Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий терминов (основных понятий) по учебным модулям дисциплины




Учебный модуль 1. Теоретические и методологические основы планирования на предприятии

1. Планирование на предприятии - это составная часть экономической науки, одна из совокупности экономических дисциплин.

2. Экономическая конъюнктура – складывающуюся на каждый данный момент экономическая ситуация на рынке, характеризуемая определенным соотношением спроса и предложения, инвестиционной и предпринимательской активностью, инфляцией, курсами валют и ценных бумаг, величиной процентных ставок и другими параметрами.

3. Прогноз – это предсказание, предвидение развития или результата конкретного явления (процесса) на основе определенных данных. Это – предплановый, аналитический этап процесса управления.

4. Прогнозировани е деятельности предприятия является процессом выработки научно обоснованных предположений о его развитии в будущем, основанных на системе причинно – следственных связей и закономерностей

5. Планирование – процесс составления (разработки) плана, регламентирующий определенный порядок, последовательность осуществления намеченной на конкретный период программы действия (развития) предприятия.

6. План – определенный порядок, последовательность осуществления намеченной на конкретный период программы (работы) с указанием ее цели, содержания, объема, методов и средств, последовательности и сроков выполнения.

7. Модель планирования предприятия включает следующие взаимоувязанные формы:

- стратегическое планирование;

- планирование инновационной и инвестиционной деятельности;

- тактическое планирование в форме технико- экономического и оперативно-производственного планирования.

8. Миссия организации представляет ее отличительные особенности от других.

9 .Стратегия – это образ будущего предприятия, к которому стремится его собственник и высший управленческий персонал (топ - менеджеры).

10. Предпосылки планирования – прогнозирование и анализ, формирование и поддержание в прогрессивном состоянии нормативной базы, наличие и постоянная корректировка правового обеспечения, стандартизация плановых процедур и документов, автоматизация процесса планирования.

11. Система планирования – это совокупность видов, форм, методов и показателей по предмету и объекту планирования.

12. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана.

13. Технология планирования регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности.

14. Принципы планирования – это основные положения, правила, на основании которых осуществляется планирование.

15. Общенаучные методы планирования представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

16. Предприятие – это коммерческая организация, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

17. Норматив – это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого соответствует достигнутому уровню развития рыночных отношений при полной степени использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации труда и требуемой квалификации персонала.

18. Норма – это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.

19. Экономический механизм предприятия составляет четкое взаимодействие между исходными, промежуточными и конечными результатами в его планово- производственной деятельности.

 

Учебный модуль 2. Стратегическое планирование

1. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по её достижению.

2. Идеалы (видение, миссия) – ориентиры, которые предприятие не рассчитывает достичь в будущем, но стремится к ним приблизиться.

3. Цели – наиболее общие ориентиры деятельности предприятия в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части.

4. Задачи – конкретные ориентиры, определяющие форму и время выполнения задания.

5 .Видение – это руководящая философия конкретного бизнеса, которая определяет смысл существования предприятия.

6. Анализ среды - это процесс определения её важнейших элементов, которые могут оказать решающее влияние на достижение поставленных целей.

7. «ВОСС – анализ» -это управленческая технология, позволяющая оценить возможности и опасности, силу и слабостu организации. Возможности организации и опасности для неё оцениваются по отношению к внешней среде, а сила и слабости определяются внутри ее.

8. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ) позволяет:

а) классифицировать каждый вид продукции по его доле (удельному весу) на рынке относительно основных конкурентов;

б) определить, какой вид продукции или какое подразделение играет ведущую роль по сравнению с конкурентами на основе рыночного экономического постулата: «чем больше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше норма прибыли».

9. Инновации – качественные изменения в системе производства (технике, технологии, формах организации производства и управления).

10. Планирование инноваций рассматривается как промежуточный этап между планированием стратегии и детальным планированием инвестиций.

11. Инвестиции -это ресурсы, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или социального эффекта.

12. Капитал предприятия -это активы, представленные в стоимостной форме и

используемые для производства продукции.

