Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Арийский порядок. Величие Инь




Арийский порядок

Мы пашем на твоих полях.

Десять тысяч нас работают попарно...

                          «Шицзин», песня «И Си»

В степи арии обращали пленников в рабов, а когда рабы были не нужны — убивали их. Обычаи не изменились со временем, и на

Великой Равнине завоеватели частью уничтожили, частью обратили в рабов целый народ. Обитавший на берегах Хуанхэ многомиллион­ный Желтый народ стал народом рабов.

Поначалу туземцев даже не признавали за людей, их называли «Народом-скотиной», чуминь. На них охотились как на животных, и лишь постепенно до сознания завоевателей дошло, что туземцев мож­но пасти как скотину, «чу». У западных кочевников было почти та­кое же название для иранских крестьян — «райат», «скот на паст­бище». В Спарте их называли «илоты», «взятые», а в Риме — «клиен­ты», «подчиненные». Арийский порядок был везде одинаков, и по­бежденных повсюду ожидала одна судьба. «Горе побежденным» — таков был старинный девиз ариев.

При разделе добычи на Великой Равнине «скот» и «пастбища» делили вместе — на долю каждого рода пришлось земли на сотни ли в окружности и многие тысячи подвластного населения. Эти «взятые» и «подчиненные» жили в своих старых деревнях. Так же, как и раньше, они выбирали своих деревенских старейшин и сообща рабо­тали на Общем поле, Гун-тянь. Но большая часть урожая с этого по­ля шла теперь благородным завоевателям и их князьям-гунам. Гос­пода получали и свою долю тканого шелка и охотничьей добычи:

В дни первого месяца идем на охоту, Охотимся на барсуков, ловим лисиц, Чтобы сделать шубу сыну гуна. В дни второго месяца — большая охота. Однолетних кабанчиков оставляем себе, Трехлетнего кабана преподносим гуну*

Со временем завоеватели смягчились и стали называть покорен­ных туземцев ванминь — «множество», «толпа». Эта «толпа» при­надлежала всему роду и была обязана повиноваться любому из бла­городных господ. Ванминь должны были сохранять свои обычаи, под страхом казни они не смели есть пищу господ — молоко и мясо. За питье возбуждающих напитков (сомы? ) также следовало наказание смертью. Господа и рабы не могли даже сидеть одинаково: благо­родные сидели «по-японски», на пятках, а рабы — скрестив ноги. Эта поза считалась подлой и неприличной для аристократов.

Из числа рабов господа выбирали себе слуг и наложниц, из них же подбирались жертвы для «достославных предков». По старинному обычаю, некоторых рабов, например музыкантов, ослепляли или калечили. Вероятно, так же, как и в Спарте, благородные юноши учи­лись убивать, устраивая охоты на илотов, так называемые «охоты за головами», или криптии. Этот террор имел свой смысл: нужно было уничтожить самых сильных рабов, внушить страх, подавить сопро­тивление в самом зародыше. Когда раб умирал, его закапывали лицом

_________

* Шицзин. Цит. по: [6].

вниз, — эта поза должна была выражать покорность и после смерти.

Благородные надзирали за своим «скотом» и охраняли его от других родов. На полях стояли стражники с ко­пьями и луками, наблюдавшие за работой ванминь. Вероятно, эта картина запечатлелась в иньских иероглифах «коугэ» («человек, охраняемый стражником»). Со временем эти иероглифы приобрели циничный смысл — «государство». Быть может, точнее было бы сказать «арийское государство»? Как знать... Но вот еще одно свидетельство тех времен. В XIII веке Сын Неба Пань Гэн за­думал переселить свой род на другой берег Желтой Реки. Он обра­тился к своим ваньминь: «Ваши жизни вручены мне Небом, и если вы не будете повиноваться мне, то ваши предки на небе попросят моих предков беспощадно покарать вас. Тогда я убью всех вас и не допущу, чтобы оставшееся от вас потомство смело хотя бы подумать о посе­лении в новой столице. Идите! Если же вы пойдете со мной, я не только оставлю вас в живых, но буду охранять и ваши семьи»*.

