1.2. Фурри как социальный феномен и вид субкультуры
Несмотря на то, что оформление фурри, как полноценной субкультуры, датируется примерно около 1980-х годов, без какой-либо конкретной даты, сами идеи антропоморфизма и зооморфизма берут своё начало из далёких времён. Ещё древние люди были замечены за изготовлением фигурок, сочетающих в себе черты человека и животного. Наиболее старой из них является вырезанная из бивня мамонта фигурка человекольва (рис. 2), возраст которой оценивается в 40 000 лет. Эта фигурка является одной из древнейших в мире скульптур. Вероятно, она представляет собой изображение божества и являлась объектом поклонения, что делает её одним из древнейших религиозных памятников человеческой культуры [46]. Говоря об истоках субкультуры, строящейся вокруг идеи единения человеческих и животных черт, нельзя не упомянуть о таком феномене, как тотемизм. Тотемизм (от слова ototem – род) является видом религии древнего общества, и его отличительной особенностью является вера в сверхъестественное родство с различными предметами, явлениями и существами. Люди поклонялись своим тотемам и оберегали их, веря, что за это тотем будет оберегать их, считая при этом тотемы своими настоящими родственниками. Впрочем, на первых этапах тотемизм не исключал употребление тотемных животных и растений в пищу. Люди старались уподобиться своему тотему, внося его элементы в свою культуру. В рамках тотемных животных это могло быть подражание животным звукам, танцы, имитирующие поведение животного, ношение шкур или отдельные элементы одежды, которые были бы символом определённой черты животного. Так как тотемные животные считались прямыми родственниками членов рода, а тотемные животные в понимании людей наделялись характеристиками, свойственными человеку, вроде мышления и эмоций, то тотемизм во многом строился на идеях одновременно и зооморфизма, и антропоморфизма. Несмотря на то, что тотемизм вероятнее всего в первую очередь ассоциируется с племенами Африки или Америки, он в той или иной форме присутствовал практически во всех мировых культурах [7].
Предположительно, на базе тотемизма позже возникла черта зооморфизма и антропоморфизма в древних политеистических религиях, наиболее ярким примером из которых будет мифология Древнего Египта. Большинство богов древнегипетского пантеона изображаются в виде полулюдей-полуживотных. А животные, с которыми они ассоциировались, часто содержались при храмах. Существовал запрет на их убийство, а после смерти они нередко мумифицировались и помещались в саркофаги наравне с людьми. Культ животных во многих мифологиях обусловлен исторической близостью животных и человека, и если зооморфизм играет большую роль в более древних временах, то позже с развитием отношений человека и животного, начинает чаще встречаться именно антропоморфизм на фоне подъёма идеи антропоцентризма, в том числе и как символ победы человека над природой. Если в мифологии Древнего Египта зооморфные черты являются символом божественности, то в несколько более поздней мифологии Древней Греции зооморфизм в мифологии (минотавр, кентавры, сатиры и прочие волшебные зооморфные существа, населяющие мир) уже скорее является признаком дикости, символом неразумной и неумеренной природы. Это также выражение необузданного нрава и недостаток самоконтроля [16]. И это далеко не единственные примеры зооморфизма в религии. Можно также привести в пример индуизм с богом-слоном Ганешем, или даже христианство, где воплощение зла нередко принимает зоомофрные черты вроде рогов, копыт и крыльев.