13. Капитальные вложения - это инвестиции в воспроизводство основных фондов предприятия (основного капитала).

14. Неопределенность -это отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и разработке плана.

15. Риск – это возможная опасность потерь, ненадежность получения прибыли (дохода), вероятность возникновения убытков сравнительно с прогнозируемым вариантом.

16. Планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии.

17. Сетевое планирование – это одна из форм графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических планов в различных видах деятельности предприятия.

18. Сетевая модель комплекса называется ориентированным графом, который представляет множество соединенных между собой элементов для описания технологической зависимости (очередности) отдельных работ и этапов, входящих в состав различных проектов.

19. Граф – это условная схема, состоящая из заданных точек (вершин), соединенных между собой определенной системой линий.

20. Работа – это характеристика одного из компонентов графа, обозначающая любые процессы или действия, приводящие к достижению определенных результатов, событий.

21. Событие – это характеристика одного из компонентов графа, отражающая конечные результаты предшествующих работ, которые фиксируют факт выполнения работы.

22. Путь, это характеристика одного из компонентов графа определяющая последовательность работ или событий, в которой конечный процесс, или результат, одной стадии совпадает с начальным показателем следующей за ней другой фазы.

23. Резерв времени выполнения события – это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено свершение этого события без нарушения планируемых сетевым графиком сроков окончания проектных работ.

24. Ранний срок наступления события характеризует наиболее раннее из возможных вариантов время совершения определенного события, запланированного в сетевом графике.

25. Поздний срок свершения события - это такой период допустимого времени, превышение которого вызывает соответствующую задержку наступления завершающего события.

26. Оптимизация сетевых графиков заключается в совершенствовании процессов планирования, организации и управления комплексом работ с целью ресурсосбережения и роста финансовых результатов при заданных плановых ограничениях.

 

Учебный модуль 3. Тактическое планирование

 

1 .Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов.

2. Тактика – это совокупность среднесрочных и краткосрочных планов, разрабатываемых в соответствии с долгосрочным (стратегическим) планом.

3. Политика – представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.

4 .Процедура – описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. 5. Правило – точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.

6. Оперативный план детализирует задания текущего (годового) плана на квартал, месяц, неделю или сутки и является реакцией на изменившиеся и изменяющиеся условия с целью принятия управленческих решений в любой возникшей ситуации.

7. План организационно–технических мероприятий - этосоставная часть тактического плана предприятия (план экономической эффективности производства) является аналогом инновационного плана при стратегическом планировании.

8. Планирование продаж – непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи выпуска новой продукции, продолжающейся в течение всего жизненного цикла продукта и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы.

9. Емкость рынка – максимально возможный объем реализации продукции в течение определенного периода.

10. Сегмент рынка – это определенная часть рынка, характеризующаяся однородностью групп потребителей, параметров продукции или предприятий – конкурентов, обладающих одним или несколькими общими признаками.

11.Структура рынка характеризуется перечнем и соотношением отдельных сегментов, каждый из которых является рыночной нишей для конкретных товарных марок и поэтому требует от предприятия собственной оригинальной маркетинговой программ.

12. Конъюнктурные исследования представляют собой выявление, анализ и комплексную оценку особенностей функционирования конкретного продуктового рынка, обоснование тенденций развития его конъюнктуры на перспективу с целью принятия управленческих решений.

13. Товарная (продуктовая) политика - это стратегия управления продуктом (товаром), призванная обеспечить формирование товарного ассортимента, создание новых и модернизированных более качественных продуктов, рациональное продление жизненного цикла товара, определение путей повышения его конкурентоспособности на рынке.

14. Товарный ассортимент представляет собой совокупность товаров определенных видов, сортов, объединенных и сочетающихся по какому-либо признаку, формирующихся для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей.

15. Товарная номенклатура представляет собой систематизированный укрупненный перечень ассортиментных групп производимых товаров.

16. Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ) выделяет в его рамках четыре стадии: стадия рождения и внедрения, стадия роста, стадия зрелости, стадия насыщения и упадка.

17. Точка минимальной рентабельности показывает объем продаж товара, при котором обеспечивается достижение минимальной прибыли на вложенный капитал.

