Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руссо об общественном договоре




Руссо пытается найти такую форму гражданской ассоциации, которая сочетала бы преимущества государства с благами свободы.

Говоря об условии заключения общественного договора, Руссо говорит о том, что для его заключения, каждый должен осознать вредность частных интересов и отказаться от них по внутреннему гражданскому долгу.

Общественный договор заключают каждым со всеми и все с каждым. Таким образом, у всех возникают взаимные обязательства.

Говоря о содержании договора, Руссо утверждает, что согласно нему, каждый отдает себя в общее достояние под руководство общей воли. После заключения договора, каждый обретает новую личность. Руссо говорит о равенстве людей как личностей. Все вместе они образуют государство. В результате возникают равные условия жизни и личная независимость.

Одним из существенных элементов договора является так называемое «молчаливое обязательство». Оно заключается в том, что каждый человек может принуждаться к свободе.

 

Общая воля как носитель народного суверенитета

Руссо полагает, что общая воля ограждает каждого. Ценность личности определяется степенью вхождения человека в государство.

Права человека ограничиваются ради государственной безопасности. Нарушители безопасности – враги общества.

Свобода состоит только в зависимости от законов. Она подчинена общей воли. По мнению Руссо, государство может управлять каждой частью своего организма.

Суверенитет – реализация общей воли. Законы – акты общей воли. Руссо выделяет следующие признаки суверенитета:

1. Суверенитет принадлежит народу в целом. Общая воля – воля большинства. Воля всех – сумма частных воль.

2. Суверенитет един и неделим. Руссо не признает теорию разделения властей Ш. Монтескье. Он против деления суверенитета. Руссо предполагает наличие Правительства - силы общей воли. Народ, по мнению Руссо, должен определять формы правления и лиц, состоящих в Правительстве.

3. Суверенитет не отчуждаем. Суверенитет не отчуждаем, когда он выступает в качестве реализация общей воли, но он может быть отчужден в качестве политической жизни.

Суверенитет не представляем. Руссо выступает против парламентаризма. Он ориентируется на маленькую парламентскую республику.

 

Учение Руссо о законодателе

Законодательное закрепление общей воли. Особое внимание Руссо уделяет фигуре Законодателя. Он не принимает участие в политике. Он вестник Богов. Это высшее разумное существо. Народ хочет благо, но не ведает, какого оно. Законодатель должен показать им это. Он должен убедить их отказаться от частных интересов (потому что частные интересы - это зло цивилизации) то есть воспитать гражданскую добродетель. Свобода должна стать необходимостью, она должна быть поставлена под контроль общей воли. Свобода зависит от равенства. Она должна быть гражданским долгом каждого. Только тогда народ сможет заключить новый, разумный общественный договор.

 

Учение Руссо о формах Правительства

Р. Предполагает в любой республике наличие как суверена, так и правительства. Основная функция правительства- исполнение законов. Выделяет демократию, аристократию и монархию. О демократии говорит, что она может существовать лишь теоретически. Руссо предлагает ежегодно созывать собрания народа, а суверен должен постоянно контролировать действия правительства.

 

Гражданская религия в учении Руссо

Религия для Руссо- средство политики. Она содействует воспитанию гражд. Добродеятелей. Неправильна та религия, где одновременно существует как духовный, так и светский правитель. Выделяет религию человека его личные убеждения- и религию гражданскую- религию конкретной страны. Выступает против христианства. Говорит о некоей гражд. Религии, к-ая является важным средством училения нравов и законов. ЕЕ высшая ценность- принадлежность к государству. Эта религия освещает гражд. Обязанности.

 

Политико-правовое учение И. Канта

Родился в 1724 году в небогатой семье ремесленника-седельщика. Окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Начинает преподавать. С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. Он умер в 1804 году. Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня.

Основные произведения: «Метафизические начала учения о праве», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», статья «К вечному миру»

Философские основы учения

В качестве наук Кант признает только естественные науки. Кант различает мир явлений и мир сущностей. Теоретический разум способен познать только мир явлений, как только теоретический разум переходит границы мира явлений, возникают антиномии (противоречия).

