Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самопроверки. 3.2.1. Классификация детских церебральных параличей. Эволгоционно-динамическая классификация ДЦП




Вопросы для самопроверки

1. Какие отделы мозга участвуют в обеспечении речевой де­
ятельности?

2. Каковы психофизиологические механизмы звукопроизноше-
ния?

3. В чем сущность онтогенетического развития звукопроизноси-
тельной стороны речи?

4. Каковы психофизиологические механизмы просодической сто­
роны речи?

5. В чем состоит различие между произвольными и непроизволь­
ными движениями? К какому типу движений относится речевая
артикуляция?

6. Каковы основные этапы психомоторного развития детей?

7. В чем особенность речевого дыхания по сравнению с физио­
логическим?

3. 2. Детский церебральный паралич

Под термином «детский церебральный паралич» объеди­няется группа синдромов, возникших в результате поврежде­ния мозга на ранних этапах онтогенеза и характеризующих­ся двигательными расстройствами.

ДЦП является результатом органического поражения моз­га, перенесенного во внутриутробном периоде жизни, во вре­мя родов и в период новорожденности.


Это полиэтиологическое заболевание (генетическая пред­расположенность, асфиксия, кровоизлияния и т. д. ). Ослож­ненная беременность и роды чаще всего являются отягощаю­щими факторами. К основным вредоносным воздействиям на пренатальной стадии развития относятся:

• факторы, действующие на плод опосредованно, напри­
мер, патология плаценты, которая меняет состояние
плода в силу нарушения ее питательной и дыхательной
функций (групп, ранний и поздний токсикозы беремен­
ности, заболевания матери, ее плохое питание и др. );

• причины, непосредственно влияющие на мозг плода. Это
инфекции и другие вредоносные факторы (корь, токси­
козы беременности и т. п. ).

Характерной особенностью синдромов при ДЦП является динамика и трансформация одних форм в другие. Начальные симптомы нарушений могут быть различными и по-разному проявляться по мере созревания и формирования структур п функций аномально развивающегося мозга.

3. 2. 1. Классификация детских церебральных параличей

Центральными клиническими проявлениями являются двигательные расстройства, параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия, а также нарушения речи и психики. В результате поражения структур мозга, которые регулируют мышечный тонус, наблюдаются спастичность, ригидность (малоподвиж­ный высокий тонус), дистония и гипотония. В связи с этим у детей задерживаются или развиваются аномально устано-почные рефлексы (рефлекс держания головы и т. д. ), появля­ются патологические синергии — включение мышц, которые обычно не участвуют в этом движении. По мере роста и разви­тия ребенка на основе патологических синергии и дистонии формируются вторичные изменения в мышцах, костях и сус­тавах: контрактуры (неподвижность суставов), деформации (изменение строения позвоночника и суставов), патология двигательных стереотипов.

Разнообразие клинических проявлений ДЦП, возрастных особенностей состояния нервной системы, многообразие эти­ологических факторов и т. п. осложняют определение формы ДЦП. Особенно сложно классифицировать ДЦП в раннем воз­расте ребенка.


 




Глава 3


Дизартрии у детей


 


     
 


7-438

Классификация с учетом возрастной динамики мозга пред­ложена Л. О. Бадаляном с сотрудниками (1987).

Эволгоционно-динамическая классификация ДЦП

 

Ранний возраст Старший возраст
1. Спастические формы: ■ гемиплегия, ■ диплегия, ■ двусторонняя гемипле­гия. 1. Спастические формы: • гемиплегия, ■ диплегия, ■ двусторонняя гемиплегия
2. Дистоническая форма 2. Гиперкинетическая форма
3. Гипотоническая форма 3. Атактическая форма. 4. Смешанные формы • спастико-атактическая; ■ спастико-гиперкинетическая; ■ атактико-гиперкинетическая; • атактико-спастико-гиперкинетичес-кая

Представленная классификация отражает возрастные ста­дии развития мозга и связанные с этим различные проявле­ния ДЦП. Особый интерес представляет выделение дистони-ческой и гипотонической форм.