18 .Запас финансовой прочности (предел безопасности) предприятия показывает размер возможного снижения объема продаж продукции, который позволяет ему осуществлять рентабельную деятельность, не выходя из зоны прибыли.

19. Производственная мощность – этовозможность системы (предприятия) выполнить объём работ за определённый период времени.

20. Материально-техническое снабжение – это процесс ресурсного обеспечения потребностей производства на предприятии.

21. Персонал предприятия представляет собой совокупность работников определенных категорий, занятых единой деятельностью, направленной на получение прибыли и удовлетворение своих материальных потребностей.

22. Промышленный (промышленно-производственный) персонал (ППП) включает всех работников предприятия, связанных с основной деятельностью предприятия, т.е. работников основных, вспомогательных цехов, лабораторий, складов, охраны.

23. Непромышленный персонал включает работников непромышленных организаций, состоящих на балансе предприятия (дома культуры, спортсооружений, базы отдыха, ЖКХ и др.).

24. Производительность труда определяет количество продукции, произведенной работником (персоналом) в единицу времени, или количество времени, затраченного на производство единицы продукции.

25. Планирование производительности труда основано на снижении трудоемкости изготовления продукции и улучшении использования рабочего времени.

26. Трудоемкость продукции представляет собой затраты рабочего времени на изготовление продукции в натуральном измерении.

27. Фонд заработной платы (ФЗП) представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для вознаграждения всех категорий персонала предприятия в соответствии с количеством и качеством затраченного труда при выпуске планового объема продукции в заданной номенклатуре и установленном качестве.

28. Единовременные (долгосрочные) затраты осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с модернизацией и вводом основных фондов, реконструкцией и новым строительством, пополнением оборотных средств и диверсификацией производства продукции.

29. Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции и принимают форму издержек.

30. Издержки предприятия представляют сумму всех текущих затрат, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции, а также затрат налогового и социального характера, предусмотренных действующим законодательством, связанных с финансированием текущих мероприятий по стратегическому и тактическому развитию предприятия, выраженных в денежной форме.

31. Себестоимость продукции – это нормируемые издержки предприятия, устанавливаемые государством в «Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» в форме постановления правительства.

32. Себестоимость – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материально- технических, энергетических, трудовых ресурсов, нематериальных активов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

33. Условно-переменные расходы - это затраты, которые изменяются почти пропорционально изменению объемов производства (сырье, основные материалы, зарплата рабочих-сдельщиков, затраты на топливо для технологических целей и др.). 34. Условно-постоянные затраты – это затраты не изменяются или изменяются незначительно при увеличении выпуска продукции (зарплата рабочих-повременщиков, АУП, расходы на содержание зданий и др.).

35. Накладные расходы связаны с обслуживанием производственного процесса, обеспечением нормальных условий труда, управлением производства, экологией, подготовкой кадров, сбытом продукции (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы).

36. Калькулированием называетсяпроцесс определения себестоимости отдельных видов продукции.

37. Калькуляцией или калькуляционным листом называется документ, в котором оформляется расчет себестоимости продукции.

38. Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

39. Баланс доходов и расходов – это форма финансового плана предприятия.

40. Отпускная цена – цена, применяемая предприятиями – изготовителями в расчетах со своими покупателями, кроме населения.

41. Розничная цена – цена, по которой продукция реализуется населению.

42. Фонд накопления предназначен для: финансирования: НИОКР, природоохранных мероприятий, капвложений, прироста собственных оборотных средств, погашения процентов и сумм долгосрочных кредитов на развитие, реструктуризацию и модернизацию.

43 .Фонд потребления используется на дополнительное вознаграждение персонала и единовременную материальную помощь, строительство, капремонт, содержание жилья и объектов соцкультбыта, дотации на питание в столовых и оздоровительных учреждениях предприятия.

44. Резервный фонд в законодательном порядке образуют иностранные и совместные предприятия, а на отечественных предприятиях по усмотрению собственника для компенсации хозяйственных рисков в случае их наступления.

