Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Re: закончил 3 часть "Философского камня"




Lars Adelskogh

_28-06-2020, 12: 28

Кому: вам

Здравствуйте, Александр!

Спасибо за Ваши последние исправления.

Если Вы намереваетесь перевести некоторые моих статей и книг, то я должен Вам сообщить о том, что не все тексты, принадлежащие к этой категории, еще опубликованы в интернете, хотя они переведены на английский язык. В частности это касается ряда статей " Light Technology" - " технология света". Конкретно - из серии " Fundamentals of Light Technology", то есть " Основы технологии света", разделы 1-8 опубликованы в интернете, между тем как разделы 9-12 не опубликованы; собственно говоря, только разделы 9 и 12 содержат " секретный" материал, и " секрет" в этом смысле только значит, что в упомянутых двух разделах обсуждается определенный пифагорейский символ, доселе экзотерически неизвестен, а этот святейший символ не должен стать предметом святотатства, например путем преобразования его в ежедневное украшение, логотайп различных оккультных групп и т. д. Упомянутая " технология света" является практическим методом активизации сознания и потому и содержит систему определенных упражнений медитации; все тексты, описывающие эти медитации неопубликованы, но переведены на английский и испанский языки для употребления серьезных учащихся.

Что касается моей книги " The Etheric Envelope", то есть " Эфирная оболочка", дело другое, так как только три из десяти разделов переведены на английский.

Конечно я готов Вам послать весь этот неопубликованный материал, поскольку рассчитываю на Ваше соблюдение упомянутых ограничений насчет опубликования этих текстов в интернете.

Теперь примите, пожалуйста, текст " Ментальная культура". Сейчас перейду к разделу " Эзотерическое мировоззрение".

Я желаю Вам

жизни, силы, здоровья

Ваш искренне

Ларс

 

МЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 

1. 25 ФИЛОСОФИЯ

1Задача философии – развивать разум, задача науки – познавать действительность, а задача религии и искусства – облагораживать эмоции. Чем скорее они научатся сотрудничать, тем скорее наступит день истинной культуры.

2История философских идей – это история фикций. Философия становится фикционализмом, когда она перестает быть критикой и делает попытки построения, которые всегда сбивали чувство реальности с пути истинного. Философия – это попытка разума объяснить данную реальность из существующих условий. Философия имманентна и не должна, как и наука, прибегать в своих объяснениях к фактам, недоступным нормальному индивиду. Личное мнение философа или ученого о неизведанном – это не философия.

3История философии показывает различные попытки спекулятивного мышления сформировать принципиальный ввзгляд на действительность. Без знания реальности – знания, являющегося по существу результатом работы естественных наук, – или знакомства с самой природой мышления, вероятно, было неизбежно, что это умозрение стало субъективистским, даже не понимая, что оно субъективистское.

4Являются ли проблемы, касающиеся принципов, реальными проблемами или только мнимыми проблемами, часто не могут быть решены до тех пор, пока эти проблемы не будут решены или не будут доказаны неразрешимыми. Пока проблемы не решены, даже их формулировка проблематична. Было доказано, что большинство философских проблем являются мнимыми проблемами.

5Объективная проблема реальности – это вопрос о совокупности знаний. Либо мы знаем все, либо есть что-то неисследованое. И только тогда, когда ничто не остается неисследованным, эта проблема перестает быть проблемой. Пока существует нечто неизведанное, мы обладаем знанием только о части реальности. Неизведанная и, вероятно, большая часть действительности принадлежит миру интеллектуальных построений в той мере, в какой мы формируем представления или выдвигаем гипотезы о ней.

6Интеллектуальные эксперименты философии были очень важны. Они развили саму способность мыслить, удовлетворили потребность в обзорах и ясности, снабдили материалом идей. Они показали односторонность последовательного следования только одному направлению мысли в логическом мышлении, показали ограниченность обучения и противодействовали тенденции превращения относительных идей в абсолютные и навязчивые идеи.

7Взгляды разума показывают попытки и способы мышления ориентироваться, ценность и ограниченность нашей субъективности.

