Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сократ о формах государства




Политико-правовые учения Древнего Востока

Древняя Индия

Брахманизм

Брахманизм мы можем изучить по различн древнеинд источникам, в числе к-ых – Веды. В брахманизме мы можем увидеть истоки органической концепции государства и права. Она проявлялась в том, что весь мир уподоблялся организму индийского Бога – Пуруша, который создал из частей своего тела варны. Также в брахманизме мы можем увидеть и истоки функциональной концепции. Она проявлялась в существовании в Индии определенного деления общества на четыре группы (варны): брахманы(из уст Пуруши) – управляют, кшатрии (из рук)– защищают, вайшьи (из бедер)- обеспечивают, а шудры(из ступней) – кормят. Принадлежность к варне переходит по наследству. Вне варн- чандалы и парии(низшие люди). Строение общества опр мир законом- Ритой. Составной частью брахманизма является теория Дхармы – закон образа жизни. Она представляет собой некую религиозно-моральную, а также правовую норму, которая изображалась, как стоящая на четырех ногах. Каждая варна имеет свою дхарму- мировой закон, который должен выполнить каждый. Среди дхармашастр и дхармасутр особое место имеют з-ны Ману, в к-ых опр и закреп руководствующее положение брахманов. Особое место в з-нах Ману отводится? наказания.

«Артхашастра»

В IV в до н.э. появилась «Артхашастра» - трактат, автором которого считается Каутилья. Это трактат о том, как государь должен управлять государством с помощью Artha – польза, выгода, трактат о руководстве дхармой. Отсюда можно сделать вывод о том, что политика- наука о выгоде. По мнению Каутилья, государь должен управлять государством с выгодой для себя, своих министров. Он должен распространять идеи своего собственного божественного происхождения. Следует заметить, что слуги (поданные царя) имеют личные, клановые отношения с царем. Каутилья отождествлял право и закон. Одним из основных разделов «Артхашастры» назывался «Об утонченных методах политики». В нем рассказывается о том, как государь должен расправляться с неугодными ему чиновниками.

Государство, по мнению Каутилья, представляет собой домовладение, где есть хозяин, во главе которого стоит деспот, а все остальные, в частности чиновники, являются слугами. На этих отношения и строится государство. В качестве источника права, Каутилья признает только указы царя – законы. Судьи – слуги царя. В отношении права существует принцип «закон основан на истине»

Древний Китай

Политико – правовое учение даосизма

Империя Джуньго (v-vi в до н.э)- время кризиса, раздробленности, «эпоха перемен». Учение даосизма изложено в «Даодэцзине»- книге о пути благоденствия Лаоцзы. Даосизм объясняет мир как результат действия естесственных законов. Дао- олицетворение высшей справедливости и добродеятелм, в отношении которой все равны. Дао – источник всего сущего, закон мироздания, это само небо. Дэ – конкретизация Дао в реальной жизни. Задача каждого – «погрузиться» в Дао и понять веления Дао. Прежде всего, это должен сделать правитель государства, иначе народ его постигнет несчастья. Правитель должен следовать принципу увэй – недеяния, призыву вернуться к прошлому. Хороший правитель тот, о котором знают только то, что он существует.

Прогресс вреден. Необходим минимум законов, минимум норм, потому что все «погружены» в Дао. Лаоцзы интерпретировал Дао как путь, который указывает нам на небо. Он говорил: «Не Дао делает великим путь человека, а человек делает великим свой путь».

Учение Конфуция (551- 479 г до н.э)- ли выше, чем фа(к? о соотношении)

Конфуций родился в княжестве Лу. Его отец имел 9 дочерей. Он взял наложницу, родившую ему сына. Когда Конфуцию исполнилось три года, отец его скончался. В 25 лет он уже продвинулся по карьерной лестнице. В 33 года он уже встретился с Лаоцзы (сын падающей звезды). В 40 лет он начал свои учения. Количество его учеников насчитывало порядком 3000 тысяч человек. Велась также запись его бесед с учениками, которые вошли в историю как «Беседы и суждения». Конфуций считал, что истина уже есть и ею он делился с учениками. Последние 10 лет своей жизни он странствовал по Китаю., после чего вернулся в Тюй-Фу, где получил должность министра публичных работ. Какое-то время он был верховным судьей. После смерти своего единственного сына он прожил недолго и скончался.