45. Шахматная таблица применяется дляпроверки правильности разработки финансового плана путем определения источников финансирования по каждой статье затрат и распределения по направлениям доходов, а также сбалансирования доходов и расходов предприятия по принципу целевого использования собственных и заемных средств и очередности по статьям затрат.

 

 

Опорный конспект лекций

Учебный модуль 2. Теоретические и методологические основы планирования на предприятии

Модульная единица 2.1. Теоретические аспекты планирования в условиях рыночной экономики

Учебный элемент 2.1.1. Определение понятия «планирование»

Планирование на предприятии - это составная часть экономической науки, одна из совокупности экономических дисциплин. Методологической основой экономической науки является экономическая теория. Экономическая теория, где объектом исследования является государство, представлена такой экономической дисциплиной, как макроэкономика. А там, где объектом являются участники (субъекты) рыночных отношений – микроэкономика.

Прикладная экономическая наука для одного из участников рынка – предприятия (организации) называется экономикой предприятия. Поэтому методологической основой для дисциплины экономика предприятия является микроэкономика. В свою очередь, экономика предприятия – это системообразующая экономическая дисциплина, которая является исходной базой для функциональных экономических дисциплин, таких, как планирование на предприятии, анализ хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерский учет на предприятии, аудит предприятия, статистика предприятия.

Следовательно, учебная дисциплина «Планирование на предприятии» является функциональной дисциплиной и составной частью экономической науки.

Предметом изучения является теория и практика планирования, а объектом исследования – предприятие (организация), его вышестоящие органы управления (объединение, концерн, холдинг) и внутрипроизводственные подразделения (цехи, участки, бригады).

Цель учебной дисциплины «Планирование на предприятии» - получить знания, умения, навыки (ЗУН) в планировании экономических показателей деятельности предприятия.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели (ЗУН):

- изучить теоретические основы планирования деятельности предприятия;

- научиться использовать современные методы планирования;

- приобрести навыки выполнения плановых расчетов и осмысления полученных результатов.

Основная цель любого предприятия как коммерческой организации - получение прибыли и рост на ее основе его капитализации (стоимости субъекта хозяйствования). Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- организовать производство конкурентоспособной продукции;

- изыскивать и осуществлять постоянно эффективные инновации и инвестиции;

- поддерживать финансовую устойчивость предприятия на основе его экономической эффективности;

- обеспечивать функционирование безопасных и продуктивных рабочих мест;

- поддерживать экологическое равновесие с внешней средой.

В рыночных условиях предприятие в своей деятельности ориентируется на экономическую конъюнктурускладывающуюся на каждый данный момент экономическую ситуацию на рынке, характеризуемую определенным соотношением спроса и предложения, инвестиционной и предпринимательской активностью, инфляцией, курсами валют и ценных бумаг, величиной процентных ставок и другими параметрами.

Прогнозирование и планирование важнейших параметров экономической конъюнктуры, а на их основе показателей внутрифирменного плана является важнейшей частью управленческой деятельности любого менеджера и предпринимателя.

Прогноз – это предсказание, предвидение развития или результата конкретного явления (процесса) на основе определенных данных. Это – предплановый, аналитический этап процесса управления.

Он различается:

· по длительности прогнозного периода, на который разрабатывается – срочный, кратко-, средне-, и долгосрочный;

· по периодичности составления - периодический, составляемый регулярно, и апериодический;

· по степени полноты разработки - предварительный на начальных стадиях прогнозирования и окончательный после всех уточнений, используемый для перспективного планирования.

Прогнозы классифицируются по объектам разработки:

  • экономические, используются для предсказания общего состояния экономики или объема сбыта для конкретного предприятия (фирмы), по конкретному продукту;
  • развития техники и технологии, устанавливают тенденции развития новой техники и технологии, экономическую целесообразность их использования;
  • развития конкуренции, предсказывают стратегию и тактику конкурентов;
  • спроса и предложения, позволяют предвидеть будущую ситуацию на конкретных сегментах рынка;
  • демографические, используются при планировании трудовых ресурсов;
  • социальные, применяются для научного обоснования перспектив развития социальных процессов на предприятии;
  • наличия и использования природных ресурсов;
  • рынка, для предсказания перспектив развития экономической конъюнктуры на рынке.

