Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иудаистская обрядность, запреты и предписания




 

 

Иудаизм как образ жизни нуждается в ритуале. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная прак- тика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления. Она дает еврею возможность пе- режить заново опыт своего народа и тем самым усиливает его преданность; это способ выживания народа и сохранения веры.

Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно, три раза в день. Предполага- ется, что его молитвы нравственны и не враждебны интересам других. Мо- литва должна твориться в глубокой сосредоточенности, погруженности

в себя. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная мо-

литва более действенна.

Пищевые запреты считаются частью осоБого кодекса святости, приме-

нимого только по отношению к еврейскому народу. Они не рассматриваются как желательные или обязательные для всего человечества.

Праздники. Среди главных праздников и священных дней – Шаббат (Суб-

бота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день ду- ховного и морального обновления; Йом-киппур (Судный день), день покая- ния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбо- ру осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот (Пятиде- сятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоми- нание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай; Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войска- ми Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы испове- дания своей религии; Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Обряды рождения и совершеннолетия. Когда рождается младенец муж- ского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек на- рекают именем в синагоге. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществля-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -198-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

2. Иудаистская обрядность, запреты и предписания

 

ется на тридцатый день после рождения. В связи с началом обучения детей совершают посвятительные обряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторых реформистских общинах также девочки) участ- вуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки. В XIX в. в консервативных и реформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации, совершаемая обычно в день праздника Шавуот.

Брачная церемония. Сначала происходит торжественное обручение (по-

молвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе, жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно

не практикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой – балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под

хуппой, жених и невеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты и произносит древнюю формулу, про- возглашающую, что мужчина берет женщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистов одно). В память о разрушении

Храма жених разбивает бокал, из которого он с невестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительное благословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемонии также за-

читывается брачный контракт (кетубба).

Погребальный ритуал. Перед смертью умирающий исповедуется. Родст-

венники покойного надрывают на себе одежду (этот обычай распространен среди ортодоксов). В память умершего зажигают свечу. Тело умершего обла-

чают в белый саван (у ортодоксов). Во время погребения читают «Каддиш»,

молитву, прославляющую Бога и выражающую готовность принять его волю.

Глубокий траур длится неделю, в течение которой скорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящие читают «Каддиш» в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года на могиле ус- танавливают надгробие. Годовщину смерти («Йорцайт») отмечают зажига- нием поминальной свечи и чтением «Каддиша». На праздники Йом-киппур, Суккот, Песах и Шавуот совершают поминальную службу, во время которой читают поминальную молитву «Йизкор».

 

 

Идея Богоизбранности

 

 

Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа. В узком смысле терми- ном «Тора» обозначается Пятикнижие Моисеево. Согласно традиционным еврейским взглядам Тора, и письменная и устная, была дарована Богом непо- средственно сынам Израиля на горе Синай или через Моисея. Для традици- онного, или ортодоксального, еврейства авторитет Откровения непререкаем. Приверженцы либерального, или реформистского, иудаизма не считают, что

 

 

 
История религии. Конспект лекций -199-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

3. Идея Богоизбранности

 

Тора получена в результате Откровения. Они признают, что истина в Торе содержится, а Тора Богодухновенна и достоверна в той мере, в какой она со- гласуется с разумом и опытом. Поскольку же Откровение дается постепенно и не ограничено какими-либо рамками, то истину можно обрести не только в еврейских источниках, но и в природе, науке и учениях всех народов.

Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспе-

чивало бы еврею спасение. Иудаизм придает гораздо большее значение пове-

дению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет из- вестную свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи.

Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы «Шема»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един». Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя

«Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Бог установил не только естествен- ное право, но и законы морали. Бог, дающий жизнь вечную, – всеблагой, пре-

святой, справедливый. Он господин истории. Он и трансцендентен, и имманентен. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям изба-

виться от невежества, грехов и пороков – гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или

власти зла в мироздании. Бог сам создатель и света, и тьмы. Зло – непости- жимая тайна, и человек принимает его как вызов, на который нужно отве- тить, борясь со злом, где бы оно ни обнаруживалось в мире. В борьбе со злом

еврея поддерживает его вера в Бога.