Сочетание разнообразных двигательных расстройств осо­бенно часто встречается при гиперкинетической форме ДЦП. У одного и того же ребенка часто обнаруживаются гиперки-незы, атаксия, повышение мышечного тонуса и дистония, патологические синкинезии.

Фаза мышечной дистонии, которая рассматривается у но­ворожденных с ДЦП, обычно возникает на фоне мышечной гипотонии в возрасте 2-3 месяцев жизни и может быть дли­тельное время ведущим синдромом. Гиперкинезы в связи с особенностями созревания мозга (стриопаллидарной систе­мы) обычно появляются к концу первого — началу второго года жизни ребенка.

Если атоническая симптоматика является ведущей весь первый год жизни, то в дальнейшем у таких детей развива­ется атактическая, либо атактико-астатическая форма. Это является свидетельством поражения мозжечка и его прово­дящих путей. Такие дети в 1 год не могут удержать позу и


 


при развитии произвольных движении не удерживают свои конечности, ни туловище.

Наряду с ведущим синдромом двигательных расстройств в клинической картине наблюдаются и другие нарушения моторики, которые более четко определяются тогда, когда ребенок начинает овладевать навыками сохранения позы и произвольной двигательной активности. При гемипарезах могут появиться атетоидные движения (застывание в опре­деленной позе) в дистальных отделах паретичных конечнос­тей. При спастической диплегии могут появиться симптомы атаксии, в свою очередь атактическая форма может сопро­вождаться умеренно выраженным спастическим напряже­нием мышц ног.

При гиперкинетической форме ДЦП у одного и того же ре­бенка можно обнаружить гиперкинезы, атаксию, мышечную гипертонию и дистонию, патологические синкинезии.

Известно, что особое место в психическом развитии ребен­ка занимают движения глаз и зрительные ощущения, слухо­вые ощущения, ощупывание предметов пальцами. Чем бога­че тактильные ощущения и другие сенсорные афферентации, тем полнее происходит формирование кинестетического ана­лизатора и развитие познавательной функции. Произвольное захватывание предмета начинает развиваться тогда, когда ребенок видит предмет и может зрительно оценивать рассто­яние. Многообразные клинические картины двигательных нарушений, которые объединяются названием апраксия, не включают такие моторные нарушения как параличи, паре­зы и стабильные расстройства координации. При апракси-ческом нарушении страдает не координация двигательного акта, а его реализация. Такие нарушения характерны для кортикальной локализации очагов поражения.

У детей с ДЦП, наряду с общим моторным недоразвити­ем, нарушается моторный аппарат глаз, ограничивается поле зрения, отмечается нистагм. Задерживается формирование слуховых образов и представлений из-за моторных наруше­ний в среднем ухе и снижении слуха.

Таким образом, поражение рецепторных систем приводит к задержке либо к недоразвитию познавательных процессов.

У маленьких детей до года обязательно присутствует ди-энцефальная гипоталамическая патология, которая прояв­ляется в нарушении регуляции температуры тела, аппетита, функции желудочно-кишечного тракта. Формируется особая


Глава 3


Дизартрии у детей


 


реакция на внешние раздражители в виде рвоты, головокру­жений, повышения температуры, судорог и т. п. У таких де­тей наблюдается физическая и психическая истощаемость.

Астенические явления ярко выражены у детей с ДЦП. Ин­тенсивность их проявления связана со временем суток, со вре­менем года и" погодой, с приемом пищи и т. д. С возрастом эта астения часто сочетается с нарастанием вялости, бездеятель­ности. Постепенно, по мере взросления ребенка органическая симптоматика несколько изменяется. К ней присоединяются расстройства невротического регистра и неврозоподобные яв­ления: нарушения сна (его длительности, глубины и ритма), расстройства настроения, головные боли и т. п.

