Конфуцианская система образования и воспитания
конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкциони- ровано конфуцианскими традициями. И если со временем он усваивал кое- что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином – все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышле- ния, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуци- анцем. Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и осо- бенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. При этом следует заметить, что многие пассажи из Шуцзин и Шицзин, изречения из Луньюй и тем более заповеди и нормы Лицзи распро- странялись изустно. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту со- ответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение
Великого Закона. Соответственно, сильно возросли авторитет и социальный статус грамо- теев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ кон- фуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, спо- собных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, кото- рое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, уме- ние свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие муд- рость древних, – такова была программа обучения в китайской школе, казен- ной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла и особенно естест- вознание не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и Богатства.
написанных малопонятным письменным языком. На это уходили долгие го- ды упорного труда, да и давалась грамота далеко не всем. Следует заметить, однако, что облагодетельствовать и выучить бедного, но способного сороди- ча считалось делом чести всей родни и сулило ей в случае успеха немало вы- год, что обычно стимулировало благотворительность. В результате наиболее удачливые, способные и усидчивые ученики, имевшие достаточно сил, упор- ства, умения и терпения, могли овладеть всей суммой знаний, необходимых на конкурсных экзаменах. Правители царств были заинтересованы в выдвижении подходящих кан- дидатов на должности чиновников, о чем есть упоминания в источниках. Придя к власти в эпоху Хань (III в. до н. э.- III в. н. э.), конфуцианцы превра- тили конкурсные экзамены в главный, а позже фактически в единственный путь, который давал возможность войти в состав правящей элиты, должным образом подготовленной для управления страной в духе традиционных кон- фуцианских принципов. Начиная с Таи (VII-Х вв.) экзаменационная система выглядела – с многочисленными вариациями – примерно следующим обра- зом. Подготовленные к экзамену на низшую степень сю-цай выпускники школ, а также самостоятельно изучавшие каноны соискатели ежегодно съез- жались в уездный центр, где под бдительным надзором высокопоставленных чиновников проводился экзамен. В специально оборудованном помещении в одиночку и под строгим контролем каждый экзаменующийся в течение двух- трех суток должен был без книг и пособий, по памяти, написать небольшую поэму, сочинение по поводу какого-либо события в древности, а также трак- тат на отвлеченную тему. Конкурс был обычно суров, а квота жестка: сте- пень получали 2-3 %, реже 5 % экзаменовавшихся, которые тем самым завое- вывали желанное и высоко ценившееся право экзаменоваться на вторую сте- пень цзюйжэнь. Здесь требования были еще жестче, хотя круг вопросов оста- вался тем же.
Все обладатели степеней (частично также и огромная масса их соискате- лей) составляли в старом конфуцианском Китае особое сословие шэньши. Сословие шэньши всегда играло в Китае роль господствующего привилеги- рованного класса, хотя никогда не было классом в точном смысле этого сло- ва. Каждый, кто проникал в слой шэньши, тем более получал хотя бы одну ученую степень, приобретал социальные и весьма ощутимые материальные привилегии, поэтому шэньши были Богатыми людьми, преимущественно землевладельцами (деньги в Китае почти всегда вкладывались в приобрете- ние земель). Однако Богатство само по себе не обеспечивало принадлежно- сти к сословию, хотя сыну Богатого было легче получить образование и ока- заться в рядах шэньши. Кроме того, характерная для Богатых семей практика – обилие сыновей и отсутствие принципа майората, из-за чего даже самое значительное имущество уже в третьем поколении исчислялось лишь сотыми его долями и становилось практически небольшим, – приводила к тому, что слой шэньши всегда был мобилен. Одни, более удачливые и упорные, влива- лись в него, другие, получившие в наследство небольшую часть имущества
отца или деда и сами не преуспевшие в учении и сдаче конкурсных экзаме- нов, оказывались за его пределами. Ни конфуцианство как господствующая идеология, ни система политической администрации империи от этого ни в коей мере не страдали. Напротив, регулярное естественное обновление слоя шэньши за счет упорных, способных и честолюбивых новых его членов спо- собствовало тому, что ключевые позиции в китайской империи обычно ока- зывались в руках действительно понаторевших в своем деле ученых – кон- фуцианцев, для которых незыблемость существующего строя была гарантией их личного успеха и процветания.
