Конфуцианская система образования и воспитания
Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфу- цианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превра- тились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть
ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО 5. Конфуцианская система образования и воспитания
конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкциони- ровано конфуцианскими традициями. И если со временем он усваивал кое- что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином – все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышле- ния, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуци- анцем. Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и осо- бенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. При этом следует заметить, что многие пассажи из Шуцзин и Шицзин, изречения из Луньюй и тем более заповеди и нормы Лицзи распро- странялись изустно. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту со- ответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение
Великого Закона. Соответственно, сильно возросли авторитет и социальный статус грамо- теев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ кон- фуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, спо- собных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, кото- рое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, уме- ние свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие муд- рость древних, – такова была программа обучения в китайской школе, казен- ной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла и особенно естест- вознание не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и Богатства. Дать сыну образование и вывести его «в люди» – мечта каждой семьи в Китае, но осуществить ее было нелегко. Следовало изучить несколько тысяч иероглифов и с их помощью уметь разбираться в сложных древних текстах,
ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО 5. Конфуцианская система образования и воспитания
написанных малопонятным письменным языком. На это уходили долгие го- ды упорного труда, да и давалась грамота далеко не всем. Следует заметить, однако, что облагодетельствовать и выучить бедного, но способного сороди- ча считалось делом чести всей родни и сулило ей в случае успеха немало вы- год, что обычно стимулировало благотворительность. В результате наиболее удачливые, способные и усидчивые ученики, имевшие достаточно сил, упор- ства, умения и терпения, могли овладеть всей суммой знаний, необходимых на конкурсных экзаменах. Правители царств были заинтересованы в выдвижении подходящих кан- дидатов на должности чиновников, о чем есть упоминания в источниках. Придя к власти в эпоху Хань (III в. до н. э.- III в. н. э.), конфуцианцы превра- тили конкурсные экзамены в главный, а позже фактически в единственный путь, который давал возможность войти в состав правящей элиты, должным образом подготовленной для управления страной в духе традиционных кон- фуцианских принципов. Начиная с Таи (VII-Х вв.) экзаменационная система выглядела – с многочисленными вариациями – примерно следующим обра- зом. Подготовленные к экзамену на низшую степень сю-цай выпускники школ, а также самостоятельно изучавшие каноны соискатели ежегодно съез- жались в уездный центр, где под бдительным надзором высокопоставленных чиновников проводился экзамен. В специально оборудованном помещении в одиночку и под строгим контролем каждый экзаменующийся в течение двух- трех суток должен был без книг и пособий, по памяти, написать небольшую поэму, сочинение по поводу какого-либо события в древности, а также трак- тат на отвлеченную тему. Конкурс был обычно суров, а квота жестка: сте- пень получали 2-3 %, реже 5 % экзаменовавшихся, которые тем самым завое- вывали желанное и высоко ценившееся право экзаменоваться на вторую сте- пень цзюйжэнь. Здесь требования были еще жестче, хотя круг вопросов оста- вался тем же. Успешно прошедшие через эти испытания могли держать экзамен на высшую степень цзиньши, проводившийся в столице раз в два-три года. За проведением его следили высшие сановники и сам император. Из тех, кто получил третью степень, черпались кадры для замещения ключевых постов в системе бюрократической администрации. Перед ними почти автоматически открывался путь к высоким должностям, почету, славе и Богатству. Те, кто имел лишь две степени, этих прав не получали, но и они пользовались высо- ким престижем, являлись кандидатами на второстепенные должности, оказы- вали немалое политическое влияние в пределах своего уезда, обладали раз- личными источниками кредита, особенно со стороны торговцев, которым всегда льстили знакомство, родство или хотя бы связи с высокопоставлен- ными лицами. Даже обладатели одной только низшей степени, которых в стране было немало, ощущали внимание и уважение со стороны соседей и родни, готовность считаться с их мнением и пользоваться их советами и по- мощью со стороны местных властей.
ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО 5. Конфуцианская система образования и воспитания
Все обладатели степеней (частично также и огромная масса их соискате- лей) составляли в старом конфуцианском Китае особое сословие шэньши. Сословие шэньши всегда играло в Китае роль господствующего привилеги- рованного класса, хотя никогда не было классом в точном смысле этого сло- ва. Каждый, кто проникал в слой шэньши, тем более получал хотя бы одну ученую степень, приобретал социальные и весьма ощутимые материальные привилегии, поэтому шэньши были Богатыми людьми, преимущественно землевладельцами (деньги в Китае почти всегда вкладывались в приобрете- ние земель). Однако Богатство само по себе не обеспечивало принадлежно- сти к сословию, хотя сыну Богатого было легче получить образование и ока- заться в рядах шэньши. Кроме того, характерная для Богатых семей практика – обилие сыновей и отсутствие принципа майората, из-за чего даже самое значительное имущество уже в третьем поколении исчислялось лишь сотыми его долями и становилось практически небольшим, – приводила к тому, что слой шэньши всегда был мобилен. Одни, более удачливые и упорные, влива- лись в него, другие, получившие в наследство небольшую часть имущества
отца или деда и сами не преуспевшие в учении и сдаче конкурсных экзаме- нов, оказывались за его пределами. Ни конфуцианство как господствующая идеология, ни система политической администрации империи от этого ни в коей мере не страдали. Напротив, регулярное естественное обновление слоя шэньши за счет упорных, способных и честолюбивых новых его членов спо- собствовало тому, что ключевые позиции в китайской империи обычно ока- зывались в руках действительно понаторевших в своем деле ученых – кон- фуцианцев, для которых незыблемость существующего строя была гарантией их личного успеха и процветания.
