Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы социологического изучения субкультуры фурри




ГЛАВА 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ ФУРРИ

1. 1. Понятие субкультуры и молодёжной субкультуры в социологии

 

Итак, для начала, стоит определить основную категорию, которую мы используем в своей работе, а именно, что же такое субкультура. Слово «субкультура» образуется от слова «культура» и приставки «суб». Культура в самом общем виде означает совокупность созданных людьми ценностей: материальных, духовных, социальных. Приставка «суб» означает вторичность, подчинённость, отсутствие главенства. Субкультуру по-другому можно назвать «подкультурой». Субкультура — это форма культуры, которая сосуществует вместе с основной культурой, главенствующей в данном обществе. Главным признаком того, что мы имеем дело с субкультурой, а не с полностью независимой культурой – это то, что у культуры есть многие элементы, которые составляют её специфику. Вроде языка, религии, нравов, обычаев, хозяйственного уклада и т. д. А субкультура во многом идентична независимой, полноценной культуре, и отличается лишь несколькими отдельными чертами, на статус полноценной культуры не претендующими.

М. Брейк, к примеру, определил субкультуру, как «нормы, отделённые от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделённого от традиционного стиля, принятого в данном обществе» [6].

Субкультура, как научное понятие, появилась в обиходе в 30-е года ХХ века, а в отечественной социологии только в 1960-е, в связи с тем, что эта наука после долгого запрета в СССР в это время только стала возрождаться и начал формироваться ее понятийно-категориальный аппарат. Впрочем, как и у культуры, у субкультуры нет единого общепринятого определения, а различные определения многочисленных авторов исчисляются десятками, если не сотнями. В целом, в более-менее общем виде можно сказать, что субкультура – это культура определённой социальной группы. То есть, это структурное и функциональное образование, отделяющие определённых лиц от остальных членов общества. Субкультура создаёт чувство общности.  Осознание своей причастности к субкультуре является источником противопоставления себя всем остальным людям, которые не принадлежат к субкультуре. Однако, субкультура не существует вне общей культуры, а скорее является её дополнением [14]. В целом, можно сказать, что субкультура – совокупность норм и правил поведения, традиций, обычаев, атрибутики, которые существуют внутри определённой социальной группы лиц, объединённых общим интересом, поддерживаются членами этой группы и отличаются от общепринятых в обществе. Через субкультуру эта социальная группа лиц дистанцируется от остального общества. Впрочем, это определенное расстояние очень условно, так как каждый человек является не только носителем и основной культуры тоже, но и сразу нескольких субкультур. Кроме этого у каждого индивида есть набор социальных ролей, которые он исполняет в обществе, в профессиональной и семейной жизни, которые определяют его принадлежность к разным известным кругам.

Вместе с тем существует и феномен контркультуры. Контркультура – подвид субкультуры, который по своей изначальной сути является антагонистичным по отношению к основной культуре. Контркультура – неприятие основной культуры, десакрализация её ценностей. Контркультура противопоставляет себя основной культуре, ставит ценности основной культуры под сомнение [3]. Иногда контркультура может предлагать альтернативные ценности, а иногда нет. Контркультура может выступать формой протеста перед основной культурой, когда в результате своего развития основная культура перестаёт устраивать определённые группы людей. Не каждая субкультура является контркультурной, то есть, не каждая субкультура отрицает нормы основной культуры, а вместо этого скорее сосуществует с основной культурой.

В современном мире предпочитают отдельно выделять термин «молодёжная субкультура». Молодёжная проблематика актуализировалась в 50-е годы 20 века, в связи с обострением «проблемы отцов и детей», когда всё сильнее стали заметны отличия «взрослой» и «молодёжной» культуры [12]. Молодёжные субкультуры во многом связаны с проблемой самоопределения и неуверенностью в своём социальном статусе. Молодые люди, становясь самостоятельнее, постепенно отдаляются от своей семьи, но при этом ещё не до конца принимаются «взрослым» обществом, в результате чего они пытаются примкнуть к себе подобным. В результате этого образуются малые социальные группы, объединённые определёнными чертами, а внутри этих социальных групп появляются социальные статусы и роли, исполняя которые, молодые люди как бы тренируются исполнять свои будущие социальные статусы и роли взрослых людей [1]. Нередко эти группы и продуцируют субкультуры, в том числе и контркультурного характера. Однако же, сейчас субкультуры уже стали куда большей обыденностью, чем это было в середине ХХ столетия. Контркультурные сообщества стали менее популярны и заметны на фоне менее агрессивных молодёжных субкультур. Таким образом, молодёжные субкультуры, с одной стороны, культивируют протест против ценностей и авторитетов взрослых людей, и, с другой стороны, способствуют адаптации молодёжи к взрослому обществу.