Если говорить о более поздних примерах антропоморфизма в культуре, то можно отдельно упомянуть и такой феномен, как кинокефалы. Кинокефалы в своём наиболее общем определении являют собой людей с головами собак. Несмотря на то, что наибольшее распространение они получили в западной средневековой Европе, они имели место и в славянской культуре, и в Византийской. А первым, кто вообще их упомянул, был Геродот, по мнению которого они жили на территории современного Туниса. Ктесий же отнёс кинокефалов к народам Индии. Дословно само это слово обозначает «собакоголовый», и этим словом греки обозначали бабуинов или павианов. Столкнувшись с античными легендами, Аверлей Августин задался вопросом о том, можно ли разных мифических существ считать людьми, нисколько не ставя под сомнение их существование. На него же ссылаются в своих книгах Исидор Сивильский и Рабан Мавр. В последствии кинокефалов описывает в своих странствиях в Индии Марко Поло, Христофор Колумб и многие другие. Впрочем, вероятно, описывают они кинокефалов, больше ссылаясь на местные слухи и легенды, чем на личный опыт, к тому же, нередко неверно воспринятые из-за плохого знания языка [11]. Одним из наиболее интересных исторических фактов касаемо кинокефалов является иконография Святого Христофора, который по традиции изображается с собачьей головой. Нет единого мнения, почему на иконах он изображался именно так. По одной версии он происходил как раз из рода кинокефалов, а по другой – молился Богу, чтобы тот уберёг его от соблазнов со стороны женщин, обезобразив его лицо. Однако же, зооморфный облик этого святого появляется в его иконографии довольно поздно, около XVI века, а в современных традициях церкви принято считать его зоомофрный образ символическим, указывающим на его дикое языческое прошлое [21]. Вместе с поклонениями животным и зооморфным богам в культуре народов этих самых животных наделяли разнообразными человеческими качествами, которые, впрочем, разнятся от культуры к культуре. На основе именно этих ассоциаций создавались персонажи мифов и легенд, которые позже переросли в сказки, басни и художественные рассказы. К примеру, в европейской, в том числе и славянской культуре, лиса ассоциируется с хитростью и обманом, в то время как в африканской культуре этими свойствами наделяется паук, а в культуре коренных американцев – койот.
Можно предположить, что наделение животных разными человеческими качествами и дальнейшее восприятие этого в культуре играет большую роль для фуррей при выборе фурсоны (зооантропоморфного персонажа, с которым фуррь имеет идентификацию). Согласно исследованию IARP, около 75% фуррей согласны с тем, что выбранный ими вид для фурсоны имеет с ними общие черты [48; 51]. Нельзя не отметить, что повышенный интерес к антропоморфным животным также является во многом заслугой, включающей в себя антропоморфных животных мультипликации в ХХ веке. Наиболее известными антропоморфными персонажами, вероятнее всего, будут персонажи Диснея, такие как Микки Маус, Дональд Дак и другие, однако же, непосредственно на формирование будущего фуррёвого сообщества они повлияли довольно слабо. В отличие от персонажей другого полнометражного анимационного фильма – «Робин Гуд» (1973). Он также содержал в себе антропоморфных животных в качестве персонажей, но в отличие от предыдущих проектов Диснея, они имели несколько более близкие к человеческим пропорции, что сильно добавило им привлекательности в глазах зрителя. К тому же, использование лис в качестве положительных героев было довольно нетипично для их изображения в массовой культуре, что позволило немного отойти от привязки вида животного к положительным или отрицательным ролям в будущих антропоморфных произведениях. Многие фурри до сих пор могут назвать именно этот продукт мультипликации, как фактор привлечения их в фурри сообщество, а сама по себе лиса на данный момент является одним из самых популярных видов для фурсоны [48]. Помимо этого, можно отметить и такое произведение, как «Кот Фриц», примечательное тем, что в отличие от многих других мультфильмов, посвящённых антропоморфным животным, нацелено именно на взрослую аудиторию. Вместе с мультипликацией также можно отметить и индустрию настольных ролевых игр. В 1974 году в продажу вышла первая версия весьма популярной и по сей день игровой серии Dungeons& Dragons, где каждый игрок мог создать себе антропоморфного персонажа и играть его роль в сюжете, и с выходом новых изданий игры эти возможности только расширялись. Позже, уже в 1983, вышла настольная ролевая игра Other Suns, в которой игра антропоморфными персонажами уже была главной идеей [44, 47].
