Арийский порядок. Величие Инь
Арийский порядок Мы пашем на твоих полях. Десять тысяч нас работают попарно... «Шицзин», песня «И Си» В степи арии обращали пленников в рабов, а когда рабы были не нужны — убивали их. Обычаи не изменились со временем, и на Великой Равнине завоеватели частью уничтожили, частью обратили в рабов целый народ. Обитавший на берегах Хуанхэ многомиллионный Желтый народ стал народом рабов. Поначалу туземцев даже не признавали за людей, их называли «Народом-скотиной», чуминь. На них охотились как на животных, и лишь постепенно до сознания завоевателей дошло, что туземцев можно пасти как скотину, «чу». У западных кочевников было почти такое же название для иранских крестьян — «райат», «скот на пастбище». В Спарте их называли «илоты», «взятые», а в Риме — «клиенты», «подчиненные». Арийский порядок был везде одинаков, и побежденных повсюду ожидала одна судьба. «Горе побежденным» — таков был старинный девиз ариев. При разделе добычи на Великой Равнине «скот» и «пастбища» делили вместе — на долю каждого рода пришлось земли на сотни ли в окружности и многие тысячи подвластного населения. Эти «взятые» и «подчиненные» жили в своих старых деревнях. Так же, как и раньше, они выбирали своих деревенских старейшин и сообща работали на Общем поле, Гун-тянь. Но большая часть урожая с этого поля шла теперь благородным завоевателям и их князьям-гунам. Господа получали и свою долю тканого шелка и охотничьей добычи: В дни первого месяца идем на охоту, Охотимся на барсуков, ловим лисиц, Чтобы сделать шубу сыну гуна. В дни второго месяца — большая охота. Однолетних кабанчиков оставляем себе, Трехлетнего кабана преподносим гуну*
Со временем завоеватели смягчились и стали называть покоренных туземцев ванминь — «множество», «толпа». Эта «толпа» принадлежала всему роду и была обязана повиноваться любому из благородных господ. Ванминь должны были сохранять свои обычаи, под страхом казни они не смели есть пищу господ — молоко и мясо. За питье возбуждающих напитков (сомы? ) также следовало наказание смертью. Господа и рабы не могли даже сидеть одинаково: благородные сидели «по-японски», на пятках, а рабы — скрестив ноги. Эта поза считалась подлой и неприличной для аристократов. Из числа рабов господа выбирали себе слуг и наложниц, из них же подбирались жертвы для «достославных предков». По старинному обычаю, некоторых рабов, например музыкантов, ослепляли или калечили. Вероятно, так же, как и в Спарте, благородные юноши учились убивать, устраивая охоты на илотов, так называемые «охоты за головами», или криптии. Этот террор имел свой смысл: нужно было уничтожить самых сильных рабов, внушить страх, подавить сопротивление в самом зародыше. Когда раб умирал, его закапывали лицом _________ * Шицзин. Цит. по: [6]. вниз, — эта поза должна была выражать покорность и после смерти. Благородные надзирали за своим «скотом» и охраняли его от других родов. На полях стояли стражники с копьями и луками, наблюдавшие за работой ванминь. Вероятно, эта картина запечатлелась в иньских иероглифах «коугэ» («человек, охраняемый стражником»). Со временем эти иероглифы приобрели циничный смысл — «государство». Быть может, точнее было бы сказать «арийское государство»? Как знать... Но вот еще одно свидетельство тех времен. В XIII веке Сын Неба Пань Гэн задумал переселить свой род на другой берег Желтой Реки. Он обратился к своим ваньминь: «Ваши жизни вручены мне Небом, и если вы не будете повиноваться мне, то ваши предки на небе попросят моих предков беспощадно покарать вас. Тогда я убью всех вас и не допущу, чтобы оставшееся от вас потомство смело хотя бы подумать о поселении в новой столице. Идите! Если же вы пойдете со мной, я не только оставлю вас в живых, но буду охранять и ваши семьи»*.
Естественно, что самые энергичные рабы пытались бежать из-под этой охраны. Их ловили, до нас дошли указания о сыске беглых, а также сведения о подземных тюрьмах и множество изображений рабов в колодках — мужчин и женщин. В источниках, несомненно, имеются и сведения о восстаниях, но их трудно выделить из бесконечных описаний войн, которые вели иньцы, ибо они воевали со всем миром, с сотнями окружающих племен, покоренных и непокорных. Война по-прежнему составляла для них «корень жизни и смерти», непрерывающуюся степную традицию.
Величие Инь Ровны и покойны щиты боевой колесницы, И задний ложится на ось, и передний ложится. Могучие кони подобраны в каждой четверке, Могучие кони обучены строю возницей... «Шицзин» Когда арии ворвались в долину Желтой Реки, их было сравнительно немного — всего лишь одно племя: несколько тысяч, может быть, даже несколько сот воинов. Но каждый воин захватил в долине несколько наложниц, и вскоре растущий новый народ начал раздвигать свои границы. Этот процесс продолжался непрерывно в течение столетий. Отделившиеся молодые роды шли на юг, на запад, на восток — искать свой «скот» и свою землю. Это было медленное и неумолимое наступление, борьба не на жизнь, а на смерть. В XII веке ________ * Шицзин. Цит. по: [65, с. 52). такое наступление закончилось гибелью древних неарийских народов Европы. В это же время иньские роды окончательно овладели долиной Желтой Реки и двинулись на юг. На юге жили мань-и. Народ Дракона, когда-то пришедший с моря на драконовых лодках. Воины мань-и татуировали тело и стреляли с каноэ ядовитыми стрелами. Но они не могли противостоять отрядам колесниц, проникавших в набегах вплоть до берегов Голубой Реки. Это было время, когда на севере пели песню: Правнук Чэн-тана, У-дин наш воинственно смел, Нету страны, чтобы он подчинить не сумел. Ополчения возвращались в Небесный Город Шан под звуки барабанов и нефритовых гонгов. Жрецы возжигали в черепашьих панцирях священные травы и гадали, как поступить: «Принести ли в жертву предку Да-цзя пленных из племени Цян? » Сотни пленных закапывали заживо или казнили у алтарей; вместе с ними закладывали сотни голов скота, лошадей, быков, баранов. В честь победы отливали священные треножники с надписями: «Чжоу-синь победил восточных И уничтожил их... », «жертвоприношение в честь трех великих побед... ».
