Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о праве, государстве и законах




В основе учения - принцип договорных отношений между людьми. Эпикур выдвигает идею справедливости как договора, происходящего от природы. Идея справедливости, предпосылка: признание естественного познания. Справедливость-договор о полезном, с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда. Критерий справедливости - общая польза.

Эпикур был сторонником естественного права. Как договор о взаимной пользе, справедливость одна для всех. Законы должны соответствовать естественному праву и должны соблюдаться только в той мере, в которой они соответствуют естественному праву. Нарушивший закон-утратит покой.

Государство должно соответствовать справедливости. Эпикур выдвигает идею договорного возникновения государства. Прежде всего, это договор о безопасности.

Государство для мудрецов. Законы должны обеспечивать мудрецам свободу. Идея свободы как независимость от судьбы и от законов природы.

 

Политико-правовое учение греческих стоиков

Середина 4 века до н.э. Зенон был основателем этого течения, а Хрисипп большим политиком в 4-3 в до н.э. Они представители ранней стои. Посидоний, Панэтий представители средней стои 2-1 в до н.э. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий- римская стоя.

Мудрец утверждает свободу, сознательно подчиняясь велениям судьбы-Логоса. «Логос- разум, который не может ошибаться. Логос - необходимость.» Только мудрец может познать веления Логоса. Остальные- рабы своей жизни. Свобода- есть познанная необходимость. Стоицизм совместил с самыми крайними формами деспотизма. Принцип: свобода- есть свобода выполнять свой долг.

Разум мудреца-часть Логоса. Мудрец принимает участие в полисной жизни, но избегает препятствий. Пассивное отношение.

Логос- есть право, высшая ценность. Законы должны соответствовать Логосу, но стоики никогда не требовали этого. Наилучшая форма государства - смешанная или монархия.

Теория мирового государства-государства мудрецов.

Политические и правовые мысли римских стоиков

Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Мечта о мировом государстве. Главное для человека быть свободным. Это высшее благо. Но чтобы стать свободным, нужно познать самого себя. Мы все рабы внешних вещей, своих желаний, почестей, должностей. Но углубившись в себя, мы поймем, что эти вещи безразличны для нас. Только воля придает им пламя и свет, все зависит от нашей воли. Эпиктет согласился с тем, что мир управляется необходимостью с велением Логоса. Человек должен уйти в самого себя (во внутреннюю эмиграцию). Там ты заставишь себя ничего не желать и почувствовать себя свободным. В человеке существуют 2 Я: слабое Я и Разум. Разум должен победить слабое Я. Постепенно стоики ощущают гнет по необходимости. Упредить необходимость можно только самоубийством. Это мировое долженствование порождает в каждом человеке некий гражданский и моральный долг. Нужно принять участие в политических делах, но при наличии препятствий – оставить это занятие. Рабы – сотоварищи остальным. Это веление Логоса (Сенека). Развитие идеи мирового государства. Человек – гражданин вселенной, мирового государства, которое регулируется мировым, ест. законом, который не совпадает с человеческим законом. К какому-то государству принесен случайно.

Учение Полибия о государстве (205-128 г до н.э.)

Родился в Мегаполисе, в семье военного. Полибий с младших лет враждебно относился к Риму, но в дальнейшем стал ему симпатизировать. Полибий попал, по сути, в римский плен. Через некоторое время он вернулся домой, а после стал военным советником Сциплона, вернувшись в Рим. Участвовал во взятии Карфагена. В ахейских полисах он участвовал в управлении государством. Средняя стоя говорила, что Рим воплотил в жизнь мечту Аристотеля о политии. Одним из его трудов является «всеобщая история» в 40 книгах. Умер, упав с лошади в 86 лет.,

Говоря о происхождении государству, Полибий исходит из гипотезы естественного состояния. Первые цари обладали мудрость, заботились о своем народе, их образ жизни не отличался от образа жизни поданных. Единовластие самого сильного и самого мужественного. Со временем в связи с возникновением семьи складываются представления о морали, справедливости (долга). Соответственно к власти приходят самые мудрые, уважающие моральные нормы, уважающие право и закон. утверждается монархия. Критерий разделения форм государства на привальные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия, охлократия): наличие господства или отсутствия закона, и наличие или отсутствия уважения богов. (отдаляясь от народа возрождается)ÞМон ТирÞАристÞОлиг(дети думают о собственной выгоде)ÞДемÞОхл(пьянит свобода народ, он дичает)ÞМ или Тир. Полибий утверждает, что можно предсказать исторические события, глядя на нахождение государства в этом цикле. Правильные формы хороши, но не стабильны. Государства проходят ряд этапов (зарождение, расцвет, упадок). Ни одна из форм государства не является устойчивой и идеальной. Обращается к политическому устройству Рима. Государство может быть стабильным только тогда, когда в нем сочетаются элементы правильных форм государства (монархия – консул, аристократия – Сенат, демократия – Народное собрание). Речь идет о сочетании различных властных начал, уравновешивающих друг друга и создающих единство. Полибий опирался на реальный политический опыт Римской Республики.

 

РИМ

Политико-правовое учение Цицерона

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование. В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула. В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. Вскоре после возвращения из изгнания Цицерон отошел от активной политической жизни. Он предается адвокатской и литературной деятельности. После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. Однако когда Октавиан благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза. Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э.

Основные произведения: «Диалог о государстве», «Диалог о законах», «Трактат об обязанностях»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...