А. А Чубур считает, что на самом деле, всё это уже и было субкультурой фурри, начиная от тотемизма, фигурок и наскальной живописи, заканчивая фуррями в том виде, в котором они есть сейчас. Фурри существовали тысячи лет назад, просто только в 1980-х годах у этого феномена появилось общепризнанное название [20, 21]. Как отмечает Джо Страйк, многие вещи, которые сейчас можно считать явными атрибутами субкультуры фурри, он видел и делал ещё задолго до того, как появились первые люди, зовущие себя фуррями. И речь идёт не только о повышенном интересе к антропоморфным персонажам, а об идентификации с ними, что является одной из наиболее специфичных черт субкультуры [51]. По мнению многих экспертов и самих фуррей, одним из основных факторов появления фуррей в более-менее современном виде, стало развитие комиксов. На конвенте научной фантастики NorEasCon II в 1983 году был представлен футуристический комикс Erma Felna: EDF за авторством Стива Галаччи, главными героями которого были антропоморфные животные. Он вызвал большой интерес и блок с антропоморфными животными стал важной частью во многих последующих конвентах научной фантастики в 1980-х. В том же 1983 году на электронной доске объявлений The Tiger's Den BBS появился рассказ, в котором главными героями были антропоморфные животные, обернувшийся таким успехом, что уже к концу года почти вся доска содержала в себе только фуррёвый контент. Доска стала известна, как первая в мире фуррёвая электронная доска объявлений и просуществовала до 1996 г. В 1983 году вышел и журнал комиксов «Albedo Anthropomorphics», а в 1984 году – журнал «Rowrbrazzle», посвящённый антропоморфным животным. А в июле 1986 года Марк Мерлино и Род О’Райли создают первую сходку фуррей в Сан-Диего, в рамках научно-фантастической конференции. Считается, что это первые люди, которые называли себя именно «фурри» и традиция так называть себя закрепилась в дальнейших собраниях [44; 51]. В 1989 году прошла первая фурри-конференция под названием «ConFurence Zero», которая, по словам организаторов, была лишь разминкой перед настоящей конференцией, и в 1990 году прошла конференция «ConFurence 1», которая, как считается, положила начало всем современным фурри-конференциям. В 1990 эту конференцию посетило всего лишь 145 человек, но в следующем году на «ConFurrence 2» пришло уже более двух сотен. В феврале 1992 уже проходила микроконференция фуррей за пределами США – в Великобритании, получившая название «The First British Furry Micro-Con», собравшая 12 человек. И в том же году появилось собрание для канадских фуррей.
Следующим знаковым событием было создание ежегодной общеевропейской конференции Eurofurence в 1995 году, являющейся наиболее крупной конференцией в Европе на сегодняшний день. И если в 1995 году её посетило всего 19 человек, то в 2018 уже более 2900 [26]. Крупнейшей американской конференцией является созданная в 2000 году Midwest FurFest, которая уже тогда собрала 473 посетителя, а в 2018 году уже почти 11 000, что поставило его перед считавшейся до этого самой крупной конференцией – Anthrocon, собравшей в себя лишь 8 400 фуррей в том же году [24; 37]. Главным фактором распространения фурри, как субкультуры, можно считать интернет. Численность фуррей очень сильно выросла благодаря повышению доступности интернета, ставшего основой фуррёвой коммуникации ещё в 1990-х. К примеру, организация первой «Еврофуренции» происходила через интернет ещё в 1995 году. Подобные мероприятия происходят и в России (Русфуренция), и в Беларуси (Белфуркон), однако же, с куда меньшим привлечением аудитории, чем в западных странах. К примеру, согласно официальной статистике Русфуренции, в 2018 году её посетило всего 403 фурря [15], а Белфуркон даже не имеет своего официального сайта и организовывается через группу в социальной сети «ВКонтакте». В 2019 году было решено увеличить количество мест для участников Белфуркона до 40, и при этом около половины билетов было продано уже в первый день регистрации, из чего можно предположить, что фуррей, желающий посетить белорусскую фуррёвую конференцию на самом деле намного больше [2]. В 2003 году в России основана «Ассоциация русскоязычного фурри-искусства», которая выпускает «Альманах русскоязычного фурри-искусства» – ежегодный журнал, который собирает в себя различные произведения в пределах тематики фурри, будь то поэзия, проза, арт и прочее творчество, созданное русскоязычными фуррями, за год. Разумеется, когда речь заходит о субкультуре мирового масштаба, всегда имеет место вопрос о последствиях деятельности данной субкультуры как для окружающих людей, так и для непосредственных членов этой субкультуры. Прежде всего, конечно, можно рассмотреть влияние на общество в целом. И первое, на что можно обратить внимание – активное участие фуррей