методика и результаты авторского эмпирического исследования субкультуры фурри
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ АВТОРСКОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ ФУРРИ 2. 1 Описание авторских методик эмпирического изучения фурри
Для изучения субкультуры фурри было необходимо применить методологию, которая бы наиболее соответствовала изучаемому объекту и предмету. Исследуя субкультуру фурри, исследователь может столкнуться с рядом существенных проблем, связанных со спецификой объекта. Самой первой и самой главной проблемой будет то, что генеральная совокупность фуррей является исключительно гипотетической. В мире не существует единого реестра фуррей, и нет возможности установить их численность и социально-демографическую структуру. Всё весьма приблизительно. Разумеется, есть косвенные сведения, такие как отдельные данные большого количества фуррей, вроде базы сведений пользователей сайта FurAffinity, который считается крупнейшей галереей фурри-арта, и социальной сетью, предназначенной специально для фуррей. По состоянию на 2015 год FurAffinity имеет более 1 миллиона зарегистрированных пользователей [27], но проблематично использовать эту информацию для оценки общемировой численности фуррей по нескольким причинам: 1) Один пользователь может зарегистрировать несколько аккаунтов. Например, иметь раздельные аккаунты для разных типов контента (SFW и NSFW), или раздельные аккаунты для разных персонажей. Художники могут иметь раздельные аккаунты для своих собственных работ и для работ, включающих в себя их персонажей, но нарисованных другими художниками. (Примечание: SFW это аббревиатура «Safe For Work», рус. «Безопасно для просмотра». NSFW – «Not Safe For Work», рус. «Небезопасно для просмотра». Этими аббревиатурами часто обозначается возрастной рейтинг работ. SFW для всех и NSFW для лиц старше 18 лет)
2) Интерфейс сайта работает исключительно на английском языке, что делает его малопривлекательным для фуррей, которые не владеют английским. Например, фуррей, проживающих на территории СНГ. 3) Существует проблема аккаунтов, созданных исключительно для рассылки спама, рекламы или для обхода блокировок, что также нельзя считать за единицу в общей численности фуррей. 4) Несмотря на то, что сайт считается самым большим сайтом, посвящённым субкультуре фурри, многие фурри всё ещё могут или не быть заинтересованными в регистрации там, или даже попросту не знать о его существовании. И эти проблемы актуальны в целом абсолютно для любого интернет-ресурса или иного скопления фуррей. А как уже было сказано в предыдущей главе, интернет-ресурсы это – довольно важный элемент субкультуры. Можно ли оценить количество фуррей или их социально-демографическую структуру через исследования фуррёвых конференций? Нельзя. Можно точно узнать количество посетителей подобных мероприятий и даже провести сплошной опрос. Но экстраполировать полученные результаты на всю генеральную совокупность (ГС) фуррей – нет. Даже не на всех посетителей фуррёвых конференций. И даже не на всех посетителей одной конкретной конференции, ведь каждый год туда могут приезжать совершенно разные фурри в зависимости от различных ситуативных факторов. Обычно они проводятся каждый год на одном и том же месте. На таких мероприятиях довольно ожидаем сдвиг в сторону тех, кто живёт в непосредственной близости к месту проведения. А также тех, кто может себе позволить приобрести билеты и оплатить проживание в случае большого и длительного мероприятия, вроде Anthrocon или Midwest FurFest, собирающих ежегодно около 10 000 фуррей и длящихся 3-4 дня. Фурри из других стран также могут столкнуться с проблемой невозможности открыть визу для посещения страны, в которой проводится мероприятие. IARP также зафиксировали, что выборки по фуррёвым конференциям в среднем старше, чем онлайн-выборки, и выдвинули несколько возможных объяснений этому отклонению:
1) Фурри в возрасте 26-40 лет с большей вероятностью имеют стабильную высокооплачиваемую работу, чем фурри в возрасте 18-25, а, следовательно, и с большей вероятностью могут себе позволить участие. 2) Фурри более старшего возраста более заинтересованы в межличностной непосредственной коммуникации, чем фурри младшего возраста. 3) Фурри старшего возраста с большей вероятностью станут заполнять анкеты и участвовать в исследованиях, проводимых на конференциях, т. к. с меньшей вероятностью находятся на конференции впервые и не так сильно отвлечены от участия в исследованиях общим эффектом новизны от мероприятия. Вместе с увеличением среднего возраста фуррей в выборках по конференциям относительно онлайн-выборок, IARP также отмечают большее среднее количество лет, в течение которых респонденты идентифицировали себя, как фурри. Ввиду того, что количество фуррей, посещающих фуррёвые конференции, довольно незначительно на фоне количества фуррей, которые регулярно пользуются тематическими онлайн-ресурсами, именно онлайн-выборка, вероятнее всего, окажется ближе к генеральной совокупности, чем выборка с конференции. Теперь, когда мы уже определились с тем, что мы не можем построить случайную выборку за неимением информации о ГС, и выборки среди онлайн пользователей ближе к ГС, чем выборки с конференций, нужно подумать о том, какие выборки могут служить альтернативами. Это целенаправленные выборки. Например, такие ее методы, как: 1) Выборка методом «снежного кома». Можно встретить фуррей, которые помогут выйти на других фуррей. 2) Метод основного массива. Вброс онлайн-анкеты на интернет-ресурсы, представляющие из себя крупные скопления фуррей. И ожидание, что в опросе будет участвовать от 60 до 80% фуррей. 3) Кластерная выборка. В качестве кластеров здесь будут выступать мелкие отдельные группы фуррей. Например, все посетители конкретного сайта, тематического сообщества в социальных сетях и т. д., в случае если можно получить полный список участников.
