Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становлениемонотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд




 

 

Иудаизм – религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными еврея- ми ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царст- ва и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Бла- годаря сознанию своей религиозной избранности и осоБого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачи- вало свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздейст- вие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные

элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетать-

ся с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».

Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизм служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды

у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию историче-

ской. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней

 

 
История религии. Конспект лекций -192-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

 

жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, от- мечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформи- ровался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.

Вывод, к которому в XIX в. пришли некоторые (в большинстве христиан-

ские) историки религий, что еврейская история породила две разные религии,

а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444 до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизма непрерывна, и подобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался, освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая новые принципы и нормы в соответствии с меняющимися условиями. Несмотря на возрастающую роль правовых элементов в иудаизме после вавилонского плена религия осталась по существу той же, что и в период до плена, и любая значимая доктрина иу- даизма после плена восходит к более ранним учениям. Иудаизм после плена, не отступая от универсализма прежних пророков, поднял их универсализм на новую высоту в произведениях Второисайи, книгах Руфи, Ионы, Псалмах, так называемой литературе премудрости и составленных фарисеями Галахе и Агаде.

В примитивной форме еврейская религия существовала в период патри-

архов (ок. 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. Зачатки некоторых важных эти- ческих идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существо- вали уже в самый ранний период.

Согласно Библии Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог, к которому верую-

щий может обратиться, Бог не нуждается в храмах и священнослужителях,

он всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал

с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.

При Моисее (вероятно, XV в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные

и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного по- клонения Яхве (так евреи именовали Бога). Именно его вмешательством он объяснял страшную катастрофу, которая постигла Египет и привела

к освобождению из рабства израильтян и разнородной массы угнетенных – тех, кому было суждено стать еврейским народом. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов, ко-

торыми руководствовались сыны Израилевы во время скитаний в пустыне. Культ и ритуал не имели для Моисея осоБого значения, они были лишь до- полнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу.

Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали по- клонение идолам, изображавшим Богов. Религией Моисея допускалось со-

 

 
История религии. Конспект лекций -193-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

 

оружение осоБого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком боже- ственного присутствия, а также ковчега завета – деревянного, обитого золо- том ящика, где помещался «завет» Яхве, таинственный предмет, от которого, возможно, исходило опасное радиоактивное излучение (1 Цар 5-6).

Завоевав Ханаан, сыны Израилевы под влиянием местных религиозных обычаев разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. В Ханаане израильтяне

обнаружили также чрезвычайно разветвленный культ божеств плодородия,

главной из которых была Асират.

Позднее, в связи с борьбой против идолопоклонства, в Израиле появились пророки – уникальная в истории древнего мира группа людей, благодаря ко-

торым религия еврейского народа достигла наивысшего расцвета. Это были люди различного социального происхождения, которые отваживались объяв-

лять во всеуслышание то, что им открывалось, даже если их пророчества воз- вещали большие бедствия, гибель целого народа или разрушение Храма. Они проповедовали чистый монотеизм и универсализм, их учение было прониза- но пафосом социальной справедливости. Пророки боролись не столько про-

тив жертвоприношений, сколько против того, чтобы им придавали самостоя- тельную ценность или рассматривали их как соблюдение союза-договора Из- раиля с Богом. Полемика пророков, которая прослеживается также в псалмах,

сыграла важную роль в ликвидации многих независимых культовых центров, но не в отмене жертвоприношений. В результате централизации культа в царствование Иосии иерусалимский Храм вытеснил старые святилища

с их языческими божествами и культами. Именно пророческая критика куль- та жертвоприношений и подчинения праведности обрядовой стороне в значительной степени привела к так нназываемый девтерономической ре-

формации, которую осуществил царь Иосия ок. 621 до н.э.

С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до н.э.

в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Во время изгнания евреи селились не только в Вавилонии,

но и в Египте, Сирии и других странах. Тенденция к идолопоклонству в изгнании не прослеживалась, и в это время совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым Богослужением. Соблюдение субботы

и обрезание являлись важнейшими знаками союза-договора с Богом. В соб- раниях пересказывали предания, толковали Писание, читали псалмы и другие произведения религиозной поэзии, исповедовались и возносили молитвы, со-

обща или индивидуально. Новшеством в еврейской жизни стало молитвенное Богослужение. Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жре- цов; требовалось лишь желание группы или отдельного человека. В собрани-

ях не делили людей по их социальной принадлежности, и в этом смысле де- мократизм позднее стал характерной чертой синагоги. Когда изгнанники воз- вратились в Иерусалим, молитвенное Богослужение, получившее развитие