 

1. 26 Идеи

1Идея означает открытие, внушение, новое понимание, большее и более глубокое понимание, более широкий кругозор. Идея подразумевает приобретение знания, предполагаемого или действительного. Можно сказать, что идеи включают в себя обобщения, синтезы, суждения, теории, гипотезы, фикции. Формально-логический вывод не есть идея, однако, ибо такой вывод не увеличивает нашего знания, не расширяет нашего кругозора.

2Большинство построений нашего разума являются идеями или основаны на идеях, которые включаются в интеллектуальное наследие человечества, если они передаются потомкам. В противном случае открытие должно быть сделано заново. История идей – это история интеллектуальных открытий.

3Обычно идеи получаются из бессознательного. Они могут возникать благодаря телепатии, – которая объясняет, почему они появляются у нескольких людей одновременно, – или быть результатом работы собственного бессознательного. Бессознательное включает в себя все, что когда-то прошло через бодрствующее сознание. Почти все из этого бодрствующее сознание позабыло, часто даже не воспринимая ясно. Все эти впечатления входят в одинаковые комплексы и ведут свою жизнь под покровом бессознательного. Работа комплексов может быть понята как объединение и разъединение впечатлений, их образование в бесчисленные комбинации, в процессе, продолжающемся до тех пор, пока в бодрствующем сознании не выкристаллизовывается идея, возникшая как бы из ничего. Идеи – это обобщения, превращенные в оригинальные единицы, бесчисленных сходных и взаимно согласующихся переживаний внутри данной сферы. «Чистая апперцепция» Канта и «интеллектуальное воззрение» Фихте – неудачные попытки объяснить концепцию идей в бессознательном.

4Работа бессознательного несравненно быстрее, надежнее, эффективнее, чем работа сознательного размышления. То, что результат у большинства людей отрицателен, зависит от того, что они снабжают свое бессознательное бесполезным материалом. Работа бессознательного механична и некритична. Если бессознательное снабжено преимущественно фикциями, предположительными фактами, ошибочными мнениями, то результатом его работы будут как раз преимущественно эмоциональные импульсы, фантазии, причуды, капризы.

5Идеи – это инструменты для постижения реальности. Как богатство жизни состоит в отношениях, так и богатство мышления состоит в идеях. У нас должны быть идеи. Нам нужно столько, сколько мы можем получить. У нас их никогда не бывает слишком много. С каждой новой идеей у нас появляется все больше возможностей понять мир, который чрезвычайно трудно понять. Чем больше у нас идей, тем больше мы видим и открываем. Люди будут оставаться враждебными знанию до тех пор, пока не увидят, что каждая новая идея только увеличивает наше постижение и понимание, нашу способность суждения и ориентации.

6Если у нас нет никаких разумных идей, то у нас есть неразумные идеи. Чем меньше у нас идей, тем вернее, что мы являемся их рабами. Сами того не подозревая, большинство людей становятся жертвами своих слишком немногочисленных и примитивных идей. Чем больше у нас идей, тем свободнее мы становимся, тем больше у нас возможностей выбирать между разными идеями.

7Реальность может согласовываться с идеей, но редко или никогда с так называемыми логическими следствиями идеи, если только идеи не развиваются из тех оболочек идей, в которые они были ранее завернуты. Всякий раз, когда мы начинаем теоретизировать, мы покидаем твердую почву реальности. Это не мешает нам теоретизировать. Но это должно помешать нам фанатизировать.

8В общем мы придаем слишком большое значение однажды приобретенным взглядам, которые вскоре заменяются более целесообразными или более разумными в стремлении ко все большей точности и ясности в кажущемся бесконечным процессе интеллектуального развития.

9Идеи иногда могут быть опасны для некритичных людей, которые не осознают их относительности, или для фанатиков идей, которые преувеличивают важность идей. У идейно-культурных людей, как бы проработавших идейный материал культуры, каждая идея приобретает свое ограниченное значение. Благодаря такому процессу человек стал мастером идей. Тогда идеи уже не являются причинами беспокойства, но дают то спокойствие, которое дает любой ясный обзор.