Повышенная истощаемость всех психических процессов связана с церебрастеническими явлениями. У детей отмеча­ются низкая интеллектуальная работоспособность, эмоцио­нальная лабильность, нарушения памяти, внимания, усили­вающиеся после соматических заболеваний, к концу недели, учебного года. Это сочетается с повышенной внушаемостью, инертностью, замедленностью психических процессов, что обусловливает трудность переключения, патологическое за­стревание, перенос заученного способа выполнения задания на другое задание.

У детей с ДЦП отмечается задержка в развитии эмоцио­нальных реакций. В младенческом возрасте не выражен ком­плекс оживления при появлении матери, реакций на ее голос или улыбку.

Дети с ДЦП растут пугливыми, нерешительными, неуве­ренными в себе, нередко отличаются обидчивостью, болез­ненным реагированием на тон голоса, малейшее замечание. У них легко возникают реакции упрямства и негативизма.

В подростковом возрасте у некоторых отмечается боязнь высоты, темноты, новых предметов, новых лиц, животных.

В целом для детей с ДЦП характерны недостаточность раз­вития волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, психоорганическая симптоматика.

Состояние детей, имеющих психоорганическую симптома­тику, в литературе обозначается разными терминами: «пси­хоорганический синдром», «легкая моторная дисфункция», «гиперкинетическое поведение» и пр. Многие ученые в кри­терии границ психоорганического синдрома включают на­рушение памяти, расстройство эмоциональной сферы, нару­шение восприятия и мышления, истощаемость психических


процессов, соматовегетативные расстройства (И. А. Скворцов, 2000 и др. ). Перечисленные нарушения имеют у каждого ре­бенка разную степень выраженности. К ним нередко присо­единяются нарушения развития речи и моторики, трудности обучения в школе. Так, расстройства эмоциональной сферы могут проявляться как в неустойчивости настроения, так и во взрывчатости и сильных аффективных реакциях. Сомато­вегетативные расстройства могут быть выражены головными болями, плохой переносимостью жары и духоты, поездок на транспорте и т. п.

Задержка и патология развития мозга при ДЦП проявля­ются в нарушениях психического развития. Задержка пси­хического развития констатируется у 50% детей с ДЦП, оли­гофрения — у 25% детей, отсутствие грубых отклонений от нормы отмечается лишь у 20%. Речь нарушается у 90% детей с ДЦП.

С возрастом психоневрологическое состояние детей стано­вится более стабильным. Резидуальные явления органичес­кого поражения мозга начинают квалифицироваться иначе. В отличие от параличей у взрослых лиц квалификация де­тского церебрального паралича остается симптоматической.

Существует более 20 используемых в практике класси­фикаций ДЦП. В настоящее время чаще всего используется классификация К. А. Семеновой (1979), которая была разра­ботана с учетом классификации. Д. С. Футера и М. Б. Цукер (1954). В соответствии с этой классификацией выделяют шесть форм:

1. Двойная гемиплегия. Одинаковая степень нарушений
функций верхних и нижних конечностей, т. е. тетрапарез (по­
ражение четырех конечностей).

Тетрапарез, при котором руки поражены, так же как и ноги, а в части случаев паралич рук бывает тяжелее, чем паралич ног. При этой форме паралича поражены оба полу­шария мозга, причем нижележащие отделы мозга длитель­ное время сохраняют патологическую активность: тоничес­кие рефлексы могут не исчезать совсем, установочные выпря­мительные рефлексы не развиваются. В связи с этим дети не сидят, у них не развивается произвольная моторика. У боль­шинства таких детей наблюдается олигофрения. Речевое со­стояние характеризуется дизартрией или анартрией.

2. Спастическая диплегия чаще выражена тетрапарезом,
при котором руки поражаются в значительно меньшей степе-


Глава 3


Дизартрии у детей


 


ни, чем ноги. Эта форма ДЦП была известна под названием болезни Литтла.

