имущества

отца или деда и сами не преуспевшие в учении и сдаче конкурсных экзаме- нов, оказывались за его пределами. Ни конфуцианство как господствующая идеология, ни система политической администрации империи от этого ни в

коей мере не страдали. Напротив, регулярное естественное обновление слоя шэньши за счет упорных, способных и честолюбивых новых его членов спо- собствовало тому, что ключевые позиции в китайской империи обычно ока-

зывались в руках действительно понаторевших в своем деле ученых – кон- фуцианцев, для которых незыблемость существующего строя была гарантией их личного успеха и процветания.

 

 

Неоконфуцианство

 

 

Неоконфуцианство – термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра тра- диционной культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китай- ским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам:

«дао сюэ» – «учение [истинного] Пути»; «[син мин и] ли сюэ» – «учение об [индивидуальной природе, предопределении, должной справедливости и]

принципе»; «синь сюэ1» – «учение о сердце (психике)»; «ши сюэ» – «учение о реальном», или «реальное (практическое) учение»; «шэн сюэ» – «учение о совершенной мудрости», или «учение совершенномудрых»; «Сун сюэ» –

«учение [эпохи] Сун (960-1279)». В самом узком смысле неоконфуцианство – учение философов XI-XII вв., выделенных официальной «Историей [дина- стии] Сун» (Сун ши, XIV в.) в направление «дао сюэ», т.е. Чжоу Дуньи, Чжан

Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В

 

 

 
История религии. Конспект лекций -189-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

6. Неоконфуцианство

 

менее узком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ори- ентированных мыслителей XI-XVII вв. (эпохи Сун – Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианских и конфуцианизированных учений, созданных в дальневосточном регионе с XI в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства под- черкивают его разные аспекты: «Сун сюэ» – время возникновения; «ши сюэ»

– «реалистичность» и»практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; «дао сюэ» – следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной ис- тине – дао-Пути; «шэн сюэ» – признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» (шэн1) в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства – «[син мин и] ли сюэ», «синь сюэ1» – выделяют его цен- тральные категории: «[индивидуальная] природа» (син1), «предопределение» (мин1), «должная справедливость» (и1), «принцип» (ли1), «сердце» (синь1).

У истоков неоконфуцианства стояли апологеты конфуцианства в услови-

ях широкой популярности даосизма и буддизма – Ван Тун (VI-VIII вв.), Хань Юй и его ученик Ли Ао (XVIII-IX вв.). Создавать идеологию неоконфуциан- ства начали «три мастера учения о принципе» – Сунь Фу, Ху Юань (конец X – XI в.) и Ши Цзе (XI в.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в не- оконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до начала XX в., а в середине XX в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школа, идейно доминировавшая в XVI-XVII в. Соперничество школ Чэн – Чжу и Лу – Вана, отстаивавших, соответственно, социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» –

«учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих глав-

ных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим построениям (Шао

Юн, XI в.; Цай Цзюфэн, XII-XIII вв.; Фан Ичжи, Ван Чуаньшань (XVII в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение зна- ния (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, XII в.; Е Ши, XII-XIII вв.; Ван Тинсян, XV-

XVI вв.; Янь Юань, XVII – начало XVIII в.). В XVII-XIX вв. господствовав- шие учения Чэн – Чжу и Лу – Вана подверглись атакам со стороны «эмпири- ческой» школы, делавшей упор на критическое изучение классических тек-

стов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу сюэ), был Гу Яньу (XVII в.), а крупнейшим представителем – Дай Чжэнь (XVIII в.).

 

 
История религии. Конспект лекций -190-


ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО

6. Неоконфуцианство

 

Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя (1858-1927),

связано с попытками усвоения западных теорий.

В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство осно-

вано прежде всего на текстах Конфуция (VI-V вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, IV-III вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилософских кано-

нах. Этот новый подход школа Чэн – Чжу воплотила в Четверокнижии

(Сы шу). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой

Тринадцатиканония (Ши сань цзин) была охвачена и древняя протофилософ- ская классика. Первое место в нем занял методологический «органон» – Чжоу, в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплициро- ванные (в том числе средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космоло- гическую и гносео-психологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Моральная доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных кате- гориях, что выражалось с помощью последовательных взаимных идентифи- каций человеческих («гуманность» - жэнь, «[индивидуальная] природа»,

«сердце») и природных (Небо-тянь, «предопределение», «благо- дать/добродетель»-дэ) сущностей. Современные интерпретаторы и продолжатели неоконфуциаства (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и другие) оп- ределяют такой подход как «моральную метафизику» (даодэ дэ синэршансюэ), являющуюся одновременно теологией.

 

 
История религии. Конспект лекций -191-


ЛЕКЦИЯ8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

 

План лекции

 

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма.

Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд.

 

2. Иудаистская обрядность, запреты и предписания.

 

3. Идея Богоизбранности.

 

4. Каббала. Хасидизм.

 

5. Основные направления в иудаизме: ортодоксальное, реформированноеи модернистское. Караимство.

 

6. Социально-политические ориентации иудаистских организацийв современных условиях.

 

7. Иудаизм в России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...