10Мы находимся в бесконечном путешествии через реальность. Каждое научное открытие дает новое содержание реальности новой идее. Открытие нового закона природы дает новую идею постоянного отношения. Многие идеи являются аналогиями из различных областей опыта. Многие идеи являются общим достоянием культуры, хотя мы иногда забываем об их происхождении и смотрим на них как на новые идеи.

11Часто мы упускаем возможность сделать открытие или найти новую идею из-за нашей укоренившейся привычки объяснять новые опыты старыми идеями, отождествляя новые переживания с вещами, которые мы знаем и к которым привыкли.

12Эмоциональное мышление сожалеет о том, что идеи имеют лишь относительную или временную действительность. Мы испытываем чувство «отсутствия дна» всякий раз, когда нам приходится отбрасывать идеи, которые мы вплели в эмоциональные комплексы. Это также показывает, насколько важно бережно относиться к идеям. Гораздо легче, чем вы думаете, они превращаются в идейные фиксы, которые никто не должен расстраивать. Всегда трудно, когда эмоции овладевают идеями. Эмоция дает силу действия и должна быть направлена в мир действия. Когда эмоция каким-либо образом принимает решение в мире мысли, тогда разум лишается рациональности.

 

1. 27 Четкие понятия

1Большинство людей не испытывают потребности в ясных понятиях. Они довольствуются намеками и неясными, расплывчатыми представлениями. Их мышление – это подражательное повторение слов, которые, по их мнению, что-то означают. Понятия, сопровождающие эти слова, редко бывают конкретными. Им недостает того индивидуализированного содержания реальности, которое получается только через опыт. Эмоция, сопровождающая представление, часто рассматривается как гораздо более важная. Слово с самого начала было связано с эмоцией, а не с ясным понятием. Когда эмоция появляется в бодрствующем сознании, тогда появляется и слово; а слово, безусловно, все, что нам нужно для общения с другими людьми. Чтобы иметь возможность мыслить, мы должны освободить слово от эмоций и связать его с памятной картиной наглядной реальности или имеющимся опытом. Без четких представлений мы ведем «инстинктивную» эмоциональную жизнь. И без этих четких представлений, разумно упорядоченных в логическое целое, мы живем в ментальном хаосе.

2Мышление кажется напряженным и бессмысленным, когда результат настолько расплывчат, что его нельзя использовать. Когда представления подобны маленьким облакам, тогда их сочетание будет только большим облаком. То, что определение понятий необходимо, наиболее ясно из того хаоса понятий, которым удовлетворено большинство людей, – не очень большой результат интеллектуального воспитания.

3Прежде чем объединять понятия, нужно видеть, что понятия ясны и различны, а слова однозначно определены. Никто не может ясно мыслить без четких понятий. Когда понятия четки, мышление – это просто игра, почти автоматическая процедура, и решение приходит само собой, так сказать. Расхождения во мнениях в большинстве случаев происходят из-за нечеткости или существующих фикций.

4Определение понятий, относящихся к материальной реальности, осуществляется путем обращения к этой реальности и ее объективного, фактического и критического рассмотрения. Без опыта этой материальной реальности понятие едва ли лучше фикции. В понятийном мышлении исследуется одинаковая группа объектов, в принципиальном мышлении – группа понятий, в системном мышлении – объекты целой системы. Однако большинству людей не хватает способности визуализации, и они вынуждены прибегать к вспомогательным конструкциям. Таким образом, под понятиями многие люди понимают слова, которые были связаны с картинами памяти характерных общих качеств, так называемых существенных квалификаций понятий. В этом случае определение понятий означает, что условное содержание реальности, связанное со словом, становится более ясным или вообще изменяется.