в синагогах, стало частью храмовой службы, и после вторичного разрушения Храма (70 н.э.) вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм. Для евреев, живших в диаспоре, она служила молитвенным домом, ре-

 

 
История религии. Конспект лекций -194-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

 

лигиозной школой и местом собраний. Во время вавилонского плена и после него выявилось универсальное значение идей иудаизма, и он трансформировался из общности, основанной на кровном родстве, в основанную на вере общину, членом которой мог стать представитель лю- Бого народа. Национальные идеалы сохранялись, что уживалось с представлением о единстве человечества. Эту концепцию иллюстрируют семьдесят жертвоприношений на праздник Кущей (Суккот), символизирую- щие участие семидесяти народов мира в служении одному Богу.

Спустя немногим более ста лет после разрушения Храма изгнанники на-

чали возвращаться в Палестину. Под предводительством Неемии они восста-

новили стены Иерусалима и снова воздвигли Храм. По его приказанию евреи расторгли браки с чужеземными женами для сохранения еврейской общины, которой угрожало проникновение языческих культов и обычаев, принесен- ных чужестранками.

Если Храм снова стал местом жертвоприношений, то синагога предоста- вила всем возможность для изучения Торы (Закона). Моисеев Закон ограни- чивал поле деятельности жреческого (священнического) сословия; задачу

толкования Торы приняли на себя ученые книжники («соферим»). Престиж книжников возрастал, особенно в период, когда наследственное священство стало приспосабливаться к эллинистическим нравам и обычаям. Книжники

успешно руководили борьбой за сохранение национальной и религиозной чистоты. В борьбе за свободу сыновья Маттафии Хасмонея во главе с Иудой Маккавеем привели евреев к победе над греческими войсками Антиоха Эпи-

фана (победе в ней посвящен праздник Ханукка).

Эзре (Ездре) и книжникам, пришедшим после Неемии (V-II вв. до н.э.)

приписывают окончательное оформление трехчастного канона еврейской

Библии (Танаха). Этот труд создавался в период, когда появилось множество апокрифических сочинений. Теперь изучение Писаного Закона (Тора ше-би- хтав) дополнялось толкованием Устного Закона (Тора ше-бе-аль пе), состав- ленного из заповедей, которые, по преданию, Моисей получил на Синае вме- сте с Писаной Торой. Очевидно, что многие положения Писаной Торы изме- нялись с течением времени. Писаный и Устный Закон охватывал ритуальную практику, хозяйственную деятельность, законодательство, гигиену, наследст- венное право, право собственности, земледелие, одежду, пищевые запреты – почти любую сферу человеческой жизни. Писаная и Устная Тора определяли не просто вероисповедание, но образ жизни.

Во II в. до н.э. в иудаизме оформились две группировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежали к священству и знати; они служили опо- рой священнической династии Цадокидов и, возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшие средние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников, пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали их решения. Своим идеалом они провозгла- шали священство всего народа и были убеждены, что вся жизнь человека должна быть пронизана благочестием. Саддукеи исходили из буквы Закона, фарисеи – из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной

 

 
История религии. Конспект лекций -195-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

 

Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (рав- винами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для испол- нения. Благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после па- дения Иудейского государства и разрушения Храма. Возросший авторитет Закона превратил учителей Торы в бесспорных лидеров народа. Между фа- рисеями и саддукеями существовали расхождения и по ряду конкретных во- просов. Так, фарисеи признавали учение о бессмертии души и воскресении из мертвых, а саддукеи отвергали его.

Традицию фарисеев продолжили таннаи (таннаим – «учителя»), амораи

(амораим – «толкователи») и савораи (савораим – «разъясняющие»), ученые, коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного соб- рания документов, включающего Устный Закон, правовые заключения, дис- куссии и решения по разным вопросам, моральные предписания и принципы, а также исторические повествования, легенды и предания. Свой окончатель- ный вид Талмуд принял в Вавилонии ок. 500. Последнюю редакцию Вави- лонского Талмуда приписывают Равине, главе академии в Суре, и рабби Йо- се, возглавлявшему академию в Пумбедите. Иерусалимский, или Палестин- ский Талмуд, создававшийся в школах Палестины на протяжении многих по- колений, был завершен ок. 350 г. в Иерусалиме.

Талмуд состоит из двух частей. Первая часть – Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси («Иуда-князь»); вто- рая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»). Вероучению отводится подчиненная роль, поскольку фундаментальные принципы еврей- ского вероисповедания, будучи общеизвестными и признанными, не нуждались в перечислении или каких-либо особых формулировках. Ос- новное внимание уделено нормам, регламентирующим поведение евреев в любой сфере жизни. Галаха – основной раздел Талмуда, тогда как Агада занимает гораздо более заметное место в раввинистических произведениях другого жанра. Этот жанр, мидраш, поставлял основной материал для еврей- ской теологии.