Мир сущностей – сфера практического разума. Это сфера должного, в которой действует нравственный закон, который Кант называет категорическим императивом.

Человек, как продукт среды, вовлечен в жесткие причинно – следственные связи. Но человек еще и нравственное существо. Каждый человек способен следовать категорическому императиву.

В 1784 году Кант формулирует концепцию всемирной истории. Он исходил из того, что существует идея прогресса. Кант говорит о прогрессе в последовательном историческом движении всего человеческого рода. Цель прогресса – свобода. В ходе прогресса постепенно развиваются задатки, заложенные в природе человека. Свобода воли каждого отдельного человека выражается в поступках этого человека. За их поступками действуют природные, объективные законы. В процессе развития человеческого рода развивается человеческий разум, следовательно, прогресс истории – прогресс просвещения. В природе человека заложена способность действовать, а также стремление к общению с себе подобными и стремление к изоляции. Кант считает, что человек от природы зол, он побуждаем завистью и честолюбием. Из соперничества и столкновений рождается прогресс. В ходе прогресса обнаруживается мера, которая способствует сплочению общества. Именно это пробуждает все силы человека. Только в обществе, где люди обладают свободой, может быть достигнута цель природы – развитие всех человеческих законов.

Учение о праве

Сущность права – свобода. Возникает вопрос: при каких условиях свобода одного совместима со свободой других? Отвечая на этот вопрос, Кант различает право с объективной и субъективной стороны. Право с объективной стороны - совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом каждого другого по общему закону свободы. Право с субъективной стороны – принцип, требующий согласование произвола одного с произволом другого.

Право – мера свободы. Основа правовой свободы – моральное самоограничение личности. Право и мораль, по мнению Канта, взаимосвязаны.

Кант различает моральное и легальное поведение: Моральное – поведение, которое совершается с внутренним осознанием нравственного долга. Легальное поведение – такое, какое только внешне соответствует закону. Право – чисто внешний порядок поведения.

В центре учения о праве – теория естественного права. Кант различает естественное и положительное право. Положительное право зависит от воли законодателя, это «творение законодателя». Таким образом, можно сказать, что Кант различает право и закон. Естественное право – моральные требования, обращенные к законодателю. Это требования свободы, равенства, независимости. В отличии от философов-просветителей, Кант считает, что законодатель не обязан сразу учесть эти требования. Они исполняются в процессе исторического развития.

Кант делит естественное право на частное, которое называет подлинным естественным правом, и публичное. Кант различает частное и публичное право по критерию централизации и децентрализации.

Кант делит частное право на вещное, личное и лично – вещное. Говоря о вещном праве, Кант говорит о том, что частная собственность не является прирожденной. В личном праве Кант, прежде всего, выделяет право договоров, а формуле pacta sunt servanda придает значение категорического императива. К лично – вещному праву, в первую очередь, Кант относит семейное право.

Сутью и основным требованием публичного права является обязанность народа участвовать в создании Конституции.

Учение о государстве

Государство необходимо. Это элемент культуры. Государство, по мнению Канта, должно служить праву, а в конечном итоге, и категорическому императиву.

Кант выдвигает идею правового государства. Правовое государство, по Канту, - это соединение людей под властью правовых законов. Главным признаком правового государства он считает верховенство права. Устройство государства должно соответствовать принципам права, а принципы права – это принципы естественного права. Кант обозначает правовое государство термином республика. В республике, как в правовом государстве, свобода сочетается с законами и принуждением.

Кант сторонник теории общественного договора. В естественном состоянии люди лишены гарантий защиты прав. Это побуждает людей выйти из естественного состояния и они заключают общественный договор, повинуясь нравственному долгу, а, следовательно, и требованиям категорического императива. Говоря об общественном договоре, Кант подчеркивает, что этот договор можно заключить только, когда каждый индивид будет признан способным воспринимать категорический императив и признан способным следовать его требованиям. Из этого можно сделать вывод о том, что Кант является противником патернализма. Общественный договор заключают каждый со всеми и все с каждым. Именно этим обусловлена взаимная ответственность личности и государства. Согласно общественному договору, люди отказываются от произвола естественного состояния ради правовой свободы. Главная гарантия защиты прав – народный суверенитет и разделение властей.