Естественно, что самые энергичные рабы пытались бежать из-под этой охраны. Их ловили, до нас дошли указания о сыске беглых, а также сведения о подземных тюрьмах и множество изображений ра­бов в колодках — мужчин и женщин. В источниках, несомненно, име­ются и сведения о восстаниях, но их трудно выделить из бесконечных описаний войн, которые вели иньцы, ибо они воевали со всем миром, с сотнями окружающих племен, покоренных и непокорных. Война по-прежнему составляла для них «корень жизни и смерти», непрерывающуюся степную традицию.

 

 

Величие Инь

Ровны и покойны щиты боевой колесницы,

И задний ложится на ось, и передний ложится.

Могучие кони подобраны в каждой четверке,

Могучие кони обучены строю возницей...

                                            «Шицзин»

Когда арии ворвались в долину Желтой Реки, их было сравни­тельно немного — всего лишь одно племя: несколько тысяч, может быть, даже несколько сот воинов. Но каждый воин захватил в долине несколько наложниц, и вскоре растущий новый народ начал раздви­гать свои границы. Этот процесс продолжался непрерывно в течение столетий. Отделившиеся молодые роды шли на юг, на запад, на вос­ток — искать свой «скот» и свою землю. Это было медленное и неумо­лимое наступление, борьба не на жизнь, а на смерть. В XII веке

________

* Шицзин. Цит. по: [65, с. 52).

такое наступление закончилось гибелью древних неарийских на­родов Европы. В это же время иньские роды окончательно овла­дели долиной Желтой Реки и двинулись на юг.

На юге жили мань-и. Народ Дракона, когда-то пришедший с моря на драконовых лодках. Воины мань-и татуировали тело и стре­ляли с каноэ ядовитыми стрелами. Но они не могли противостоять отрядам колесниц, проникавших в набегах вплоть до берегов Голубой Реки. Это было время, когда на севере пели песню:

Правнук Чэн-тана, У-дин наш воинственно смел, Нету страны, чтобы он подчинить не сумел.

Ополчения возвращались в Небесный Город Шан под звуки бара­банов и нефритовых гонгов. Жрецы возжигали в черепашьих панци­рях священные травы и гадали, как поступить: «Принести ли в жертву предку Да-цзя пленных из племени Цян? » Сотни пленных закапывали заживо или казнили у алтарей; вместе с ними закладывали сотни голов скота, лошадей, быков, баранов. В честь победы отливали священные треножники с надписями: «Чжоу-синь победил восточных И уничтожил их... », «жертвоприношение в честь трех великих побед... ».

Небесный Город Шан считался центром Вселенной, столицей Срединного государства Чжун-го. Сначала столица была в Бо, за­тем — в Ао, но в конце концов царский род иньцев утвердился на бе­регу Желтой Реки, в Небесном Городе. Здесь были построены ог­ромные дворцы Сынов Неба: «Чжоу соорудил дворец Цингун, построил Цюнши и Яотай и украсил их дорогими камнями». Высоко над городом возвышалась грандиозная Терраса Белого Оленя —. Пу­тай. «Работа там продолжалась семь лет, — говорит старинная кни­га. — Длина Лутай три ли, высота — тысячи чи. Там, наверху, мож­но вблизи наблюдать облака и дождевые тучи... ».