Иудаизм утверждает, что человек сотворен «по образу и подобию Бо-

жию». Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве.

Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответ- ственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно- следственными законами мироздания, а также социальными

и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сде-

лать нравственный выбор.

Человек не должен служить Богу за вознаграждение, тем не менее Бог воздаст за праведность в нынешней или в будущей жизни. Иудаизм признает

бессмертие человеческой души, но между приверженцами разных течений

существуют разногласия относительно воскресения из мертвых. Ортодок-

сальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии, реформи- сты эту идею полностью отвергают. Существует несколько интерпретаций небесного рая, где блаженствуют праведники, и ада (геенны), где несут нака- зание грешники. Библия об этом умалчивает, но более поздняя литература содержит самый широкий спектр представлений о рае и аде.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -200-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

3. Идея Богоизбранности

 

Евреи верят в избранность Израиля (еврейского народа, но не еврейского государства): Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в драме спасения человечест- ва. Согласно современным взглядам, Израиль следует считать не»избранным», но»избирающим», предполагая, что он, заключив союз- договор с Богом, сам должен был сделать окончательный выбор, принять ли слово Божье и стать ли»светочем для народов». Обособленность евреев и преданность Израиля Закону рассматриваются как условия, необходимые для сохранения чистоты и силы народа, которые требуются для исполнения его миссии.

Евреи верят в свою миссию – утвердить истину божественного Закона, проповедью и своим примером учить этому Закону человечество. Именно так на земле восторжествует божественная истина, и человечество выйдет из состояния, в котором оно сейчас находится. Новый миропорядок ожидает человеческий род, Царство Божье, где в конце концов утвердится божествен- ный Закон; в нем все люди обретут мир, справедливость и воплощение своих наивысших устремлений. Царство Божье будет основано именно на земле, а не в мире ином, и осуществится это в мессианскую эпоху. По поводу харак- тера мессианской эры имеются разные мнения. Ортодоксы считают, что явится Мессия («помазанник») из рода Давида, который поможет установить Царство Божье. Приверженцы реформистского иудаизма не согласны с этим и полагают, что пророки говорили о мессианской эре, наступление которой люди могут ускорить, поступая справедливо и милосердно, любя ближнего, живя скромной и благочестивой жизнью.

Иудаизм считает, что все люди, независимо от религии и национальности,

в равной степени являются детьми Божьими. Они равно дороги Богу, имеют равные права на справедливость и милосердие со стороны ближних. Иудаизм

полагает также, что наличие еврейской крови (с отцовской стороны) не имеет значения в определении принадлежности к еврейству (согласно раввинскому

закону, евреем считается всякий, кто рожден матерью-еврейкой или принял иудаизм). Каждый, кто принимает еврейскую веру, становится «чадом Ав- раама» и»сыном Израиля».

Для еврея иудаизм – истинная вера, но другие религии вовсе

не обязательно ложны. Считается, что нееврею нет необходимости стано- виться евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех наро- дов обретут удел в грядущем мире». Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно: 1) отказаться от идолопоклонства;

2) воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния; 3) не проливать кровь; 4) не произносить имя Бога всуе; 5) не творить несправедливости

и беззакония; 6) не красть; 7) не отрезать частей от живого животного.