Небесный Город Шан считался центром Вселенной, столицей Срединного государства Чжун-го. Сначала столица была в Бо, затем — в Ао, но в конце концов царский род иньцев утвердился на берегу Желтой Реки, в Небесном Городе. Здесь были построены огромные дворцы Сынов Неба: «Чжоу соорудил дворец Цингун, построил Цюнши и Яотай и украсил их дорогими камнями». Высоко над городом возвышалась грандиозная Терраса Белого Оленя —. Путай. «Работа там продолжалась семь лет, — говорит старинная книга. — Длина Лутай три ли, высота — тысячи чи. Там, наверху, можно вблизи наблюдать облака и дождевые тучи... ». Вокруг столицы расстилались обширные парки, полные редкими животными и птицами. Здесь проводились празднества, совершались ритуалы, непонятные для историков последующих эпох: «Сын Неба устраивал большие увеселительные сборища в Шацю, вином наполнял пруды, развешивал мясо на деревьях, заставлял мужчин и женщин нагими гоняться друг за другом... »*. По-видимому, при дворе еще сохранялись старинные арийские обычаи, напоминавшие спартанские ритуальные танцы, которые исполняли обнаженные юноши и девушки. Источники говорят и о других, более понятных обрядах, связанных с культом плодородия. В начале пахоты ван собственноручно проводил первую борозду. «Если ван примет участие в севе проса — соберем урожай», — предсказывает гадательная надпись той эпохи. Ритуальное значение имела также раздача ваном пищи своим рабам в поле. «Старшие должны добросовестно, как скотину, ________ * Сыма Цянь. Шицзи [62]. кормить младших», — говорится в одном, более позднем трактате.
Иньцы были глубоко религиозными людьми, верившими в загробную жизнь. По арийской традиции они почитали духов предков, ставили им храмы и приносили жертвоприношения. Они советовались с духами во всех делах и подчинялись им. «Иньцы почитали духов и руководили народом с помощью служения духам, — говорит трактат «Лицзы». — На первом плане у них были духи, а потом уже закон». Умершие вожди становились духами, и их переселение в загробный мир сопровождалось мрачными и чудовищно жестокими ритуалами. Для покойников возводили настоящие подземные дворцы, которые наполняли рабами и слугами. Сухие описания археологов лишь отчасти передают драматизм происходившего: «Сравнительно хорошо сохранился четвертый ряд ям. В них захоронены кости детей, винные кубки и чаши, колесницы. В пятом ряду погребальных ям имеется 20 человеческих скелетов, которые захоронены в пяти ямах, два человека стоят на камнях и держат на голове треножник, жертвенный сосуд и различного рода чаши для вина; пять человек держат в руках луки и имеют при себе мечи... В северном могильном рву, недалеко от могильного склепа, рядами расположено большое число черепов, все они обращены лицом на юг. В каждом ряду — 10 черепов. Всего рядов — 20 с лишним. В южном могильном рву, недалеко от склепа, рядами расположены скелеты обезглавленных людей, их много, и все они расположены шеей на север... » «Их много... » — эти слова относятся к рабам-ванминь, ни археологи, ни сами иньцы не смогли бы сказать точно, сколько их было принесено в жертву в каждой из «больших могил». Но вместе с рабами в могилах были и свободные — оруженосцы, дружинники с мечами, преданные жены и просто ближайшие друзья. Это было проявление «арийской верности» — обычая, сохранившегося кое-где до наших дней. В XX веке, в 1912 году, овладевший Порт-Артуром генерал Ноги совершил харакири после смерти своего друга и повелителя — императора Мэйдзи. Обычаи сохранялись веками, их поддерживали жрецы — наследники степных шаманов. По-видимому, они составляли сословие наподобие индийских брахманов и римских фламинов. Помимо наблюдения за ритуалами, они вели календарь и с помощью духов определяли время полевых работ. Они создали китайскую письменность и вели летописи. Возможно, что они поддерживали через своих степных собратьев какие-то связи с западным миром, и именно этим объясняется появление в Китае знаков Зодиака, а также некоторых иероглифов, похожих на вавилонские. В 1 тысячелетии шаманы постепенно превратились в «ученых», ши, из которых стали набираться чиновники в канцелярии императоров.
Эпоха Инь заканчивалась вместе со вторым тысячелетием. Ничто, казалось, не предвещало ее конца. Попрежнему резвились в садах наложницы и молчаливо стояли стражники на полях: Мы пашем на твоих полях. Десять тысяч нас работают попарно.
По-прежнему отряды колесниц возвращались с пленными с юга. «Чжоу имел сотни тысяч, миллионы людей-рабов И»*. Слепые музыканты сочиняли песни, прославлявшие благородных героев. Со временем полузабытые песни превращались в легенды, и покрытая дымкой времени история приобретала фантастические очертания. «Из древка копья создал Зевс людей — страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и неукротимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века... » Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|