5Почти все наши представления требуют критического рассмотрения. Вся наша понятийная жизнь изобилует фикциями: представлениями, не имеющими аналогов в реальности. Они являются вспомогательными понятиями и, подобно гипотезам, незаменимы. Но их следует без колебаний заменить более целесообразными. Представления, которые явно непригодны или положительно ложны, должны постоянно устраняться. Это устранение едва ли требует большего труда, чем усвоение новых идей. Но при этом мы должны действовать очень осторожно. Многие конструктивные понятия являются необходимыми вспомогательными средствами для постижения до тех пор, пока мы не приобретем объективно обусловленное сознание соответствующей реальности. Вспомогательные понятия делают возможной ориентацию и относятся к числу вспомогательных средств для понимания. Отвергать эти средства, не заменяя их более точными и эффективными, значит препятствовать интеллектуальному развитию.

6Философия есть критика понятий, и как таковая она необходима. Интеллектуальное развитие – это непрерывное, нескончаемое изучение понятий и определение понятий в результате углубленного познания действительности.

 

1. 28 Логика

1Логические доказательства оказали неотразимое внушающее влияние на разум. Они увлекали не только античность, но и схоластику. Математическая индукция Евклида долгое время рассматривалась как модель научного изложения. Как показал Шопенгауэр, наглядное доказательство геометрии превосходит ее логическое доказательство, которое делает прямо определенное опосредствованно определенным. По сей день аристотелевская формальная логика вводит в заблуждение тех, кто думает, что формальная логика – это путь к знанию. Но такого рода логика не дает никакого знания. С помощью логики вы можете «доказать» только то, что уже знаете.

2Логицисты делают разум хозяином ума, а ставят логику выше фактов. Действительное значение «логической необходимости» ясно из абсолютных доказательств элеатиков, софистов и схоластов.

3Логическая дедукция идет от всеобщего к особому. Этот способ имеет вид открытия. Но дедукция только выясняет то, что ранее было включено во «всеобщее». Уже Лейбниц доказал, что логическая и математическая индукция состоит в последовательном следовании цепочке тождеств шаг за шагом. Доказательство выявляет то, что «потенциально» включено в предложение. Он утверждал, что обобщение не логично, а психологично, что индукция научна в той мере, в какой она является вычислением вероятности, и что логика не ведет к научным открытиям (которые являются результатом сиюминутного вдохновения).

4В своей работе «Количественный способ рассмотрения в логике» Фален показал, что в понятии, или логике, неправильно различать форму и содержание, что это различение сделало возможным построение так называемого третьего закона мышления, повлекло за собой количественный, а не качественный или объективный способ рассмотрения и допустило знакомые неопровержимые софизмы. Соответственно, пространство и время, пространственные и временные величины, будучи только понятиями, не являются количественными продуктами. Деление на большие или меньшие единицы (бесконечное пространство, бесконечно малые частицы и т. д. ) являются математическими построениями.

5Не существует универсальной логики, производящей знание. Любая формальная, схематическая, механическая, математическая логика подразумевает или предполагает квантификацию. Логика – это внутренняя логика предмета, и каждая качественная область имеет свою собственную логику. То, что мы получаем через схематическую логику, – это своего рода интеллектуальная игра с тривиальными или неразрешимыми положениями, или растворение понятий. Огромный вред был причинен с помощью дедуктивной и индуктивной, а также математической логики. Можно было бы признать значение логики как умственной гимнастики, если бы она одновременно не стереотипизировала и не догматизировала способность мышления. История философии – это лишь один великий пример того, что философы не постигли проблем реальности, и что логика привела к непоправимым догмам.

6Согласно Лейбницу, логические истины аналитичны, а их самоочевидность – следствие используемых определений. Он называл эмпирические суждения синтетическими и утверждал, что математические суждения являются синтетическими a posteriori (полученное из опыта), а также что не существует никаких синтетических суждений a priori (заранее известное). В этом он, несомненно, был прав, в отличие от Канта, который сделал свою фиктивную конструкцию позже.

7Закон мышления можно рассматривать как единый, хотя он может быть сформулирован двояко: как тождество или не-тождество.