Возвращаясь к теме субкультуры в целом, обратим внимание на то, что для каждой субкультуры характерен общий набор черт [3]:

- наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия;

- специфический стиль жизни и поведения;

- наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т. д.;

- наличие более-менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Вместе с тем субкультуры можно типологизировать, сгруппировать по различным общим чертам. По причине огромного количества различных субкультур, существует так же и огромное количество возможных типологизаций. Среди всех типологизаций, из наиболее заметных и значимых группировок субкультур можно выделить [4; 5]:

- профессиональные (социологи, психологи, врачи и т. д. );

- возрастные (субкультура детей, субкультура подростков, субкультура стариков и т. д. );

- спортивные (околофутбольщики, бодибилдеры, баскетболисты и т. д. );

- музыкальные (металлисты, рокеры, реперы и т. д. );

- контркультурные (гопники, хиппи, панки и т. д. );

- творческие (граффитисты, поэты, скульпторы и т. д. );

- компьютерные (хакеры, геймеры, железячники и т. д. );

- фандомы – люди, объединённые одним интересом, связанным с произведением искусства (брони, толкиенисты, поттерианцы и т. д. ).

Нередко в статьях можно увидеть словосочетания вроде «фурри фандом», и авторов, которые относят фурри к числу фандомов; но, на самом деле, это выражение является крайне некорректным. Что же такое фандомная субкультура? Как и у культуры, субкультуры и прочих терминов в этой области единого общепринятого определения не существует, есть только взгляды отдельных авторов [5]. По причине того, что слово появилось совсем недавно и существует в основном в интернет-среде, его определений нет даже во многих словарях. В контексте данной работы: фандом (от англ. «fandom», дословно – «фанатство») это относительно новое слово, обозначающее субкультуру фанатов определённого художественного произведения, писателя, актёра, музыканта и т. д. Являются ли фурри фандомом? Нет. Особенности фандома заключаются в том, что в центре фандома существует продукт, идеология или личность. Фурри – не продукт и не автор. Фурри – это идея. У фурри нет ни канонов, ни идеологов, ни продуктов.

Другого мнения по этому вопросу придерживается профессор из канадского Университета Бишопс, Кортни Планте. В ходе личной переписки через электронную почту между ним и автором данной работы по поводу субкультуры фурри в декабре 2019 года, ему был задан вопрос о том, считает ли он субкультуру фурри фандомом. На что он ответил, что считает корректным называть фурри фандомом, точно также, как называть фандомом научную фантастику или аниме, подразумевая под этими фандомами сообщество фанатов не отдельных конкретных произведений, а всего жанра в целом. В качестве альтернативы он предлагает считать сообщества фанатов отдельных фуррёвых произведений просто подгруппами внутри одного большого фурри-фандома.   

Среди фандомных субкультур имеется одна существенная проблема. Количество членов фандома и их активность напрямую зависят от объекта, который формирует фандом. Участники фандома зависят от контента, производимого фандомом. Если продукт уходит с рынка или видоизменяется в менее привлекательную для людей форму, а члены фандома по каким-либо причинам не могут его воспроизводить – фандом приходит в упадок. Владельцы продукта, вокруг которого строится активный фандом, крайне заинтересованы в его поддержании, так как фандом является источником прибыли, как прямой (члены фандома покупают продукт), так и косвенной (члены фандома рассказывают всем про любимый продукт, тем самым обеспечивая ему бесплатную рекламу). Такая заинтересованность в поддержании фандома позволяет фандомам быстро расти. Идет популяризация через рекламу при помощи официальных каналов распространения вроде телевидения, например. Однако же, возвращаясь к зависимости фандома от продукта, можно просто высказать утверждение о том, что фандомы, как субкультуры, являются крайне нестабильными и динамичными. Легко и быстро набирают активность и также легко её теряют. Хорошим примером динамичного фандома можно назвать брони фандом. Брони (англ. Brony, образовано от сочетания слов «brother» (брат) и «pony» (пони)) – субкультура фанатов мультсериала «My Little Pony».

Мультсериал в кратчайшие сроки собрал вокруг себя довольно большой фандом, ставший немаловажным трендом в 2012-2015 годах. Однако, как можно увидеть из статистики посещаемости конференции, организованной брони сообществом, авторы не смогли стабильно удерживать интерес людей к своему продукту от одного сезона мультсериала к другому, в результате чего после достижения своего пика в 2015 году активность фандома начала стремительно опускаться вниз.