Основными идеями эт-прав учения Конфуция являются: установление эталона высшей морали, должного поведения, создание идеала соверш человека, противопоставляемого простолюдинам. Цель учения- согласование мудрости с др потребностями времени. В основе этико – правового учения Конфуция лежит принцип жень – гуманность добродетельность. Конфуций формулирует «Золотое правило нравственности» - это путь к самому себе, к раскрытию человечности, который состоит в следующем: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе». Мерой добродетели является принцип ли – ритуал. Но ли – не только ритуал, это и обычаи, моральные представления, мера гуманного отношения женя. В целом, ли – правила обычая, обряда. Исследователи переводят Ли как правило. Конфуций отдавал дань ритуалу, обычаю в силу его древности, «к корням культуры». Правитель, разумеется, должен следовать этому принципу, иначе небесный мандат перейдет к другому.

Конфуций также выделяет принцип фа – писаный закон. Конфуций различал понятие право и закон. Он отрицательно относился к законам: «Если руководитель народом посредство законом и поддерживать порядок посредством наказаний, народ будет пытаться всячески избежать наказания. Таким образом можно сказать, что Конфуций считал, что необходимо не наказывать людей, а воспитывать.

Конфуций сторонник патриархальной теории возникновения государства. Если поданные должны подчиняться правителю, то он в свою очередь должен любить своих поданных. То есть правитель выступал своеобразным отцом. В центре учения Конфуция о государстве – образ гуманного правителя. К. выступал за правление «аристократов духа», т.е. аристократов добродеятели и знания.Конфуций выделяет 2 принципа государственного управления: принцип хэ – учет разного мнения, допущение разномыслия; согласно ему должны учитываться разные мнения, интересы; правитель должен уметь согласовывать их. Допуская разномыслие, уметь сглаживать противоречия. Так поступает благородный муж и добродетельный правитель. Принцип ту – принцип для низких людей, т.е. им руководствовались только низкие, маленькие правители. Он призывал признавать только свои интересы, слушать мнение только согласованное со собственным. «Небо всегда поможет, если оно недовольно правительством». Конфуцианство было религией не только в Китае, но и во многих других странах.

Суть соц порядка- прочность, стабильность, чтобы каждый знал свои права и обяз-ти, при этом К.- сторонник жесткой централизации.

К. отрицает наказание. Он говорит о перевоспитании тех, кто нарушил правило.

Политико – правовые идеи Моцзы (489-381 г до н.э)

Моцзы был младшим последователем Конфуция. Он родился в городе Ли. Стал преподавать собственные учения. Моцзы был не согласен с Конфуцием в том, что необходимо следовать исключительно древним обычаям. Он считает, что нужно следовать хорошим обычаям. Моцзы усомнился в «велениях неба». Важны поступки людей. Государство стабильно только тогда, когда правитель будет следовать принципу всеобщей любви. В учении Моцзы мы можем увидеть древнейшие истоки договорной теории происхождения государства, потому что Моцзы считал, что власть должна функционировать на основе договора.Также Моцзы говорит о необходимости наказания. Выступает за повышение культ уровня населения.

Учение легизма (фацзя)- фа выше, чем ли

Основоположником легизма, школы фацзя, является Шан Ян (Гунсунь Ян). Это учение изложено в его труде «Книга правителя области Шан». Он считал, что государство должно вмешиваться во все сферы общественной жизни, а так же должно контролировать доходы для увлечения казны, т.е. государство должно жестко контролировать экономику. Легисты выступали против образа добродетельного правителя, поскольку считали, что «Человек зол по природе». Такой правитель не сможет сделать народ добродетельным. Легисты считали, что необходимо преобразовать чиновничество. Как? «Нужно сделать богатых- бедными, а бедных- богатыми». Людей с обширными гуманистическими знаниями следует уничтожать. А для стабильности необходимо практиковать взаимные доносы т беспощадно наказывать- круговой порукой. Это приведет к тому, что чиновниками будет легко управлять. Правитель должен управлять государством с помощью жестоких законов, отсюда и прослеживается жесточайшая форма этатизма. Однако необходимо заметить, что сам правитель законами не связан. Смысл закона- универсальность, жесткость, обязательность. Законы не могут обсуждаться нижестоящими. Осн цель закона- введение и закрепление жесткого соц стандарта, унификации. Законы должны изменяться в в соответствии с требованиями времени.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Политико-правовое учение софистов: общая характеристика

Первоначально софистом (буквально мудрым) называли любого знатока своего дела, а сама софистика как философское течение в 5 в до н.э. объединяла преподавателей разнообразных знаний (мудрости). Софисты были первыми платными учителями, которые брали гонорар за свое обучение. Принято выделять старших и младших софистов. К старшим относят Протагора, Горгия, Гипия и Антифнта (они как правило относились к демократам), а к младшим- Фрасимаха, Калликла, Пола и Крития(противники демократии).

