Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о праве и о видах законов




Право - порядок справедливости, действие справедливости в божественном порядке вещей. Фома выделяет уравнивающую и распределяющую справедливость. Уравнивающая справедливость-это естественное право.

Все блага распределяются по достоинству. Наряду с естественным правом Фома выделяет человеческое право. Естественное право-основа человеческого права. Фома настаивает на том, что человеческое право должно соответствовать естественному праву. Фома выделяет следующие источники человеческого права: законы, обычаи и общие соглашения. Он является сторонником договорного права.

Фома создает учение «Сумма теологии» о видах законов. Закон- есть не то иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе. Он выделяет 4 вида законов: вечный(Lex aeterna) – проявление самого божественного разума, управляющего миром; он лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества; естественный (Lex naturalis) – отражение вечного закона человеческим разумом; это законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода; человеческий(Lex humana) – действующее право, выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением; божественный(Lex divina) – позитивные божественные законы- Библия. Человеческий закон не должен противоречить вечному и естественному. Он как бы выводится их них и конкретизирует. Естественный является непосредственным материалом для создания человеческих законов.

Фома допускает судебное усмотрение в случаи отсутствия закона.

Государь выше закона в том смысле, что может его изменить, ограничить его действие и т.д. Но он по собственной воле соблюдает запреты, обязан подчиняться тому закону, который издал.

Эпоха Возрождения

Политико-правовое учение Н.Макиавелли.

Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, в 1469 году, и был сыном адвоката. В 1494 году Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году).. В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты. В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию и получил должность историографа. Написал "Историю Флоренции" в 1520-1525 гг.

Макиавелли умер в Сан-Кашано, в 1527 году.

Основные произведения: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции»

Философия политики.

Макиавелли не любил философию. Он отождествлял ее со средневековой схоластикой, а отвлеченное мудрствование, созерцательность вредны для государства. Он и порождают бездеятельность и опасные соблазны.

Макиавелли о соотношении политики, религии и морали.

Миром правит судьба. Но судьба не рок. Она уничтожает только того, кто ей не сопротивляется. Макиавелли выдвигает принцип virtu-гражданская добродетель. Это мужество, предприимчивость, сила, нравственная эластичность. Тех, у кого есть вирту, судьба не тронет.

Если целью деятельности человека является национальный интерес, то он может пренебречь нравственностью.

Макиавелли критикует христианство за то, что она обессилило мир и «отдало его в руки мерзавцев». Он считает, что религия нужна, потому что нужен страх перед Богом. Лучше верить в Бога, чем обожествлять государя. Религия, по мнению философа, -свод моральных правил.

Макиавелли зафиксировал расхождение между политикой и моралью. Он впервые освобождает политику от религиозной морали.

Для поддержания стабильности и порядка в государстве необходима религия. Она создается по воле неба, но людьми. Ценна как форма политической идеологии, обеспечивает жизнедеятельность государства и легитимность правителей, законов, устанавливает порядок. Прочная религиозная предопределенность предопределяет долгую жизнь государства. В случае ее укоренения в народе- становится основой политической культуры.

Учение о государстве

Для обозначения государства М. использует термины stato,civitas,Respublica.Stato-аппарат управления, независимый от того, кто правит.Respublica-народ, оформленный в единое целое. Термин civitas Мю использует для обозначения происхождения государства.

Политическая власть, по Макиавелли,-это способность властвующих заставить подвластных подчиняться власти. Вообще Микиавелли следует Полибию в этом вопросе. Толчком к появлению государства послужило размножение человеческого рода. Они создали законы и установили наказания для их нарушителей. Благодаря этому люди приходят к осознанию справедливости.

Законы определяют организацию публичной власти. М. различает 3 формы государства: (правильные) монархия, аристократия и демократия, и (неправильные формы) тирания, олигархия, лицензия вседозволенности и разнузданности.

Первая форма-монархия. Но в дальнейшем монарх огораживается от народа - возникает тирания. Затем появляются аристократы-аристократия, которые вскоре превращаются в олигархов-олигархия. После этого толпа свергает олигархов - демократия, которая превращается в охлократию, а затем в монархию. Все повторяется, но уже но новом уровне.

Макиавелли противопоставляет республику и тиранию. Наилучшая форма – смешанная форма. Смешанная по образцу римской республики. Консулы- монархическая форма правления, сенат- аристократия, народное собрание- демократия. Но и она не вечная. Поэтому единственной лучшей формой правления не существует. Наиболее целесообразны 2 формы: единовластие (принципат) необходим при создании и реформировании государства и республика наиболее приемлемая форма правления в условиях стабильности. Основой права является сила, но оно должно служить только для достижения цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...