в благотворительности и ориентация на «зелёную» политику. Таким образом, на большинстве фуррёвых конференций существует традиция благотворительных аукционов [31], где каждый может пожертвовать вещь, которая так или иначе ввиду своих особенностей и уникальности может привлечь внимание посетителей конференции. Эти вещи продаются на благотворительных аукционах, а вырученные с аукционов деньги идут на благотворительность. К примеру, на конференции Anrhrocon в 2006 году в рамках аукциона за $200 был продан последний кирпич (снесённого в том же году) отеля Adam’s Mark. Именно там конференция проводилась с 2001 по 2004 года [34]. А всего за свою историю с 1997 по 2018 год Antrocon, будучи лишь одной из многих фуррёвых конференций, собрал $352, 950 на благотворительность. Вырученные деньги идут на организации, которые занимаются помощью животным. В основном это ветеринарные клиники, приюты для животных, заповедники и зоопарки. Во время проведения всех этих конференций, конечно же, можно увидеть фуррей не только в отелях или других арендованных под подобные мероприятия зданиях, но и на улицах, где каждый может посмотреть на фуррей своими глазами, познакомиться с ними и узнать о них что-нибудь новое. Но возвращаясь к «Антрокону», являющемуся вторым по размеру мероприятием и при этом первым по уровню подготовки, можно так же упомянуть, что перед этим город (Питтсбург, город, в котором проводится Anthrocon каждый год, начиная с 2006) специальным образом украшается в своей готовности принимать фуррей со всего мира. На улицах расклеиваются приветственные плакаты, на тротуарах появляются рисунки в виде отпечатков лап, указывающие фуррям путь к отелю. Вместе с тем рестораны начинают предлагать для напитков трубочки повышенной длины, чтобы фурри могли пить через порой довольно вытянутые головы фурсьютов. А также при желании подавать еду в собачьих мисках, для возможности поддержания фуррей их «животного» образа [42]. Эта идея появилась ещё во время первой конференции в Питтсбурге в 2006 году у владельца кафе Fernando’s Cafe, решившего к началу мероприятия сделать своё кафе максимально привлекательным для посетителей конференций. Позже этот тренд подхватили и другие рестораны. Что интересно, в 2012 году, за пару месяцев до начала конференции, у владельца Fernando’s Cafe возникли большие финансовые проблемы, угрожавшие существованию кафе. Фурри собрали для него $22, 000, чтобы оно могло оставаться в работе как минимум до следующей конференции. Этот поступок также может характеризовать фуррей, как дружелюбное и отзывчивое сообщество в целом. И даже если рассматривать подобные акции для фуррей со стороны ресторанов, как маркетинговый ход с целью повышения продаж в период конференции, это в любом случае знак некоторого принятия фуррей обществом в целом. Однако же, отношение к фуррям в отдельных местах – это ещё не отношение во всём мире, так как ещё с первых лет своего формального существования фуррям постоянно приходилось сталкиваться с проблемой дискриминации. Эта проблема существует по причине необычного внешнего вида субкультуры, на основе которого делаются выводы и формируются стереотипы. Увидев внешний вид или отдельный аспект, людям кажется, что они уже достаточно хорошо поняли, что видят перед собой, чтобы делать выводы, в то время как многие немаловажные вещи просто не так сильно бросаются в глаза и требуют более глубоких поисков, исследований, анализов. В результате чего возникает проблема неправильного восприятия, сильно сказывающаяся на взаимоотношениях фуррей с представителями других субкультур и даже основной культуры. Например, человек, ничего не знающий о фуррях, может случайно наткнуться на галерею эротического фурри-арта. Он видит существ с явно животными чертами в эротическом контексте, и то, что это называется «фурри». Существует немалая вероятность, что подобные вещи он воспримет, как проявление зоофилии, и субкультура фурри начнёт у него ассоциироваться именно с зоофилией. По причине того, что зоофилия не приветствуется большинством мировых обществ, вероятно, этот факт вызовет у него отрицательные эмоции. И вместе с тем сформируется изначально негативное восприятие фуррей в принципе. И когда другой, не знакомый с фуррями, человек спросит у него: «А кто такие фурри? » - он, не задумываясь, ответит, что это зоофилы. И это знание начнёт распространяться между людьми. Начнёт формироваться общественное мнение. Намного хуже, когда подобные вещи переходят не от человека к человеку при личном контакте, а попадают в СМИ. К примеру случай, когда семейную пару фуррей пригласили на шоу Тайры Бенкс (The Tyra Banks Show) в 2009 году [10]. Челси Дайер, также известная под псевдонимом ChewFox, пришла со своим мужем. Когда речь зашла о том, кто такие фурри, поначалу был ответ про