Софист-учитель мудрости, который главным образом учил ораторскому искусству. Они полагали, что в этом мире все относительно и что познание истины проблематично. Человек, по мнению софистов, познающий субъект. По мнению софистов, все люди причастны к добродетели т.е. способны быть хорошими гражданами и участвовать в политической жизни..Любой человек может стать политиком с помощью воспитания и обучения.

Общая характеристика софистов:

-скептики и релятивисты;

-полагали, что все в этом мире относительно и что познание истины проблематично;

-происходит очеловечивание философии (человек- мера всех вещей Протагор)

-риторика- учебная дисциплина, имеющая прикладное значение

- считали, что каждому доступно политическое знание, что каждый может управлять гос-вом

Политико-правовое учение Протагора (480-410 г до н.э.)

Протагор был основоположником софизма. Благодаря Демокриту он оказался в Афинах. За произведения «О природе», «О Богах» он был привлечен к ответственности, поскольку в них можно было проследить его неуверенность в существовании богов. По дороге в Сицилию он утонул.

Основное положение софистики высказал Протагор: «Мера всех вещей- человек». Однако то был не просто человек, а гражданин демократического полиса, который прежде всего должен был обладать политическим искусством. Таким образом, он подчеркивал значение субъективности в восприятии и познании окружающего мира. Протагор пытался сказать, что жизнь в обществе вне права и морали невозможна. Все люди причастны к добродетели, т.е. способны быть хорошими гражданами и участвовать в политической жизни.. Протагор доказывает это с помощью мифа о происхождении человеческого рода. Первоначально люди не могли жить сообща. Боги обеспокоились этим,и Зевс послал своего сына Гермеса, для того, чтобы он передал всем людям стыд и право: «Не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами». Вне морали и права совместная жизнь людей невозможна. Однако не каждый человек обладает добродетелью от рождения, но она существует в потенции. «добродетель- дело наживное и ее можно воспитать». Этим изначально занимается ближайшее окружение: родители, воспитателя, учителя, но затем политической социализацией занимается и само государство. Протагор отождествляет право и закон. Справедливость он связывал с подчинением существующим законам и с наказанием тех, кто их преступает. Государство, полис в целом можно тоже признать мерой всех вещей, отсюда прослеживаются истоки юридического позитивизма. Гос-во Протагор мыслит как демократическое по своей сути. Протагор отождествляет право и мораль., он являлся защитником полиса. Но вместе с тем он говорил, что народное собрание могло и ошибиться. Он различает природу и закон. Законы, издавшиеся в полисе, справедливы, пока действуют.

Софисты о соотношении природы и закона: у истоков теории естественного права

Все софисты различают естественное право (фюсис) и закон, созданный человеком (номос), искусственный закон. Природа в учении софистов выступает критерием оценки позитивного права. Это радикальный вариант теории естественного права. Некоторые софисты полагали, что природа диктует закон. Другие – противопоставляли природу и закон.

По мнению старших софистов (демократов), природа диктует равенство, которое должно быть закреплено в действующих законах. По природе все люди равны, закон же побуждает против природы. Младшие софисты полагали, что природа диктует неравенство. Законы и мораль вовсе не нужно отбрасывать. Так, по мнению Фрасимаха, справедливость-это то, что диктует сильнейший, следовательно, основа права - сила.

Сократ (469-399 г до н.э.)

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но — если судить по симптомам — болиголова пятнистого).

Общефилософские взгляды

Считает, что познание природы- дело божественное, не имеющее смысла. Носитель этого бож знания- философ, который лишь приобщает слушателей к этой истине. Отсюда высказывание С.:»Я знаю, что ничего не знаю». С. Стремится к познанию сущности человека, к-ая коренится в его душе, к-ую необходимо воспитывать. Душа и разумность неразделимы. Тождество знания и добродеятели.

Сократ о формах государства

Сократ, различая различные формы государства, исходил из числа правящих лиц, и из того, правит ли правитель с согласия народа или, не считаясь с народом и законами. Сократ различает правильные и неправильные формы государства. Правильные формы: монархия и аристократия. Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия. Сократ считает демократию неправильной формой государства, потому что считает, что править должны знающие: добродетельные и справедливые граждане.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...