8«Логическое» мышление – это иногда работа воображения, иногда автоматическая, иногда бессознательная. Если она представлена как формально-логическое мышление, то способ вывода – это рационализация. Никто не думает так, как учит формальная логика. Формальная логика включает в себя все способы вывода, которые относятся к так называемому третьему закону мышления. Истинная логика – это объективность.

9Логический процесс – это довольно простой процесс, который работает со сходствами и расхождениями, точками согласия и отклонениями. К этому процессу прояснения можно отнести и те процессы предчувствия или инстинкта, которые ищут сходства при расхождениях и расхождений в точках кажущегося согласия. Результаты впоследствии проверяются на объективном опыте, если человек хочет быть убежденным. Без этой проверки логическое легко будет ошибочным. Логике было придано значение, далеко выходящее за пределы ее истинного значения. Любая умственная работа называется просто логической, хотя ее скорее следовало бы назвать психологической. Подготовительная работа, проделанная подсознанием, его вклад в работу размышлений, был упущен из виду. Можно привести веские доводы истинности гипотезы о том, что человек «думает» более бессознательно в течение 24 часов, чем сознательно в течение целого года. Соответствующие реалии были очень мало рассмотрены. Когда сознание работает над какой-то проблемой, идеи внезапно возникают и вписываются в ментальные конструкции. Мы часто не замечаете, что пытаемся построить логический процесс из полученной идеи и представить эту идею как результат логического вывода. Будет ли идея представлена в результате индукции или дедукции, в этом случае будет вопросом конструктивной целесообразности. Философы построили целые системы мышления, предназначенные для того, чтобы привести к тому неизбежному заключению, которое они первоначально имели как идею. Жонглирование умозаключениями удерживает очарование как волшебство и парализует рассудительность. С помощью логических доказательств вы можете убедить невежественных в чем угодно.

10Логика – это также тот технический процесс сцепления, который связывает различные моменты в непрерывную цепь мыслей, и тот метод последующей проверки, который прослеживает за тем, что требование логического определения выполнено, что дело, подлежащее доказательству, доказано. Чем убедительнее это будет сделано, тем сильнее будет и мнимое доказательство.

11Логика включает в себя демонстрацию нелогичного. Истинное опровержение состоит в демонстрации ложности идей или объективной несостоятельности выводов.

12Многие люди думают, что опровержение делается путем указания на формальные противоречия. Однако обычно такие происходят из-за неподходящей формулировки, небрежности в языковом выражении, недостаточной проработанности материала. Они вовсе не обязательно подразумевают какую-либо фактическую ошибку или ошибочность рассуждений. Противоположные утверждения иногда приобретают действительность благодаря того ограничению, которое они налагают друг на друга. Именно эта относительность часто оправдывает парадоксы.

13Наиболее распространенное «опровержение» вы делаете, исходя из других посылок и других предположений, критикуя с других исходных точек. Используя этот «метод», вы можете «опровергнуть» все, что угодно.

14Нет таких антиномий разума, которые утверждал Кант. Гегельянский тезис-антитезис-синтез-диалектика также зависит либо от объективного незнания и отсюда возможных противоречивых гипотез, либо от смешения абсолютного и относительного, либо от смешения логического и языкового способов выражения. Мы выражаем себя в абсолютных, а не относительных утверждениях. Если бы язык содержал ряд легко управляемых релятивизмов, то оказалось бы, что отсутствие относительности зависит от объективного невежества. По-видимому, логический формализм задержал понимание общего значения относительности. Критерий разума – это реальность. Противоречие подразумевает непонимание, невежество. Разум полон противоречий из-за своей ошибочной разработки содержания смысла. Если субъективное и объективное противоречат друг другу, то вина лежит на субъективном. Наша субъективность в сочетании с нашим объективным невежеством приводит к тому, что реальность кажется нам нелогичной, так же, как логика более глубокого осознания часто кажется нелогичной более простой логике невежества.

15Наконец, несколько слов о логике пословиц, тех самых пословиц, которые составляют оглупляющее «сокровище древней мудрости». Они были первые попытки первобытной мысли создать теорию. Они все еще используются простыми умами в качестве логических аргументов для подтверждения истинности всевозможных утверждений. Они являются слишком широкими обобщениями, могут быть применены любым способом и доказывать все, что вы хотите доказать; таким образом, они доказывают слишком много и, следовательно, вообще ничего.

