Реформированноеимодернистское. Караимство
В иудаизме есть несколько течений Основные – ортодоксальный и ре- форматорский иудаизм. Раввинат Израиля и Раввинский суд Москвы (он на- ходится при Московской Хоральной синагоге) управляется ортодоксами. Нужно иметь в виду, что названия направлений иудаизма стали применяться в данных значениях около 200 лет назад, когда появились течения иудаизма. Традиционный иудаизм, «раввинский», сейчас называют «ортодоксальным», но с точки зрения традиционных иудеев другого иудаизма не может быть. Поэтому даже Хасиды (например, Хабад Любавич), хотя и считаются орто- доксами, но в то же время в чём-то отвергаются традиционалистами. Орто- доксы считают, что любое отступление от веры предков недопустимо, так как именно неизменность Завета Всевышнего – главное в иудаизме, и это обеспечивает жизнеспособность евреев (иудеев).
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 5. Основные направления в иудаизме: ортодоксальное, реформированное и модернистское. Караимство
С точки зрения ортодоксов, хасиды слишком преувеличивают значение своих раввинов, как, например, в последние годы XX в. – Рабби Шнеерсона. Неортодоксальные течения («реформаторы») отличает стремление при- способить иудаизм к реалиям нынешнего дня. Здесь также есть деление на реформаторов, либералов, прогрессивных. Многие законы Галахи могут не соблюдаться, но в разных течениях в большей или меньшей степени. Совме- стная молитва женщин и мужчин, молитва на родном языке диаспоры, а не на иврите, использование кантора с музыкой или органа в синагоге, лояльное отношение ко времени молитвы, допуск к молитве людей-неевреев – основ-
ные отличия реформаторов. Для реформаторов не столь важно, еврейка ваша мать или нет, достаточно иметь отца еврея. Можно искать себе семейную па- ру среди неевреев, чем и воспользовалось уже большая часть евреев Европы, России, Америки. Главное, чтобы человек ощущал себя евреем, хотел им быть. Гиюр проходит по упрощённой схеме, можно даже без обрезания. У реформаторов есть свои школы и органы управления. Таким образом, реформаторы, считают, что нужно смотреть правде в гла- за. В отличие от них ортодоксы считают, что хотя многие евреи и не выпол- няют в полном объёме все заповеди, то это не значит, что можно отменять или изменять древние законы, установленные мудрецами. Особенно влия- тельны реформаторы в Америке. Однако в последнее время и там растёт стремление к традиционности. В Израиле среди верующих больше ортодоксов (около 20 % населения). Есть ещё ультраортодоксы, их немного, которые стараются выполнять Гала- ху в полном объёме. Среди них есть такие, которые против существования государства Израиль. Ультраортодоксы – это те ортодоксы, которые не толь- ко на словах, но и на деле стремятся к 100 % выполнению всех требований веры. Несмотря на меньшинство ортодоксальных евреев, большинство изра- ильтян согласны подчиняться ортодоксальным законам, например в вопросах брака (в Израиле есть только религиозный брак по ортодоксальному закону) и гиюра. Однако в Израиле также есть и партии, которые борются, как они говорят, «с религиозным меньшинством». Например, движение «Сионист- ское большинство» заявило о первой победе за долгие годы борьбы между светским большинством и религиозным меньшинством. А что же остальные израильтяне? Кроме израильтян-арабов есть много тех, кто веру не отвергает, относится с уважением к «исполняющим», но и не выполняет большинство заповедей. Даже не всегда потому, что это было бы невозможно исполнять, а просто потому, что не видит в этом необходимости. Как их назвать? Нерели- гиозные евреи, скорее всего. Когда закрываются «еврейские» кафе и магази- ны с началом шабата, нерелигиозные евреи устремляются в арабские магази- ны и кафе. Таким образом, большинство израильтян – нерелигиозные евреи.
Прогрессивный иудаизм – одно из течений реформаторов. Из книги «Труд души» (молитвенник), написанной как раз для приверженцев этого течения, можно узнать, что существует Всемирное Движение прогрессивного иудаиз- ма во главе с руководящим Советом в Иерусалиме. Более 1,6 млн евреев (1998 г.) считают себя принадлежащими к прогрессивному течению в иуда-
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 5. Основные направления в иудаизме: ортодоксальное, реформированное и модернистское. Караимство
изме и поддерживают связь с ним через Совет. С 1993 г. основан Институт Современной Иудаики, готовящий руководящие кадры для течения. «...Как сохранить верность фундаментальным принципам еврейской традиции, пол- ноценно участвуя в жизни современного общества? Как избежать полной ас- симиляции...Как реформировать старое и одновременно распознать святость в новом, связав его с древней традицией?» – эти вопросы и пытается решить прогрессивный иудаизм. Например, молитвенник «Труд души», 1998 г. Иерусалим (перепечатан в России) «несколько отличается от молитвенников, которыми пользуются в ортодоксальных общинах». «Дабы мы могли молиться искренне» (далее пи- шу своими словами из предисловия к молитвеннику), чтобы молитва не пре- вращалась в затверженный ритуал. Были изменены «или были исключены совсем некоторые мотивы,... не встречающие у нас осоБого отклика, – на- пример прошения о восстановлении Храма и возобновления в нём жертво- приношений. Несколько видоизменены те благословления, где говорится о воскресении мёртвых и воцарении Царя-Мессии из рода Давида, а вместо пожелания гибели «отступникам и еретикам» мы молимся об искоренении зла в мире». Таким образом, наибольшим влиянием в Израиле обладает ортодоксаль- ное течение иудаизма, но реформаторы борются за свои права. И очень много «традиционистов», т.е. неверующих, но выполняющих в разной степени ев- рейские праздники (устраивают праздничный седер в песех и не едят квас- ное), традиции (не едят свинину, например), обряды (брит-мила-обрезание, например).
Модернистское направление в иудаизме занимает срединное положение между ортодоксальным и реформаторским. Можно сказать, что представите- ли этого направления выступают как «смягченный» вариант ортодоксов, но не доходят до таких радикальных отрицаний иудаистских обрядов как ре- форматоры. Караимы – еврейская секта, основанная в VIII в. в Персии Ананом бен Давидом. Его последователи сначала именовались ананитами; название «ка- раимы» происходит от еврейского слова «кара» («читать»), связанного со Священным Писанием («Микра»), и вошло в употребление в IX в. Главная особенность секты состоит в строгом, буквальном соблюдении ее приверженцами библейских предписаний и в полном неприятии талмуди- ческой и раввинистической традиции. Караимская практика гораздо строже раввинистической, например, в части библейских установлений, касающихся субботы и законов о ритуальной чистоте левитов. Из среды караимов вышли видные ученые и писатели, например Авраам Фиркович (1786-1874). Караимы распространились от Вавилонии и Палестины до Египта, Сирии и Константинополя, их общины возникли в Крыму, Литве, Испании и Польше. Начиная с X в. их численность пошла на убыль; в 1932 г. насчитывалось около 12 тыс. караимов. В России они не подпадали под ог- раничения, которые устанавливало царское правительство на евреев в XIX и XX вв.
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 6. Социально-политические ориентации иудаистских организаций в современных условиях
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|