Comune del popolo!
Огромные шумные города приводили в восторг и трепет жителей тихой деревни — захолустных рыцарей и крестьян. Особенно сильное впечатление производили городские праздники с их многолюдьем, барабанами, лютнями и гуслями, с их петушиными боями и собачьими бегами. В такие дни особенно оживленно было в центре города у Храма Неба, где проводились торжественные богослужения с пением и танцами. Другим людным местом был рынок с праздничной ярмаркой и с балаганами странствующих актеров. В будни же все стихало. Пустынные, зажатые между заборами улицы казались однообразными и неприветливыми. Дома были скрыты за высокими стенами дворов, прорезанными небольшими калитками. Улицы перекрывались воротами, на ночь эти ворота закрывались, и каждый квартал превращался в небольшую крепость. Города жили неспокойной жизнью, и веселье праздников часто бывало обманчивым. Целые кварталы городов занимали укрепленные дворцы, внешне напоминающие европейские замки. В таких замках обитали бароны-«дафу» со своими кланами. Они владели обширными землями вокруг города и имели дружины с десятками колесниц. «Дафу» принадлежали крупнейшие наследственные должности в княжествах, своих князей они считали лишь «первыми среди равных» и заключали с ними договоры о привилегиях. Некоторые из них не признавали ни вана, ни городских властей, другие воевали между собой внутри городских стен, как когда-то на равнине. В общем, они вели себя так же, как нобили в итальянских городах XII—XIII веков. Мятежи и смуты были довольно заурядными явлениями городской жизни. В 545 году в княжестве Ци произошло столкновение между князем и баронами Цуй. «Клан Цуй стал обороняться, заняв
________ * Сыма Цянь. Шицзи. Цит. по: [14, с. 68] бойницы в своем дворце. Латники не смогли сломить осажденных... »* В 575 году сунский барон Тан Цзе убил одного из принцев, в завязавшуюся борьбу вмешались другие аристократы, и она окончилась гибелью клана Тан. В 580 году, когда чжэнский князь был задержан в Сун, его родственник Гунцзы Бань посадил на трон своего ставленника Гунцзы Суя. Через месяц после очередной смуты ненавистный народу Гунцзы Суй был убит, а Гунцзы Бань бежал из столицы. Спустя три года он вернулся и неожиданно ночью, напав на дворец нового князя, пытался его захватить. Потерпев неудачу, Гунцзы Бань овладел городским рынком и укрепил его. Но он не мог сопротивляться вооруженным горожанам. «Цзы Сы, возглавив гожень, заключил с ними договор в Большом Храме, после чего полностью сжег рынок»**. Аристократы втягивали народ в свои распри, учили его пользоваться оружием, предоставляя выбор — к кому примкнуть. А между тем города становились все более людными и богатыми, а корпорации ремесленников — все более могущественными. Никто не мог обещать, что горожане — «гожень» будут вечно сражаться за интересы «дафу», — у них были свои интересы, они страдали от произвола баронов, княжеских поборов, грабительских пошлин на рынке и в таможне. И в конце концов «дафу» и князья увидели из бойниц своих дворцов ту же картину, что и итальянские нобили в XIII веке: цеховые ополчения с катапультами и баллистами, с расшитыми знаменами и с «капитанами народа» в первых рядах. Должно быть, это было необыкновенное и величественное зрелище — первое городское восстание, неожиданный взрыв, разорвавший вековую тишину арийского государства. В 841 году восставшие жители столицы прогнали самого Сына Неба, чжоуского Ли-вана. Преданный «дафу» Чжао-гун отдал на растерзание собственного сына, чтобы спасти наследника престола, но прошло четырнадцать лет эпохи Всеобщего Согласия, прежде чем горожане согласились признать наследника ваном.
Блестящая столица Чжоу намного опередила провинциальные города, но ей была уготована трагическая судьба: в 771 году она была полностью разрушена варварами. Лишь в VII—VI веках города княжеств последовали примеру Всеобщего Согласия. Летопись «Цзочжуань» заполнилась монотонно повторяющимися фразами: «Гожень выгнали своего государя... Гожень прогнали его и он покинул пределы страны... Гожень отказались подчиняться ему... Гожень отказались слушаться и пожелали другого... » В конце концов горожане завоевали право «не слушаться». Они добились самоуправления, и их выборные вместе с представителями баронов присутствовали на собраниях, напоминавших французские штаты. Бароны оставались хозяевами деревень, но хозяевами города стали корпорации _______ * Цзочжуань. Цит. по: [4, с. 18]. ** Там же, с. 13. «гожень». В минуты согласия сословия могли низвергать и ставить князей: «Если у жены вана нет наследников, то избирают среди детей вана для утверждения на престоле старшего, — говорит летопись «Го юй». — Ван не может утвердить наследником только из-за того, что любит кого-то». «Чжуцю-гун из владений Цзюй умер, — сообщает другая летопись. — Сменивший его Цзяо-гун не выказывал печали, поэтому гожень отказались слушаться, пожелали, чтобы правителем стал Гэн-юй». Права городов были закреплены договорами, своеобразными хартиями, которые заключались при вступлении на престол или после восстаний. Такой договор с горожанами был подписан Цзы Сы «в Большом Храме». Иногда такие соглашения заключались в поле за городом при большом стечении народа. Это была торжественная и величественная церемония. Над выкопанной в земле ямой закалывали жертвенного быка, отрезали у него левое ухо и кровью писали текст соглашения. Этой же кровью окропляли губы участников церемонии, и с кровью на губах они громко и торжественно повторяли текст договора. Так, в крови, рождались хартии и конституции древности, так создавалась старая пословица: «Городской воздух делает свободным». Карл Маркс когда-то мечтал, что придет время и на Великой Стене вырежут огромную надпись: «Китайская республика. Свобода, равенство, братство». Трудно загадывать о будущем, но мы знаем прошлое, и в этом далеком прошлом на стенах китайских городов нам видится надпись, украшавшая в разные времена стены многих городов мира: Comune del popolo! Коммуна народа!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|