Неоконфуцианство
Неоконфуцианство – термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра тра- диционной культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китай- ским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам: «дао сюэ» – «учение [истинного] Пути»; «[син мин и] ли сюэ» – «учение об [индивидуальной природе, предопределении, должной справедливости и] принципе»; «синь сюэ1» – «учение о сердце (психике)»; «ши сюэ» – «учение о реальном», или «реальное (практическое) учение»; «шэн сюэ» – «учение о совершенной мудрости», или «учение совершенномудрых»; «Сун сюэ» – «учение [эпохи] Сун (960-1279)». В самом узком смысле неоконфуцианство – учение философов XI-XII вв., выделенных официальной «Историей [дина- стии] Сун» (Сун ши, XIV в.) в направление «дао сюэ», т.е. Чжоу Дуньи, Чжан
менее узком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ори- ентированных мыслителей XI-XVII вв. (эпохи Сун – Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианских и конфуцианизированных учений, созданных в дальневосточном регионе с XI в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства под- черкивают его разные аспекты: «Сун сюэ» – время возникновения; «ши сюэ» – «реалистичность» и»практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; «дао сюэ» – следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной ис- тине – дао-Пути; «шэн сюэ» – признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» (шэн1) в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства – «[син мин и] ли сюэ», «синь сюэ1» – выделяют его цен- тральные категории: «[индивидуальная] природа» (син1), «предопределение» (мин1), «должная справедливость» (и1), «принцип» (ли1), «сердце» (синь1).
У истоков неоконфуцианства стояли апологеты конфуцианства в услови- ях широкой популярности даосизма и буддизма – Ван Тун (VI-VIII вв.), Хань Юй и его ученик Ли Ао (XVIII-IX вв.). Создавать идеологию неоконфуциан- ства начали «три мастера учения о принципе» – Сунь Фу, Ху Юань (конец X – XI в.) и Ши Цзе (XI в.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в не- оконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до начала XX в., а в середине XX в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школа, идейно доминировавшая в XVI-XVII в. Соперничество школ Чэн – Чжу и Лу – Вана, отстаивавших, соответственно, социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» – «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих глав- ных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим построениям (Шао Юн, XI в.; Цай Цзюфэн, XII-XIII вв.; Фан Ичжи, Ван Чуаньшань (XVII в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение зна- ния (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, XII в.; Е Ши, XII-XIII вв.; Ван Тинсян, XV- XVI вв.; Янь Юань, XVII – начало XVIII в.). В XVII-XIX вв. господствовав- шие учения Чэн – Чжу и Лу – Вана подверглись атакам со стороны «эмпири- ческой» школы, делавшей упор на критическое изучение классических тек-
Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя (1858-1927), связано с попытками усвоения западных теорий. В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство осно- вано прежде всего на текстах Конфуция (VI-V вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, IV-III вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилософских кано- нах. Этот новый подход школа Чэн – Чжу воплотила в Четверокнижии (Сы шу). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой Тринадцатиканония (Ши сань цзин) была охвачена и древняя протофилософ- ская классика. Первое место в нем занял методологический «органон» – Чжоу, в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплициро- ванные (в том числе средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космоло- гическую и гносео-психологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Моральная доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных кате- гориях, что выражалось с помощью последовательных взаимных идентифи- каций человеческих («гуманность» - жэнь, «[индивидуальная] природа»,
ЛЕКЦИЯ8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА
План лекции
1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд.
2. Иудаистская обрядность, запреты и предписания.
3. Идея Богоизбранности.
4. Каббала. Хасидизм.
5. Основные направления в иудаизме: ортодоксальное, реформированноеи модернистское. Караимство.
6. Социально-политические ориентации иудаистских организацийв современных условиях.
7. Иудаизм в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|