Эпоха савораев длилась до 600. Примерно в это время появилась плеяда ведущих ученых, гаонов (от евр. «геоним» – «превосходительства», «про- славленные»). Гаоны возглавляли академии в Суре и Пумбедите, две веду- щие школы Вавилонии, ставшие центрами изучения права после того, как римляне закрыли школы в Палестине (300). В то время главой вавилонской общины являлся «реш галута» («глава изгнанников», «эксиларх»), утвер- ждавшийся, как правило, персидскими властями. Но реальное влияние на жизнь евреев, как в Вавилонии, так и в других странах, оказывали настав- ники-гаоны. Период гаоната продолжался около 450 лет (600-1050). Некото- рые выдающиеся гаоны комментировали и преподавали Закон в школах, ко- торые они возглавляли и, будучи верховными судьями, внедряли его в жизнь общин. Они занимались исследованиями, выходящими за пределы Талму-

 

 
История религии. Конспект лекций -196-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

 

да, – историей, грамматикой, литургикой. Рабби Шерира Гаон из Пумбедиты в 987 г. написал знаменитое послание евреям Кайруана об эволюции Талму- да, которое остается одним из важных источников по этой теме. Рабби Ам- рам Гаон из Суры в 870 г. и рабби Саадия Гаон (892-942), выдающийся грам- матист и философ, разрабатывали литургию. Многие гаоны, отвечая на запросы евреев диаспоры, писали пространные респонсы (так назывались послания авторитетных раввинов в ответ на вопрос галахического характера; решение, изложенное в респонсе, являлось прецедентом и имело силу зако- на). Наиболее известны респонсы рабби Хая Гаона из Пумбедиты, датируе- мые примерно 1000 г. Гаоны также редактировали своды талмудических за- конов.

Возникшая в эпоху гаоната секта, известная под именем караимов, отвер-

гала Талмуд. Это были последователи Анана бен Давида (умер ок. 800 г.),

безуспешно претендовавшего на пост эксиларха, который занимал его дядя. Ожесточившись против гаонов, не поддержавших его притязаний на эту должность, Анан отправился в Палестину, где собрал вокруг себя группу по- следователей, убежденных, что предписания талмудистов извращают Закон. Анан призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Отвечая Анану, раввины сначала делали упор на авторитет Талмуда, считая, что в условиях распространения ислама необ- ходимо придерживаться интерпретации Писаной и Устной Торы, освящен- ной вековой традицией. Чтобы достойно ответить на вызов караимов, талму- дисты занялись интенсивным изучением Библии, еврейской грамматики и филологии, а также еврейской теологии и этики. В конце концов рост кара- имского движения прекратился, и для следующих поколений Талмуд остался самым авторитетным трудом.

Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно измене- ниям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких пра- вил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников. Ве- дущим комментатором Талмуда был Раши (рабби Шломо бен Ицхак из Труа,

1040-1105 гг.). Говорили, что без его комментария Талмуд сейчас мог бы стать книгой за семью печатями.

Хотя комментарии облегчали изучение Талмуда, ощущалась потребность в доступном руководстве, удобном для практического применения. Очень рано начали составлять своды еврейских законов, призванных восполнить

этот недостаток. Среди первых – Большие постановления (Галахот Гедолот) и Гилхот Алфаси, открывшие путь для дальнейшей кодификации. Важней- шими из более поздних кодексов стали свод Маймонида Повторение Закона

(Мишне Тора), Четыре ряда (Арбаа Турим), труд Якова бен Ашера (умер

1340 г.), и Накрытый стол (Шулхан Арух) Иосифа Каро (1488-1575 гг.). Ко-

декс Маймонида представляет систему иудаизма в его целостности, причем

 

 
История религии. Конспект лекций -197-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

1. Источники изучения иудаизма. Танах. Становление монотеизма. Культ Яхве. Мессианизм. Талмуд

 

Маймонид, в отличие от других кодификаторов, не следовал порядку, приня- тому в Талмуде, но по-своему группировал материал и вводил новые разде- лы. Он не ссылался на авторитеты, за что подвергался критике; его стиль ла- коничен. Шулхан Арух Каро, составленный на основе Арбаа Турим и снабженный глоссами Моисея Иссерлеса (1520-1572), принят современным ортодоксальным еврейством в качестве нормативного кодекса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...