Цивилизация на краю земли
Итак, на рубеже IV—V тысячелетий флотилии каноэ достигли устья Голубой Реки Янцзыцзян. Еще далеко в океане моряки обратили внимание на пресный вкус этих вод, а подойдя ближе, они увидели огромное «текучее море», уходящее вглубь страны между двумя почти невидимыми берегами. На север и на юг простиралась необъятная девственная страна голубых гор и плодородных равнин. Горы были пи юге, а равнина — на севере, она уходила за горизонт, в бесконечность. Большие реки пересекали ее с запада на восток, и густые леса покрывали ковром ее плодородную землю. Это была Великая Равнина — огромный дом для целого человечества. Здесь хватило места для индонезийцев-«и», пришедших с моря, и аустроазиатов-«мань», пришедших по суше. Здесь родилась и выросла новая раса и новая цивилизация. Этой цивилизации и этому народу была уготована несправедливая участь — забвение. Высокомерные завоеватели пытались вытравить память о древней культуре, но не смогли уничтожить народ — и теперь широкие носы и толстые губы южных китайцев напоминают нам о теплых морях и о веслах, дружно взлетающих вверх под рокот барабана. Древняя легенда говорит, что первыми на морской берег вышли брат и сестра, Фу-си и Нюй-ва, дети великого Владыки Юга Шень-нуна. Потомки Шень-нуна были людьми моря, с человеческими головами и телами морских змей-драконов. Фу-си и Нюй-ва породили народ Дракона, «мань-и». Главным богатством этого племени был рис. По берегам рек, вблизи селений, мань-и выжигали большие участки леса. Пни обычно не корчевали, каменной мотыгой взрыхляли насыщенную золой почву, а потом сеяли драгоценные зерна. Урожай убирали каменными ножами с отверстиями. Когда через несколько лет почва истощалась, то переходили на другой участок — земли было более чем достаточно.
Мань-и умели делать рисовое пиво, разводили свиней и охотились с помощью заимствованной у негритосов духовой трубки. Аустроазиаты передали им свою керамику и плечиковые топоры. Так же, как и другие южные народы, мань-и почти не носили одежды, заменяя ее богатой татуировкой. Лишь бедра они закрывали короткими юбками из луба. Так же, как их предки, мань-и были искусными рыболовами, украшавшими свои лодки головами дракона. Фу-си научил их плести сети, а из шкуры крокодила-дракона они делали морские сигнальные барабаны. Прекрасная прародительница Нюй-ва подарила мань-и еще один музыкальный инструмент, волынку — «луншен», которая до сей поры используется на празднествах их потомков — мяо. «У мяо есть обычай: каждый год весной мужчины и женщины, нарядно одетые, вместе танцуют при луне. Мужчины идут впереди и начинают дуть в тростниковый шен, женщины сзади отвечают им звоном колокольчиков, и так они кружатся целый день... Вечером же каждый уходит с тем, кого любит, они дразнят друг друга, смеются, поют и расходятся только с рассветом... »* «Народ Дракона» давно позабыл о свойственном охотникам господстве мужчины: земледелие изменило характер людей и нравы стали гораздо мягче. Обилие пищи избавило от необходимости убивать, а обработка земли возвысила женщину, которой, по-видимому, и принадлежало это великое открытие — земледелие. Женщина-земледелец ценилась теперь гораздо выше мужчины-охотника. Женщины, были выборными вождями племен, им поклонялись как прародительницам рода и богиням плодородия. Во многих родах уже не мужчина брал себе в жены женщину, а женщина брала в мужья мужчину и приводила его на свою стоянку, к своему очагу. Стоянки мань-и были уже, собственно, не стоянками, а оседлыми поселениями. Вблизи воды на сваях ставили два больших дома с изогнутыми в форме лодки крышами. В одном доме жили мужчины рода, в другом, разделенном перегородками на комнаты, — женщины и дети. Под полом хранились рыбацкие снасти, мотыги, бродили свиньи и куры. С одной стороны простирались огороды, которые совместно обрабатывались женщинами, с другой — река, где мужчины так же совместно ловили рыбу. Вся жизнь людей была связана с водой, с голубыми реками и с живительной небесной влагой, орошающей рисовые поля. Духи вод представлялись земледельцам в образе змей, выползающих на поля перед дождем. Мань-и поклонялись этим змеям-драконам и справляли в их честь праздники с гонками на драконовых лодках. Колдуны зажигали в лодках свечи и напутствовали гребцов рассказом о том, как их предки приплыли по космическим водам из мест, где опускается солнце. Так же, как и у многих земледельческих народов, этот праздник сопровождался человеческими
_________ * Путешествие по Юньани и Гуйчжоу. Цит. по: [74]. жертвоприношениями. «Из дома в дом ходила шаманка, выбирая жену для духа реки. Найдя подходящую девушку, она объявляла ее невестой бога. Жертве давали деньги в приданое, купали ее, одевали в новые шелковые одежды и временно помещали во «дворец воздержания». Там она жила больше десяти дней, питаясь вином и мясом. К свадьбе несчастную девушку наряжали. Родственники в ее честь приносили жертвы на берегу реки. Мать плакала, обнимая её в последний раз. После этого ее клали на узорчатую постель с циновками, несколько человек несли ее к реке и бросали в воду... »* Водные обряды так же, как и другие обычаи мань-и, имели большей частью южное происхождение. Мань-и находились в тесных сношениях с индонезийцами: к берегу постоянно проходили новые флотилии этих морских кочевников. Очередная волна переселенцев с юга приходится на середину III тысячелетия до нашей эры. Она принесла на Восток многие достижения Запада: гончарный круг, шелководство, прирученных буйволов из Индии. На больших двадцатиметровых каноэ с боковыми бревнами переселенцы прошли далеко вверх по Голубой Реке, вглубь материка. Они владели новым оружием, по легенде, их вождь Чи-ю создал мечи, трезубцы, боевые палицы и большие луки. Пришельцы подчинили народ мань-и и двинулись в долину Хуанхэ, где жили предки китайцев. Они гнали с собой прирученных буйволов и видимо поэтому запечатлелись в легендах как племя великанов с бычьими головами. Так началась долгая борьба Севера с Югом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|