 

1. 29 Критика

1Критика – это метод научного исследования. Эта критика есть объективный, фактический, безличный анализ содержания знания. Критика, будучи непрестанным совершенствованием разумом своих умственных построений, есть неизбежное требование разума.

2Критика есть утверждение права разума против всех догматических притязаний. Вся наша интеллектуальная жизнь изобилует фикциями, всевозможными нежизнеспособными или жизневраждебными догмами. Догмы существуют во всех областях человеческой мышления. Таким образом, существуют религиозные, моральные, политические, научные, философские догмы. Догмы являются антитезами интеллектуальной свободы и противодействуют стремлению к свободному и правильному мышлению. Можно назвать догмой такое построение мысли, которое объявляется действительным на все грядущие времена, которое не должно подвергаться сомнению или оспариванию, или которого придерживаются, несмотря на то, что оно явно пережило свое время. Необходимость критики лучше всего осознается при изучении огромного количества интеллектуальных построений, которые последовательно принимались и отвергались на протяжении веков. Было бы весьма полезно изучить средний срок жизни этих «непогрешимых» мнений, теорий, гипотез. В таком предприятии вы, конечно, должны оставить без внимания такие построения, которые были продиктованы страхом или желанием и таким образом удовлетворяли эмоциональные потребности. Они по существу лишены разума и потому интеллектуально «неприступны». Непрекращающийся критический анализ сумел доказать, что полностью 99 процентов других построений являются ошибочными.

3Критический, объективный разум проводит различие между верой, мнением, постижением и обучением, а также между предположением и знанием.

4Вера – это неисправимое убеждение, абсолютизированное эмоцией, слепое принятие без осознания и понимания. Вера – это догма, которая была заложена на все грядущие времена и которая не должна подвергаться сомнению или проверке. Вера находится вне досягаемости разума, она враг разума и критики. Весь мир полон глупцов, которые верят. Во все верят. Все ошибки защищаются словами «я верил». Если бы люди научились различать то, что они знают, и то, чего они не знают, то более 90% всего, во что они верят, было бы полностью отвергнуто.

5Мнение – это не изучение. «Мало кто думает, но все хотят иметь свое мнение. » Они хотят иметь готовые мнения о как можно большем количестве вещей, чтобы знать, в что они должны верить и что они должны говорить. Эти обладатели мнений составляют «общественное мнение» с его фикциями, мнениями, домыслами, догадками, ложными фактами, устарелыми гипотезами и теориями, фрагментарным изучением и субъективными оценками.

6Постижение – это овладение материалом мысли в постепенном логическом процессе, или в упорядочении несистематизированного изучения в научное изучение. Это не должно иметь ничего общего со знанием. Логика и чувство реальности не имеют ничего общего. Логицизм ставит умозаключение выше фактов и рассматривает отсутствие противоречий как доказательство непогрешимости. Однако разум – это инструмент для обработки фактов, а не критерий истины.

7Изучение не является гарантией знания. Изучение – это идеи, ложные факты, реальные факты, гипотезы, теории и т. д. методично добытые и систематически упорядоченные. Раньше они оценивали изучение выше, чем знания. Научное изучение давало «ясность». Ему не нужно было беспокоиться о каком-либо знании реальности, потому что реальность была всего лишь одной великой иллюзией. Логическая определенность была единственной существенной. До сих пор существуют дисциплины, которые в основном заняты фикциями.

8Предположение принадлежит к критическому методу. Предположение – это всегда вынужденное решение, временное прибежище. Верующий и сомневающийся, догматик и скептик одинаково некритичны. Критический человек исследует все, что он желает знать, или же он принципиально воздерживается от какого-либо мнения вообще. Он исходит из того, что изучение является необходимым предварительным условием познания и необходимо для ориентации (песок, который нужно промыть, чтобы найти золотые крупинки), что оно может иметь относительную ценность. Он откладывает свое окончательное суждение до тех пор, пока новые факты по этому вопросу не исключены.