Прогнозирование деятельности предприятия – это определение его долговременных целей развития с учетом изменений на рынках всех факторов производства (трудовых, материальных, финансовых и др.).

Задача прогнозирования заключается в том, чтобы подготовить предприятие к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов рынка.

Если прогнозировани е деятельности предприятия является процессом выработки научно обоснованных предположений о его развитии в будущем, основанных на системе причинно – следственных связей и закономерностей, то планирование – процесс составления (разработки) плана, регламентирующий определенный порядок, последовательность осуществления намеченной на конкретный период программы действия (развития) предприятия.

Прогноз определяет, что может произойти в определенных условиях, а план намечает, что нужно осуществить.

Оба они взаимозависимы и находятся во взаимосвязи с управлением, проектированием и достижением цели деятельности предприятия.

План – определенный порядок, последовательность осуществления намеченной на конкретный период программы (работы) с указанием ее цели, содержания, объема, методов и средств, последовательности и сроков выполнения.

Сущность внутрифирменного планирования в рыночных отношениях заключается:

· в научном обосновании экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности;

· в выборе наилучших способов их осуществления на основе выявленного рыночного спроса на выпускаемую продукцию;

· в установлении перечня показателей ее производства и реализации, обеспечивающих эффективное использование ограниченных производственных ресурсов и достижение в будущем конкурентоспособности предприятия на рынке.

Главной целью планирования является получение максимальной прибыли, а основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет ресурсосбережения и на основе приращения используемого капитала.

Первый путь ориентирует производителя на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства (объемов, прибыли, рентабельности).

Планирование на предприятиях призвано выполнять следующие функции:

  • выявление потребных предприятию, его подразделениям и службам материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства продукции;
  • постановка перед подразделениями конкретных производственных задач на определенный период времени и выявление путей их решения;
  • четкая взаимная увязка функционирования отдельных производственных подразделений и служб предприятия, согласование действий между ними по количественным показателям и во времени, а также деятельности предприятия с поставщиками и потребителями;
  • обеспечение максимально возможного технического прогресса, использования производственных факторов, роста производительности труда, высокой доходности и рентабельности;
  • оптимальное сочетание элементов централизации и самостоятельности в системе внутрихозяйственного планирования;
  • выполнение технико - экономических расчетов, разработку и обоснование необходимых нормативов, показателей как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям;
  • оперативное руководство и контроль за осуществлением хозяйственной деятельности, использованием внутрипроизводственных резервов

Учебный элемент 2.1.2. Планирование как наука и функция внутрифирменного управления

Обычно планирование рассматривается с различных точек зрения, таких как:

- понятие;

- наука;

- искусство;

- функция управления;

- вид экономической деятельности;

- процесс составления планов.

Сущность экономического планирования заключается в обосновании достижения цели предприятия. Планирование – это способ реализации экономического закона накопления капитала. В этом случае цель планирования совпадает с целью деятельности предприятия.

Планирование как наука – это система знаний о закономерностях развития объекта исследования (планирования).

Планирование как искусство – имеет свои особенности, которые вытекают из творческого труда руководителя (менеджера) и экономиста, их мыслительной деятельности в условиях дефицита времени и других ресурсов.

Планирование представляет собой экономический метод, функцию управления предприятием.

Планирование - это разновидность экономической деятельности в рамках системы управления предприятием наряду с учетом, контролем, анализом и руководством, которая выполняется в процессе выполнения экономических расчетов.

Учебный элемент 2.1.3. Роль и место планирования в управлении предприятием

Модель планирования предприятия можно представить в виде следующих взаимоувязанных форм:

- стратегическое планирование;

- планирование инновационной и инвестиционной деятельности;

- тактическое планирование в форме технико- экономического и оперативно-производственного планирования.

Последовательность планирования включает несколько этапов.

Для планирования необходимо осмыслить философию и миссию предприятия, разработать стратегию, а затем составлять планы по ее реализации.

