Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория естественного права




Продолжая античную традицию, Гроций отождествляет понятия права и справедливости. Справедливость действует в 2х видах отношений: 1) между господствующими и повинующимися; 2) между равными (право равенства или уравнивающая справедливость по Аристотелю) лежит в основании естественного права; от права равенства зависит нравственное качество личности, которое может быть совершенным (способность: действие) и несовершенным (соответствие: возможность). Именно совершенное нравственное качество (субъективное право) Гроций называет правом в собственном смысле слова. Это право предстает в качестве отношений, построенных на взаимных правах и обязанностях. Их Гроций делит на низших – отношения между частными лицами, высших – отношения ради общего блага. Таким образом, Гроций стремится провести различие между частным и публичным правом. Естественное право понимается Гроцием, хотя и не всегда последовательно, как субъективное право, как система отношений частного и публичного характера и как систему общеобязательных норм.

По мнению Гроция, естественное право коренится в природе человека. Нормы естественного права неизменны. Обнаружить эти нормы можно логическим или эмпирическим путем. Гроций утверждает, что человек склонен к общению с себе подобными. Естественное право-указываемые разумом и подтвержденные опытом основные условия человеческого общежития. Гроций выделяет 2 вида норм естественного права: обязанности и субъективные права - способность что-либо иметь по праву. Естественное право включает в себя и право, и мораль. Гроций говорит о том, что из естественного права вытекает волеустановленное, которое он делит на божественное и человеческое. В свою очередь, человеческое право он делит на внутригосударственное право и право народов.

Гроций формулирует один из основных принципов международного права: pacta sunt servanda-договоры должны соблюдаться. Он считает, что в основе международной политики должны лежать нравственные идеалы.

Теория волеустановленного права

Право- система норм, что-либо предписывающее, запрещающее или дозволяющее.

Волеустановленное право подразделяется на божественное и человеческое. Божественное право своим непосредственным источником имеет волю Бога, но при этом не совпадает с естественным правом. Оно совпадает с христианской нравственностью. Это система религиозно-нравственных норм, которая не имеет отношения к позитивному праву.

Человеческое право это право внутригосударственное и международное, или право народов. Его источников является соглашение между людьми, народами и государствами. Именно согласие придает ему общеобязательность. Матерью внутригосударственного права является само обязательство, принятое по взаимному соглашению. А что касается международного права, то оно возникает в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и межу большинством их. Человеческое право связано с пользой и интересами тех, кто его устанавливает. Поскольку следование праву дает людям и народам ощущение спокойствия, безопасности и уверенности в будущем, постольку люди и стремятся жить в соответствии с общими правилами независимо от их непосредственного источника- разумной природы человека или же соглашения между людьми.

Гроций считает, что невозможно принуждать людей к соблюдению справедливости. Вместе с тем право в форме закона и иных установлений предполагает возможность принуждения и даже немыслимо без него. Носителем такой силы и является государство.

Учение Гроция о гос-ве

По мнению Гроция, для создания государства необходимо заключить общественный договор. Государство, по Гроцию, - это союз свободных людей, заключенный на основе права и во имя общей пользы. Гроций выделяет 3 правильные формы государства, а наилучшей считает - абсолютную монархию.

Гроций считает, что суверенитет изначально принадлежал народу. Но затем народ передал свой суверенитет монарху, путем заключения общественного договора. Этот договор заключают добровольно, каждый с каждым ради сохранения общественного спокойствия. Народ может вернуть суверенитет после смерти главы государства или прекращения династии. Гроций различает общий (subjectum commune) и частный (subjectum proprium) суверенитет. Гроций защищает суверенитет монарха. По его мнению, сопротивление народа может быть только пассивным, а активным оно может быть только тогда, когда монарх угрожает жизни своему народу.

Учение о войне

Война есть состояние борьбы силою как таковое. Войны не запрещены правом ни божественным, ни естественным, ни международным. Безоговорочно воспрещается лишь то насилие, которое нарушает чужое право. Это касается как государства, так и частных лиц. Государствами ведутся публичные войны; частными лицами- частные. Последний вид войны оправдывается тем, что «по природе каждый является защитником своего права, для чего нами даны руки». В тех случая, когда невозможно обратиться за судебной защитой, человек волен использовать свое естественное право на самозащиту. Публичные войны ведутся по решению верховной власти и государства в области таких отношени1, где отсутствует или прекращается действие судебной власти. Они могут вестись как против других государств, так и против частных. Справедливой причиной войны может быть только правонарушение. Те нарушения, которые являются основанием для судебных исков, одновременно являются справедливыми причинами для объявления войны. Справедливые причины войны так же сводятся к самозащите, возвращению имущества и наказанию. Тем не менее, Гроций был против войны, считая, что в любом случае конечная цель войн- мир, поэтому и вестись она должна по возможности гуманными способами при соблюдении границ «права и добросовестности».

Политические идеи Джона Мильтона

По мнению Мильтона, для самозащиты люди объединились в государство, а для удобства жизни люди заключили общественный договор и передали власть одному или нескольким правителям. Этот договор является договором поручения. Правящие должны давать присягу повиновения народу. Истинная власть принадлежит народу. Народ вправе избрать или отвергнуть монарха в силу изначально принадлежащей народу свободы.

Мильтон отстаивает права на свободу совести и свободу мысли. Он обрисовал проект будущего идеального государства: Англия – республика, где у власти средний класс(высокий имущественный ценз).

Политико-правовое учение Джона Лильберна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...