Неоконфуцианство
Неоконфуцианство – термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра тра- диционной культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китай- ским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам: «дао сюэ» – «учение [истинного] Пути»; «[син мин и] ли сюэ» – «учение об [индивидуальной природе, предопределении, должной справедливости и] принципе»; «синь сюэ1» – «учение о сердце (психике)»; «ши сюэ» – «учение о реальном», или «реальное (практическое) учение»; «шэн сюэ» – «учение о совершенной мудрости», или «учение совершенномудрых»; «Сун сюэ» – «учение [эпохи] Сун (960-1279)». В самом узком смысле неоконфуцианство – учение философов XI-XII вв., выделенных официальной «Историей [дина- стии] Сун» (Сун ши, XIV в.) в направление «дао сюэ», т.е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В
ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО 6. Неоконфуцианство
менее узком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ори- ентированных мыслителей XI-XVII вв. (эпохи Сун – Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианских и конфуцианизированных учений, созданных в дальневосточном регионе с XI в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства под- черкивают его разные аспекты: «Сун сюэ» – время возникновения; «ши сюэ» – «реалистичность» и»практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; «дао сюэ» – следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной ис- тине – дао-Пути; «шэн сюэ» – признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» (шэн1) в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства – «[син мин и] ли сюэ», «синь сюэ1» – выделяют его цен- тральные категории: «[индивидуальная] природа» (син1), «предопределение» (мин1), «должная справедливость» (и1), «принцип» (ли1), «сердце» (синь1).
У истоков неоконфуцианства стояли апологеты конфуцианства в услови- ях широкой популярности даосизма и буддизма – Ван Тун (VI-VIII вв.), Хань Юй и его ученик Ли Ао (XVIII-IX вв.). Создавать идеологию неоконфуциан- ства начали «три мастера учения о принципе» – Сунь Фу, Ху Юань (конец X – XI в.) и Ши Цзе (XI в.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в не- оконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до начала XX в., а в середине XX в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школа, идейно доминировавшая в XVI-XVII в. Соперничество школ Чэн – Чжу и Лу – Вана, отстаивавших, соответственно, социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» – «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих глав- ных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим построениям (Шао Юн, XI в.; Цай Цзюфэн, XII-XIII вв.; Фан Ичжи, Ван Чуаньшань (XVII в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение зна- ния (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, XII в.; Е Ши, XII-XIII вв.; Ван Тинсян, XV- XVI вв.; Янь Юань, XVII – начало XVIII в.). В XVII-XIX вв. господствовав- шие учения Чэн – Чжу и Лу – Вана подверглись атакам со стороны «эмпири- ческой» школы, делавшей упор на критическое изучение классических тек- стов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу сюэ), был Гу Яньу (XVII в.), а крупнейшим представителем – Дай Чжэнь (XVIII в.).
ЛЕКЦИЯ 7. КОНФУЦИАНСТВО 6. Неоконфуцианство
Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения западных теорий. В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство осно- вано прежде всего на текстах Конфуция (VI-V вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, IV-III вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилософских кано- нах. Этот новый подход школа Чэн – Чжу воплотила в Четверокнижии (Сы шу). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой Тринадцатиканония (Ши сань цзин) была охвачена и древняя протофилософ- ская классика. Первое место в нем занял методологический «органон» – Чжоу, в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплициро- ванные (в том числе средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космоло- гическую и гносео-психологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Моральная доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных кате- гориях, что выражалось с помощью последовательных взаимных идентифи- каций человеческих («гуманность» - жэнь, «[индивидуальная] природа», «сердце») и природных (Небо-тянь, «предопределение», «благо- дать/добродетель»-дэ) сущностей. Современные интерпретаторы и продолжатели неоконфуциаства (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и другие) оп- ределяют такой подход как «моральную метафизику» (даодэ дэ синэршансюэ), являющуюся одновременно теологией.
ЛЕКЦИЯ8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА
План лекции
1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд.
2. Иудаистская обрядность, запреты и предписания.
3. Идея Богоизбранности.
4. Каббала. Хасидизм.
5. Основные направления в иудаизме: ортодоксальное, реформированноеи модернистское. Караимство.
6. Социально-политические ориентации иудаистских организацийв современных условиях.
7. Иудаизм в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|