Вокруг столицы расстилались обширные парки, полные редкими животными и птицами. Здесь проводились празднества, совершались ритуалы, непонятные для историков последующих эпох: «Сын Неба устраивал большие увеселительные сборища в Шацю, вином напол­нял пруды, развешивал мясо на деревьях, заставлял мужчин и жен­щин нагими гоняться друг за другом... »*. По-видимому, при дворе еще сохранялись старинные арийские обычаи, напоминавшие спар­танские ритуальные танцы, которые исполняли обнаженные юноши и девушки. Источники говорят и о других, более понятных обрядах, связанных с культом плодородия. В начале пахоты ван собственно­ручно проводил первую борозду. «Если ван примет участие в севе проса — соберем урожай», — предсказывает гадательная надпись той эпохи. Ритуальное значение имела также раздача ваном пищи своим рабам в поле. «Старшие должны добросовестно, как скотину,

________

* Сыма Цянь. Шицзи [62].

кормить младших», — говорится в одном, более позднем трактате.

Иньцы были глубоко религиозными людьми, верившими в загробную жизнь. По арийской традиции они почитали духов пред­ков, ставили им храмы и приносили жертвоприношения. Они совето­вались с духами во всех делах и подчинялись им. «Иньцы почитали духов и руководили народом с помощью служения духам, — говорит трактат «Лицзы». — На первом плане у них были духи, а потом уже закон». Умершие вожди становились духами, и их переселение в заг­робный мир сопровождалось мрачными и чудовищно жестокими ри­туалами. Для покойников возводили настоящие подземные дворцы, которые наполняли рабами и слугами. Сухие описания археологов лишь отчасти передают драматизм происходившего: «Сравнительно хорошо сохранился четвертый ряд ям. В них захоронены кости детей, винные кубки и чаши, колесницы. В пятом ряду погребальных ям имеется 20 человеческих скелетов, которые захоронены в пяти ямах, два человека стоят на камнях и держат на голове треножник, жертвенный сосуд и различного рода чаши для вина; пять человек держат в руках луки и имеют при себе мечи... В северном могильном рву, недалеко от могильного склепа, рядами расположено большое число черепов, все они обращены лицом на юг. В каждом ряду — 10 черепов. Всего рядов — 20 с лишним. В южном могильном рву, не­далеко от склепа, рядами расположены скелеты обезглавленных людей, их много, и все они расположены шеей на север... »

«Их много... » — эти слова относятся к рабам-ванминь, ни ар­хеологи, ни сами иньцы не смогли бы сказать точно, сколько их было принесено в жертву в каждой из «больших могил». Но вместе с рабами в могилах были и свободные — оруженосцы, дружинники с мечами, преданные жены и просто ближайшие друзья. Это было проявление «арийской верности» — обычая, сохранившегося кое-где до наших дней. В XX веке, в 1912 году, овладевший Порт-Артуром генерал Ноги совершил харакири после смерти своего друга и повелителя — императора Мэйдзи.

Обычаи сохранялись веками, их поддерживали жрецы — наслед­ники степных шаманов. По-видимому, они составляли сословие на­подобие индийских брахманов и римских фламинов. Помимо наблю­дения за ритуалами, они вели календарь и с помощью духов опреде­ляли время полевых работ. Они создали китайскую письменность и вели летописи. Возможно, что они поддерживали через своих степ­ных собратьев какие-то связи с западным миром, и именно этим объ­ясняется появление в Китае знаков Зодиака, а также некоторых иероглифов, похожих на вавилонские. В 1 тысячелетии шаманы пос­тепенно превратились в «ученых», ши, из которых стали набираться чиновники в канцелярии императоров.

Эпоха Инь заканчивалась вместе со вторым тысячелетием. Ничто, казалось, не предвещало ее конца. Попрежнему резвились в садах наложницы и молчаливо стояли стражники на полях:

Мы пашем на твоих полях.

Десять тысяч нас работают попарно.

 

По-прежнему отряды колесниц возвращались с пленными с юга. «Чжоу имел сотни тысяч, миллионы людей-рабов И»*. Сле­пые музыканты сочиняли песни, прославлявшие благородных героев. Со временем полузабытые песни превращались в легенды, и по­крытая дымкой времени история приобретала фантастические очерта­ния. «Из древка копья создал Зевс людей — страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и неукротимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века... »

Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века...

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...