Кластерную выборку тут использовать хоть и возможно, но крайне нежелательно. Во-первых, потому что эти группы сложно назвать кластерами в обычном понимании этого слова. Во-вторых, ввиду того, что фурри это крайне стигматизированная субкультура, члены которой подвергаются регулярной дискриминации на основе своей принадлежности к субкультуре, многие фурри предпочитают скрывать свою принадлежность от различных групп людей. Особенно от тех, кто сам не является членом субкультуры. Тема принадлежности для многих является крайне чувствительной и не стоит ожидать, что многие фурри будут согласны принять участие в исследовании даже при соблюдении всей профессиональной этики социолога. Нами отдается предпочтение методу доступной выборки, которая осуществлена при онлайн опросе. В пользу онлайн-опроса и метода доступной выборки идёт то, что при онлайн-опросах респонденты более склонны давать честные ответы, меньше стремясь к социально-одобряемым, и возможность покрыть большое расстояние в краткие сроки, т. к. плотность расселения фуррей очень низкая, и «ловить» местных фуррей через социальные сети, чтобы договариваться о личной встрече, будет крайне неэффективно. Зарубежные коллеги также используют доступную выборку. Доступная выборка, как онлайн, так и на крупных фуррёвых конференциях, является основным типом исследования в работах IARP, если речь идёт о количественных исследованиях. Она же использовалась и в исследованиях автора, с опорой на опыт IARP и адаптацией к условиям проведения исследования. Если платформа для создания онлайн-анкеты позволяет отслеживать результаты в виде частотных распределений в реальном времени – можно проводить исследование вплоть до того, пока эти результаты практически не перестанут колебаться. Из опыта исследователя – этот момент наступает в районе 300-350 анкет. Чем больше различных источников для рассылки анкеты используется – тем лучше, т. к. все они могут иметь разную направленность и представлять интерес для разных категорий фуррей. Чаты, галереи, аудитории отдельных художников, мероприятий, форумы, новостные ресурсы и т. д. Предполагается, что те, кто не являются частью субкультуры, подобные ресурсы не посещают.
Возвращаясь к теме конфиденции и открытости, стоит также упомянуть, что исследование фуррей имеет куда больше доверия со стороны потенциальных респондентов, если проводить его от лица такого же члена субкультуры, как и они, а не далёкого от темы «университетского профессора в белом халате». Эффективно использовать соответствующий язык, использовать соответствующие изображения-аватары в случае опроса через форум, мессенджер или социальную сеть, и желательно, даже имя. Автор данной работы и связанных с ней исследований постарался частично соблюсти эти условия. Но для некоторых одного только упоминания БГУ хватило, чтобы потерять доверие к исследованию. При попытке пригласить к исследованию участников Telegram-чата «Пушистая Москва» исследователь был встречен резко негативной реакцией. Участники переживали из-за того, что интерес к ним со стороны университета вызван враждебными намерениями со стороны государства по отношению к субкультуре. Цитаты: «Если официалы интересуются неформалами – это ВСЕГДА провокация». «А потом на очередной сходочке всех запакуют в автозаки и посодют за ЛГБТ пропаганду среди несовершеннолетних». Помимо итогов разработки предмета исследования и понятийного аппарата, при составлении инструментария также была опора на личный опыт наблюдения фуррей и коммуникации с ними в течение 7 лет (в случае исследования 2019 года), а в исследовании 2020 года – также при консультации со специалистом из IARP и специалистом из области маркетинга, т. к. исследование касалось изучения рынка-фурри арта. Оба моих исследования проводились при помощи сервиса для создания онлайн анкет Google Forms и распространялись через различные интернет-источники, включая: Вебсайты 1) онлайн галерея Furaffinity 2) вебсайт проекта «Фурри Культура» 3) Amino Сообщества в социальной сети «ВКонтакте» 1) Статьи и переводы Алексея Беловольского 2) Zepic 3) Маяк Фурри | Фурри Взаимопомощь 4) Приют Fluffy Yiff’a 5) Proxy | Lynx workshop 6) /| Furry Lounge |\ 7) Дискорд сервер «Furry Russia» 8) Lomtik’s Friends Публичные сервера в мессенджере Discord: 1) Oksara’s Void 2) Smile’s World 3) Фурри Радио 4) Фурри/Furry Стоит отметить, что приведённый выше список – только источники, известные автору исследования, а реальный список может быть намного больше за счёт дополнительного распространения ссылок на онлайн-анкету заинтересованными в результатах исследования фуррями без уведомления об этом исследователя. По итогу удалось собрать 650 анкет для исследования 2019 года и 485 анкет для исследования 2020 года. Все данные были подверглись статистической обработке с помощью программы SPSS Statistics v. 23 Более подробная количественная информация содержится в разделе 2. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|