Примечательно, что за счёт усиленной популяризации мультсериала, в 2013-2015 годах BronyCon собрал больше людей, чем самая крупная конференция фурри – Anthrocon. В результате этого спада было объявлено, что БрониКон 2019 станет последней конференцией брони [35].

Брони, как фандомная субкультура, в отличие от фурри, была изначально довольно тепло встречена мировым сообществом и была активно поддержана создателями мультсериала – компанией Hasbro, что способствовало высокому интересу к субкультуре и её распространению, но, несмотря на это, если реклама и могла привлечь людей, то удержать – только сам продукт, сюжет мультсериала, его персонажи и т. д. На протяжении 9 сезонов все элементы мультсериала так или иначе претерпевали изменения, в том числе и в тех аспектах, которые привлекали людей в мультсериале изначально, а сама идея начала постепенно изживать себя, в результате чего 9-ый сезон был объявлен последним [40], а дальше франшизу My Little Pony уже ожидает только перезапуск. Хотя и сериал в рамках франшизы «My Little Pony: Friendship Is Magic», который и стал фандомообразующим, являлся уже третьим перезапуском франшизы, означающей определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера (одной из сторон отношений между рыночными субъектами).

Может ли подобная судьба постигнуть фурри? Нет. Потому, что фурри – не фандом. Нет конкретных людей, которые создают конкретный образ, задают каноны. Фурри универсальны и каждый может видеть в этой субкультуре то, что хочет, что его привлекает, и довольно проблематично будет как-либо навредить этому образу в сознании фурря. Это именно то качество, которое может отличать нефандомную субкультуру от фандомной. И то, что обеспечивает стабильный интерес, который может держаться долгие годы. Существуют фурри, которые являются фуррями уже более 30 лет, то есть, с самого появления фуррей как субкультуры. Однако же, и фандомы могут существовать довольно долго (сохраняя позиции дольше, чем многие нефандомные субкультуры). И они не исчезают бесследно даже после потери пика популярности, в том числе и популярности продукта. К примеру, фандом вокруг сериала «Доктор Кто» существует уже больше 50 лет и до сих пор входит в десятку самых популярных фандомов в мире [39].

 Конечно, могут быть фандомы вокруг отдельных фуррей или фуррёвых произведений. Например, художников, которые создают свои фуррёвые сеттинги, т. е. среду, где происходит действие. В таком контексте можно рассматривать фурри как кластер микрофандомов. Подобным же кластером микрофандомов можно назвать субкультуру анимешников, где также существует огромное количество различных произведений со своими фанатскими группами, которые сбиваются в одно большое сообщество. Но употреблять слово «фандом» по отношению к фуррям (или анимешникам, например) в целом – не совсем корректно. Лучше всё же будет просто использовать слова «фурри сообщество» или «субкультура фурри» для обозначения данного явления.

Может ли субкультура фурри прийти в упадок по каким-либо другим причинам, отличным от тех, по которым приходят в упадок многие фандомы? Да, может. Точно также, как существовали прецеденты упадка и других субкультур в прошлом, даже несмотря на то, что те не были связаны с конкретным продуктом, исчерпавшим себя на рынке. Причин может быть много, и все они в том или ином виде могли иметь место в истории субкультур, находящихся сейчас в упадке. Некоторые оказались настолько популярны, что их элементы стали элементами основной культуры, из-за чего субкультура потеряла индивидуальность и, в некотором роде, свой изначальный смысл. В качестве примера тут можно привести субкультуру хиппи, которая зародилась в начале 1960-х, а в 1980-х многие её элементы особого стиля и идеи стали неотличимы от продуктов массовой культуры. Субкультуры также могут прийти в упадок в ходе давления со стороны государства, как это, например, происходило с некоторыми субкультурами в России [13]. Или же субкультуры просто могут со временем разделиться на огромное количество течений, к чему особенно склонны музыкальные субкультуры, и будучи разделёнными, потерять былую организацию и массовость, что тоже является упадком субкультуры.

Краткий вывод: субкультура – это культура некоторой социальной группы, которая существует внутри всего населения страны и общей культуры. Они возникают по причине того, что люди не являются обладателями абсолютно идентичных социальных ролей и статусов, а на основе этих отличий образуются социальные группы, каждая из которых может стать основой для своей собственной субкультуры. Она будет подчёркивать эти отличия от остального населения. Каждый человек в обществе так или иначе принадлежит сразу к нескольким субкультурам, которые играют немаловажную роль в его жизни. Фурри, несомненно, являются субкультурой, но, если углубляться в типологизацию, многие считают фурри фандомом, как одним из типов субкультур, что, на наш взгляд, не является верным по своей сути.   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...