Отношение иудаизма к Иисусу из Назарета, интерпретация смерти кото-

рого, предложенная св. Павлом, стала основой христианства, выражено у Моисея Маймонида. Отдавая должное Назарянину, Маймонид считал его

тем, «кто подготовил путь Царю-Мессии». Однако отказ иудаизма признать христианство продиктован не только убеждением, что Иисус не являлся

 

 
История религии. Конспект лекций -201-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

3. Идея Богоизбранности

 

Мессией, но невозможностью принять некоторые положения, привнесенные в учение Иисуса св. Павлом. Их перечисляет М.Штейнберг в книге «Основы иудаизма»: утверждение, что плоть греховна и должна умерщвляться; идея первородного греха и проклятие от него, лежащее на каждом человеке до его рождения; представление об Иисусе не как о человеке, но как о Боге во плоти; убеждение, что люди могут спастись через искупление, и оно – единственный путь спасения, и что смерть Иисуса – это принесение в жертву Богом своего единственного сына, и лишь верой в него можно спастись; от- каз от соблюдения предписаний Закона; вера, что Иисус, воскресший из мертвых, ожидает на небесах часа своего Второго пришествия на землю, чтобы судить человечество и установить Царство Божье; учение, что искрен- не верующий во все эти вещи обязательно спасется, а отвергающий их – об- речен, сколь бы добродетельным он ни был.

 

 

Каббала. Хасидизм

 

 

Каббала (древнеевр. «предание»; от»каббель» – «принимать») – эзотери- ческое, мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что Каб- бала как тайное учение была получена в виде осоБого Откровения немноги- ми избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен вос- принять его, понять мистические законы и использовать их должным обра- зом.

Каббала подразделяется на две части: теософскую и практическую. Пер-

вая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских постулатов, в основе которых лежит представление о мире как

об эманации Божества. Бог («Эн-соф», «бесконечность») непостижим,

но проявляет свое существование в мире посредством постижимых десяти

«сфирот» – десяти стадий эманации, или источников сияния: Кетер («Ве- нец»), Хохма («Мудрость»), Бина («Разум»), Гедула («Величие») или Хесед («Милосердие»), Гевура («Сила») или Дин («Суд»), Тиферет («Краса») или Рахамим («Милосердие»), Нецах («Долготерпение»), Ход («Великолепие»), Цаддик («Праведный») или Йесод Олам («Основа мира»), Малхут («Царст- во»). Теософская каббала заимствовала элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также уче- ний ранних христианских гностиков. В каббалу вошли представления о пере- воплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти.

Практическая каббала имеет дело с теургической стороной мистических и эзотерических учений. В ее основе лежит вера в то, что посредством опре-

деленных действий можно совершать чудеса и ускорить приход Месии. Для этого каббалисты оперируют именами Бога, определенными словами, ис-

пользуют талисманы, амулеты, теософские арифметические вычисления, прибегают к аскетическим упражнениям. Ангелы, вызванные по желанию каббалиста, могут исполнять его волю, а духи и демоны отгоняются молит-

вами и амулетами.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -202-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

4. Каббала. Хасидизм

 

Каббалисты полагали, что тайное учение передано Богом через ангелов Адаму и далее – Ною, Моисею, Давиду, Соломону, наконец, известному мудрецу-мистику рабби Шимону бар Иохаю, который записал его во II в. Эта легенда указывает на глубокую древность каббалы. Критическая школа ви- дит в каббале результат осознания древнееврейским народом близости Бога и признания его верховной власти. Намеки на тайное учение содержатся в Библии (Сир 3:22; 3 Езд 14:5-6). Талмуд упоминает мистические изыскания некоторых мудрецов и эзотерические рассуждения о»Маасе Берешит» («рас- сказе о Творении»), базирующихся на Книге Бытия, и о»Маасе Меркава» («рассказе о божественной колеснице»), базирующихся на видениях пророка Иезекииля (Иез 1 × 10). Тем не менее нам ничего неизвестно об эзотериче- ской литературе вплоть до периода гаонов в Вавилонии (VI-XI в.). К этой эпохе относятся такие мистические книги, как Йецира (Творение), Шиур Ко- ма (Размеры Тела) и литература Хехалот (Небесные Чертоги). Первая из них приписывается Аврааму, другие – рабби Ишмаэлю, мученически погибшему во время гонений Адриана. В XIII в. появляется сочинение, ставшее своего рода библией каббалистов, – Зохар (Сияние), написанная в Испании Моисеем де Леоном и приписываемая им Шимону бар Иохаю.