людей, у которых есть внутренний зверь. И что эта животная идентичность выражается через рисунки и ношение костюмов. И следующим вопросам к ним был вопрос о том, занимаются ли они сексом в этих костюмах. Когда аудитория услышала от Челси положительный ответ, реакция была резко негативной. Это был большой удар для репутации сообщества фурри в целом. У людей, которые раньше не были знакомы с фуррями, но которые видели это шоу, сразу появилась коннотация. Фурри – люди, которые занимаются сексом в костюмах животных. А вот как другие фурри описывали этот случай: «Она получила свои 15 минут на национальном телевидении, показывая себя тем типом людей, о существовании которых мы предпочитаем забывать» [10]. Насколько в реальности неправильным можно назвать подобного рода ассоциацию, если опираться на имеющиеся данные? Менее 20% фуррей в реальности имеют сам по себе фурсьют и лишь около половины вообще заинтересованы в том, чтобы его иметь. Сама компоновка фурсьюта, как правило, не подразумевает возможность полового контакта без снятия фурсьюта. Как рассказывает владелица мастерской фурсьютов Сара Ди, за 5 лет её работы и более 300 произведённых фурсьютов, лишь один раз у неё попросили добавить в фурсьют «подозрительную молнию между ног» [53]. Но большинство фуррей, на самом деле, негативно относятся к подобным вещам, и она не была исключением. Она согласилась на этот заказ только при определённых условиях: заказ обойдётся на $1000 дороже, и она не станет браться за ремонт фурсьюта в случае повреждений, так как считает это мерзким. Но да, был такой прецедент, также, как и у других мастерских фурсьютов. Никто не утверждает, что фурри никогда таким не занимаются. Но это лишь относительно небольшая доля фурри сообщества, и уж точно не основополагающая часть субкультуры. Основополагающей частью можно назвать разве что саму идею единения животных и человеческих черт, но способы и предпочтения её выражения уже нисколько не являются универсальными и плохо подходят для суждений о субкультуре в целом. Если взглянуть на возможную связь фурри с зоофилией, то её на самом деле нет. Исследование фурри на предмет склонности к зоофилии при помощи шкалы Кинси выявило примерно у 17% фуррей склонность к зоофилии [43]. Для сравнения можно взять исследование 1991 года на долю склонных к зоофилии пациентов психиатрических клиник. В качестве контрольной группы там были и работники психиатрических клиник, которые в целом не отличаются от обычных людей. И при этом среди них склонных к зоофилии было выявлено 15% [23], то есть, существенной разницы с фуррями не обнаружено. Следовательно, любые обвинения субкультуры фурри в распространении зоофилии не имеют под собой основания. Примечательно, что русскоязычное фурри-сообщество оказалось намного моложе, чем англоязычное. Средний возраст респондентов нашего исследования оказался 20 лет, в то время как в западных исследованиях он около 24 лет. Но это обусловлено в первую очередь тем, что на Западе куда больше фуррей среднего и старшего возраста, которые познакомились с субкультурой ещё в конце 1980-х, в то время как в зону СНГ они попали лишь в конце 1990-х. Вместе с тем, к проблемам фурри-сообщества можно отнести проблему гендерного дисбаланса. В нем 72% мужчин и 28% женщин согласно американскому исследованию, а согласно нашему исследованию, в фурри-сообществе на территории СНГ оказываются 83% мужчин против 17% женщин, то есть, ещё более серьёзный гендерный дисбаланс. И это является довольно серьёзной темой для обсуждения в фуррёвой среде. К примеру, в западном исследовании было установлено, что 85% фуррей хотели бы, чтобы в фурри-сообществе было больше женщин, а некоторые отмечали в сообществе проблему сексизма и сексуальной объективации [48]. Но, несмотря на все возможные проблемы фурри-сообщества, даже не со стороны окружающих людей, а внутри него самого, большинство фуррей всё же находит это сообщество, как место, где они ощущают себя комфортно, где они могут быть собой и самовыражаться. Некоторые считают фуррей своей второй семьёй, а некоторые даже комфортнее ощущают себя среди фуррей, чем среди своих родственников [49]. Краткий вывод: Фурри можно назвать одним из самых необычных субкультурных сообществ в мире, где такие качества, как любовь к природе, толерантность и дружелюбие играют немаловажную роль. Однако, несмотря на то, что субкультура относится скорее к числу творческих, чем сексуальных, многие по ошибке признают в этой субкультуре доминирующей именно сексуальную сферу. При том, в социально неодобряемых её проявлениях. Эти ошибки приводят к формированию заведомо ложных стереотипов, а стереотипы о социально неодобряемых чертах приводят к существенной проблеме дискриминации фуррей со стороны общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|