У детей со спастической диплегиеи чаще всего наблюда­ется вторичная задержка психического развития, преодо­лимая при своевременной медико-педагогической коррек-ционной помощи. У подавляющего числа детей со спасти­ческой диплегиеи наблюдается дизартрия с преобладанием спастических явлений в мыщцах. Такая дизартрия чаще квалифицируется как псевдобульбарная. При данной форме паралича чаще наблюдается задержка психического разви­тия, чем олигофрения.

3. Гиперкинетическая форма. Новорожденные дети, у ко­торых впоследствии может развиваться гиперкинетическая форма ДЦП, имеют выраженную мышечную дистонию. Лишь по мере созревания стриопаллидарной системы синдром мы­шечной дистонии осложняется появлением гиперкинезов.

Гиперкинезы в артикуляционной и скелетной мускулату­ре начинают выявляться с 4-6 месяцев жизни. При всех ти­пах гиперкинезов, кроме самых тяжелых (двойной атетоз и торсионная дистония), установочные рефлексы и произволь­ные движения развиваются удовлетворительно.

Психически такие дети развиваются с некоторой задерж­кой по сравнению с нормой. У них наблюдается целый ряд нарушений гностических функций, однако несмотря на это, мышление развивается обычно нормально.

Речевые нарушения представлены практически у всех де­тей чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии.

4. Атонически-астатическая форма обусловлена пораже­нием мозжечка и развивается у детей, у которых при рож­дении отмечалась выраженная гипотония мышц, которая обычно наблюдается у них на протяжении первого года жиз­ни. К 12 — 15 месяцам жизни начинают развиваться произ­вольные движения. В дальнейшем развиваются атактическая либо атонически-астатическая форма.

При атактической форме, которая встречается чаще, спо­собность удерживать позу резко нарушена. Туловищная атак­сия сопровождается невозможностью стабилизации проекции общего центра массы ребенка при стоянии. В связи с этим и другими сопутствующими нарушениями (деформация стоп и пр. ) развивается порочная траектория перемещения тела при ходьбе и других передвижениях. Это препятствует фи­зиологической реализации функции вертикального положе-


пия туловища и опоры. Со временем дети обучаются сидеть, стоять и ходить. Ведущей клинической симптоматикой дли­тельно остается атаксия туловища и конечностей (нарушение функции мозжечка). Психическое развитие детей несколько задерживается, однако, как правило, олигофрении у них не наблюдается.

Речевые нарушения выражаются, главным образом, в неко­торой задержке, которая может быть компенсирована полно­стью при соответствующих педагогических мероприятиях.

Атонически-астатическая форма встречается редко. Со­хранность безусловных рефлексов отличает гипотонию при поражениях мозжечка от гипотонии бульбарного характера. Тяжелая мышечная гипотония наблюдается в результате по­ражения мозжечка и лобных долей коры больших полуша­рий, лобно-мосто-мозжечковых путей.

У детей с этой формой длительное время наряду с низким тонусом мышц остаются патологические тонические рефлек­сы, нарушение координации и равновесия.

Отсутствуют рефлексы опоры, автоматизированной поход­ки, слабо выражены или отсутствуют защитный и хвататель­ный рефлексы. У них наблюдаются невозможность сохране­ния положения тела в пространстве.

Такие дети самостоятельно сидеть начинают к двум годам, а некоторые из них обучаются ходить к шести годам. Харак­терными симптомами являются атаксия, гиперметрия, ин-тенционный тремор.

У них наблюдается задержка психического развития, реже выраженная олигофрения.

5. Гемиплегическая, или гемипаретическая, форма. При этой форме ДЦП страдает левое или правое полушарие. При раннем поражении левого полушария дефицит его функций компенсируется здоровым правым полушарием. Если пора­жение касается правого полушария, то левое не замещает правое.

Левосторонняя гемипаретическая форма. Считается, что левое полушарие является доминантным в формировании концептуального пространства, т. е. понятийным отображе­нием, связанным со словесной символизацией пространс­твенных отношений (чертежи, схемы пространства и т. п. ).

У школьников с этой формой двигательного поражения от­мечаются специфические особенности слухоречевой памяти в виде нарушения порядка воспроизведения слов, нарушение


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...