Из Вавилонии каббала проникла в Италию, затем в Прованс и Испанию. В Испании она служила утешением евреям, страдавшим от преследований ин-

квизиции. После изгнания евреев из Испании (1492) центр каббалы перемес- тился в Палестину, в Цфат, где жила группа великих каббалистов, среди ко- торых были Соломон Алькабец, Исаак Лурия и Хаим Виталь. Каббала Лурии

(в основном практическая) получила распространение в Польше и сыграла важную роль в становлении хасидизма. Многие христианские ученые зани- мались изучением каббалы, некоторые из их идей нашли отражение в учении

о Троице. Одним из выдающихся христианских каббалистов был Пико дела Мирандола (1463-1494). В библиотеке его современника, папы Сикста IV, имелось много каббалистических трудов (в латинском переводе).

Хасидизм (древнеевр. «хасид» – «благочестивый, набожный человек») – еврейское религиозное движение, берущее свое начало в XVIII в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозной экзальтации. До появления хасидизма еврейской мысли были присущи рационализм

и приверженность букве религиозного закона, хотя черты хасидского учения можно проследить с очень давних времен, поскольку элементы мистицизма можно найти в иудаизме уже в позднебиблейский период.

Хасидизм как движение был основан Израилем Баал Шем Товом (1700-

1760 гг.), поселившемся в Меджибоже (Польша; ныне Украина). БЕШТ (аб-

бревиатура имени Баал Шем Тов) проповедовал бедным евреям, не имевшим ни средств, ни возможности учиться у великих раввинов той эпохи, учение

о служении Всевышнему в радости. Разочарованная обманом и отступничеством лжемессии Саббатая Цви, неудовлетворенная сухим зако-

нотворчеством раввинистической школы, беднота горячо откликнулась на эту проповедь, призывающую к молитве и религиозному экстазу. Когда

 

 

 
История религии. Конспект лекций -203-


ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА

4. Каббала. Хасидизм

 

хасидизм достиг своего расцвета, уже более половины еврейского населения

Европы стало хасидами.

Хасидизм не затрагивал основ учения и практики иудаизма, но придавал ему более эмоциональный характер. Основные идеи хасидизма заключаются

в следующем: Бог вездесущ, и служение ему в малом равнозначно служению в великом; служить ему лучше в радости; во всяком человеке есть что-то хо- рошее; нет такого грешника, чей грех не мог бы быть искуплен. Особое зна-

чение придается эмоциональной молитве, цель которой – достижение под- линного духовного общения с Богом. Хотя хасидизм испытал влияние кабба- лы, хасиды чуждались аскетизма и стремились к объединению в религиозные

группы. Некоторые хасидские лидеры, среди которых был Шнеур Залман из Ляд (1747-1812), внесли в хасидскую мысли рационалистические и фило- софские элементы.

После смерти БЕШТА в хасидизме оформились различные направления, каждое из которых возглавил цаддик (так называли святых чудотворцев). Соперничество между цаддиками и их приверженцами привело к искажению учения о божественной любви и других идей, которым учил основатель ха-

сидизма, чрезмерно большое значение стали придавать чудесным способно- стям цаддика. С тех пор место цаддика стало наследственным, возникли даже соответствующие династии.

Хасидизм натолкнулся на решительное противодействие со стороны представителей раввината, придерживавшихся мнения, что Богу лучше слу- жить путем познания его закона, а несколько позже – со стороны привержен-

цев Хаскалы (еврейского просветительского движения). Исчезновение гетто, приобщение к современной жизни, Первая мировая война и внутреннее бро- жение в общинах привели к ослаблению позиций хасидизма. Однако духов-

ное обновление и религиозный энтузиазм хасидизма оживили еврейскую ре-

лигиозную жизнь и сыграли заметную роль в еврейской мысли.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...