Говоря о разделении властей, Кант, прежде всего, выделяет законодательную власть. Однако не все граждане обладают избирательными правами, поэтому Кант делит избирательное право на активное и пассивное. Также Кант выделяет исполнительную и судебную власть. Эти три власти не должны друг друга уравновешивать. Исполнительная власть подчинена законодательной, а судебная власть назначается исполнительной.

Говоря о формах государства, различает такие правильные формы как автократия, аристократия и демократия и одну неправильную форму – деспотию. Наилучшей формой он считает автократию, ограниченную правом и народным представительством.

Идея «вечного мира»

Идею «вечного мира» Кант изложил в статье «К вечному миру». Ее можно разделить на 2 части. В первой части говорится об условиях сохранения мира, а во второй о гарантиях сохранения мира.

Кант выделяет следующие условия сохранения мира: искренность в отношениях между государствами, недопустимость использования государственных долгов в качестве инструмента давления на государства, уважение суверенитета, переход к добровольным армиям отсутствие шпионажа.

Главной гарантией сохранения мира Кант считает создание союза народов.

 

Политико-правовое учение Гегеля

Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника. В 1788—1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. 1793—1796 — домашний учитель в Берне

1797—1800 — домашний учитель во Франкфурте-на-Майне

1799 — после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности. 1801—1805 — приват-доцент Йенского университета

1805—1807 — экстраординарный профессор Йенского университета. 1816—1818 — профессор философии в университете Гейдельберга. C 1818 — профессор философии в университете Берлина. В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831 Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, остановившись в Кройцберге. В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, решив, к сожалению ошибочно, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер.

Основные произведения: «Наука логики», «Философия права», «феноменология духа», «Энцеклопедия философских наук»

Философские основы учения

Гегель, так же как и Кант, считал, что разум осуществляет самопознание. Разум, по Гегелю, един и он делается «солнцем Вселенной. Разум проявляет себя как в пространстве (в природе), так и во времени (в истории).

Гегель предлагает абсолютную идею – все разумное в действительности. В абсолютной идее содержатся все формы общественного бытия человека. Гегель придерживает метода восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактно, то есть сложно, нелогично, могут только необразованные люди.

Всемирная история – история разума, а главное свойство разума – свобода. Осознание свободы – это самосознание духа. Свобода, по мнению Гегеля, не противостоит необходимости.

Гегель не является сторонником деления мира на Мир Знания и Мир Духа. Историю он делит на этапы осознания разумом свободы. Гегель выдвигает тезис о тождестве мышления и бытия. Идея о том, что все разумное – действительно, а все действительное – разумно.

Учение о праве

Предмет философии права – идея права, понятие права и его осуществление. Понятие права осуществляется в действительности. Понятие – душа права, тело права- его осуществление, а их совокупность – идея права.

Предмет философии права включает в себя не только понятие права, но и понятие государства. Гегель говорит о том, что только разумная воля может быть разумна, а, следовательно, главная идея права – свобода. Таким образом, право, по Гегелю, - это наличное бытие свободной воли.

Гегель критикует как легистское правопонимание, так и естественное право в духе Г. Гроция.

 

Стадии развития идеи права

1. Стадия абсолютного права

Основное понятие – личность. Гегель говорит о неразрывной связи личности и государства. Свободная воля проявляется во вне. Первая реальность свободы – собственность. Гегель выступает за свободу договоров. Он противник теории общественного договора.

2. Стадия морали

Стадия морали характеризуется субъективизмом бытия. На этой стадии свободная воля проявляет себя в 3-х сферах: умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть. Говоря о намерении и благе, Гегель считает, что нельзя судить человека по намерениям. Гегель критикует идею долга ради долга. Гегель говорит о том, что в бездуховные эпохи человек должен уйти от действительности.

3. Стадия нравственности

Стадия нравственности - единство субъективного и объективного бытия. На этой стадии появляется государство. Гегель выделяет 3 сферы: семья, гражданское общество и государство. Государство складывается на правовой основе.

Государство в ценностном отношении предшествует семье и гражданскому обществу. Государство – первичная духовная ценность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...