Философия предприятия, работающего в рамках действующего законодательства, предусматривает открытость планов и прозрачность финансовых отчетов.

Миссия организации представляет ее отличительные особенности от других.

Стратегия – это образ будущего предприятия, к которому стремится его собственник и высший управленческий персонал (топ - менеджеры). Исходя из стратегии разрабатывается стратегический план предприятия, который затем конкретизируется в конкретных бизнес – планах инвестиционных проектов и тактических планах.

Заключительным этапом тактического планирования является техэкономплан предприятия (техпромфинплан в промышленности, стройфинплан в строительстве в терминах социалистического планирования), который разрабатывается на год с поквартальной разбивкой. Предметом техэкономплана являются:

- ресурсы предприятия (материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные);

- капитальная стоимость (по структуре активов и пассивов);

- текущая стоимость (доход и прибыль по видам деятельности, себестоимость и цена продукции);

- экономическая эффективность инноваций, инвестиций и предприятия как единого хозяйственного комплекса.

Предпосылки планирования – прогнозирование и анализ, формирование и поддержание в прогрессивном состоянии нормативной базы, наличие и постоянная корректировка правового обеспечения, стандартизация плановых процедур и документов, автоматизация процесса планирования.

Система планирования – это совокупность видов, форм, методов и показателей по предмету и объекту планирования.

Классификация планов:

- по видам – долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный;

- по формам – стратегический, бизнес-план, тактический (техэкономплан и оперативно-производственный план);

- по объекту планирования – план объединения, предприятия, цеха, отдела, участка, бригады, бизнес-единицы, центра финансовой ответственности;

- по видам документов – план, прогноз, программа, проект, задание, наряд-заказ;

- по подходам к формированию плана – индикативный, директивный, скользящий, фиксированный во времени.

Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.

Планирование в условиях рынка имеет вероятностный (стохастический) характер, так как многие аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка, и т.д.

Качество плановых решений существенно зависти от компетентности и профессионального уровня плановых работников.

Планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений и поэтому противопоставляется импровизации, которая не имеет четкого алгоритма принятия решения. С общеэкономической точки зрения внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные товары для продавцов и покупателей, объемы и способы производства и потребления. Предприятие, как участник рыночной системы, также вынуждено подчиняется ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяет основные направления внутрипроизводственной деятельности.

Внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых решений.

Планирование является естественной составной частью управления.

Планирование - первый и наиболее значимый этап цикла управления.

Функции управления взаимодействуют и дополняют друг друга. Реализация каждой из функций управления, должна включать следующие типовые элементы управленческого цикла, общие для всех функций:

  • планирование,
  • организация,
  • учёт,
  • контроль,
  • анализ,
  • регулирование,
  • руководство.

 

В табл.2.1.3. перечислены основные элементы управления и кратко раскрыто их содержание.

Таблица 2.1.3. Основные элементы управления

Функция Содержание функции Результат Обозна-

выполнения чение

           
     


Планиро- Составление плана Целевые пока- Х

вание выпуска продукции затели системы

(план)

 

Организа- Создание условий для Условия выпус- R

ция выполнения плана ка продукции

 

Учёт Получение информа- Фактическое У

ции о фактическом состояние

состоянии объекта

 

Контроль Выявление величины Отклонение DХ=У-Х

отклонения от плана (рассогласование)

 

Анализ Выявление причин Причины откло- П,Р

отклонения и резер- нения и резервы

вов

 

Регулиро- Принятие мер по уст- Устранение DХ®0

вание ранению отклонений отклонений

 

Руковод- Объединение и коор- Принятие У®max

ство динация действий решений

всех исполнителей

Учебный элемент 2.1.4. Принципы и методы внутрифирменного планирования

Методологическую основу организации планирования (прогнозирования) производственно-хозяйственной деятельности предприятий составляют их принципы и методы.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана.

Процесс разработки внутрифирменного плана является сложным и трудоемким предметом деятельности аппарата управления предприятия и осуществляется в соответствии с принятой технологией планирования.

Технолог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...