Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория естественного права




Люди родились равными и свободными. Из этого следует, что естественное право-право равенства свободных индивидов. Главный принцип права - формальное равенство. Свобода – гражданский долг. Долг этот состоит в активном участии в политической жизни. Лильберн говорит о свободе каждого и всех, а следовательно формулирует теорию прав личности: свобода слова, печати, совести, занятий, торговли, петиций и др.). Гарантией сохранения этих прав является строгая законность.

Теория общественного договора, народного суверенитета и разделения властей.

Цель общественного договора - обеспечить права граждан. Условием заключения этого договора, является уничтожение единовластия. Народ реализует договор путем создания органов государственной власти и участия в их работе. Народ создает органы исполнительной, законодательной и судебной власти (на 1 год). Однако Лильберн противник идеи разделение властей. Он считает, что возможно только разделение функций.

Политико-правовое учение Томаса Гоббса

Отец его, английский священник, познакомил сына с древними писателями. В 15 лет он поступил в Оксфордский университет, изучал схоластическую философию и научался презирать Аристотеля. В качестве воспитателя молодого Кавендиша, впоследствии гр. Девонширского, путешествовал по Франции и Италии. По возвращении в Англию сблизился с Баковом, политические взгляды которого, вероятно, имели влияние на Гоббса. В 1628 г. Гоббс перевел Фукидида, чтобы убедить своих сограждан в опасностях демократии. Совершил еще два путешествия на материк, благодаря которым познакомился со многими выдающимися лицами, напр., с Галилеем, Гассенди, Мерсенном. Когда началась борьба между Карлом I с парламентом, боязливый Гоббс вновь уехал в Париж в оставался около 13-ти лет на материке. В 1650 г. Гоббс издал "Трактат о человеческой природе", а в 1651 г. - "Левиафан". "Левиафан" повредил Гоббсу во многих отношениях. Роялисты усмотрели в "Левиафане" оправдание узурпации Кромвеля; теологи негодовали на Гоббса за его отзывы о религии. Возвратясь в Англию, Гоббс сблизился с Кромвелем, но политической роли не играл; он жил в обществе Гарвея, Сельдена и др. По смерти Кромвеля, опасаясь смут, Гоббс снова бежал в Париж, но реставрация сделала возможным его возвращение. Карл II ничего не сделал для своего учителя; в 1666 г. "Левиафан" был запрещен. Полемика с Валлисом и неприятности теологического характера заставили Гоббса покинуть Лондон и поселиться в деревне. В 1668 г. он издал свои сочинения; перед смертью он написал автобиографию латинскими стихами и перевел Гомера. Умер в 1679 г., на 91 году жизни.

Основные произведения: Трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине». «Левиафан»

Общефилософские взгляды

Предмет философии материален, это тела. Тело- все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства, т.е. имеет с ней равную протяженность. Свойства тел познаются разумом. Поэтому все, не поддающееся рациональному познанию, из предмета философии исключается. По мнению Гоббса, необходимо отделить философию от теологии. Философию нужно разделить на 2 части: философию природы и философию государства. Государство, по Гоббсу,- это творение культуры. Философия государства подразделяют на два отдела: трактующий о склонностях и нравах- этика, исследующий гражданские обязанности- политика. Всякое знание черпается из ощущения или чувственного восприятия. Память- источник человеческого знания. Философия- познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления. Знание- путь к силе и процветанию.

Гоббс говорил, что весь мир можно уподобить часовом механизму. Самое главное в государстве – это человек. Человек – объект изучения и философии природы, и философии государства. Философия природы изучает человека, как физическое тело, а философия государства – как разумное существо и гражданина государства. Гоббс формулирует формулу: знание – путь к силе, основанный на разуме.

Гоббс считает, что человек зол и эгоистичен от природы, он не склонен к общению. Он - асоциален. Между людьми действуют силы отталкивания.

Философия морали

Философия морали или философия человека толкует о склонностях и нравах человека. Гоббс принципиально не согласен с тем, что человек – существо общественное. Человек эгоистичен, подвержен разнообразным страстям и всегда преследует свою собственную выгоду и только на этих условиях вступает в отношения с другими. Для доказательства этого он использует гипотезу естественного состояния. Жить вместе людей заставляет отнюдь не их общительная природа, но страх, который заключается в природном равенстве людей. Каждый является конкурентом каждого. Самая распространенная причина, заставляющая людей желать взаимно зла друг другу является результатом того, что одновременно множество людей стремятся к обладанию одной и той же вещью. Царящее в естественном состоянии естественное право тождественно свободе. Естественное право есть свобода всякого человека использовать силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы. Господствует принцип «человек человеку волк», и идет вона против всех. В условиях этой войны не существует понятия справедливого или несправедливого, мерилом поступков является польза.

Свобода состоит в том, чтобы подчиняться справедливым, общим для всех законам, по своему усмотрению делать все то, что законом не запрещено, и не опасаться быть подвергнутым несправедливому наказанию. Иными словами, Гоббс отстаивает идею правовой свободы, ставшую основой в классическом либерализме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...