9Знание – это знание фактов и состоит из систематизированых, окончательно установленных фактов. Факты естествознания получаются из материальной реальности, психологические факты – из реальности сознания. Знание дает осознание, которое является рассудительность чувства реальности в вопросах, касающихся знания. Осознание проявляется в правильном предсказании и безупречном техническом применении.

10Есть два вида критики: положительная и отрицательная.

11Положительная критика хочет достичь положительного результата. Она желает осознания и ясности, чтобы приобрести идеи, если это возможно, и освоить все, что она может. Она пытается понять замысел автора и как бы помочь ему примирить кажущиеся противоречия. Она охотно признает заслуги.

12Отрицательная критика является самой распространенной. Она хочет «критиковать», отклонить, отвергать. Такого рода критика – это критика эмоционального мышления, догматическое неприятие под предлогом объективной критики. Только некритичные люди считают это «опровержением». Эмоциональное мышление не имеет права высказываться перед форумом критического разума. Любое негативное отношение некритично и также оказывает ограничивающее влияние на интеллект. Критиковать достаточно легко. Каждый читатель, имеющий такое намерение, может это сделать. И догматизм, и скептицизм относятся к эмоциональному мышлению.

13Важно, чтобы мы не ограничивались тем, что было исследовано, чтобы мы не отвергали ни одной идеи только потому, что она кажется нам чуждой, невероятной или невыгодной. Важно исследовать каждую новую возможность познания. Мы слишком мало знаем, чтобы позволить себе пренебречь малейшей возможностью расширить область наших знаний. Все новое и незнакомое большинству людей кажется невероятным с первого взгляда. Люди должны привыкнуть к новому представлению, каким бы правильным оно ни было. Будучи постоянно вдалбливаемыми в сознание людей, даже абсурды в конце концов становятся хорошо известными, привычными и кажутся вероятными или правильными. Большинство не хочет слышать ничего, кроме того, что они «слышали раньше». Те, кто считает себя критичным, не хотят принимать ничего, что не может быть вписано в их прежнюю систему мышления. Одно мгновение размышления должно подсказать им, что если их мир представлений так верен, то они должны быть почти всеведущими. Тот, кто перестал усваивать любые знания, которые могут быть найдены в том, что противоречит его собственной системе мышления, оказывается пленником в тюрьме своего собственного мышления и завершил свое интеллектуальное развитие.

14Все отброшенные суеверия, все упраздненные гипотезы когда-то были объявлены авторитетами истиной. Во все века, во всех областях авторитеты с абсолютной уверенностью провозглашали последнюю истину как окончательную истину.

 

1. 30 Что есть истина?

1Для большинства людей истина – это все, во что они хотят верить. С разумной точки зрения истина – это согласие мысли и реальности, то есть знание реальности. Истина как единое целое, полное знание всей реальности – вот конечная цель исследования.

2Злоупотребление словом истина, конечно, привело к обычному смешению понятий, так что для большей ясности необходимо различать довольно много истин. Некоторые из них перечислены здесь:

истины математических дисциплин

истины экспериментальных дисциплин

истины описательных дисциплин

истины спекулятивных дисциплин

исторические истины

политические истины

истины общественного мнения

религиозные истины

личные истины

3Различные уровни интеллекта, так сказать, можно отличить в принятии истин, начиная с уровня, характеризующегося некритическим принятием всего сказанного, вплоть до наибольшей критической способности.

4Самый низкий вид – это некритическое принятие. В какую-то вещь верят, потому что кто-то ее сказал или «прочитал в газете». В это верят, потому что кажется привлекательным и разумным. В это верят, потому что авторитет кажется симпатичным и заслуживающим доверия. В это верят, потому что в это верят и другие. С логической точки зрения вера в авторитет – это регресс в бесконечности: А верит в это, потому что В сказал это, В верит в это, потому что С сказал это и т. д. до бесконечности. Вера в авторитет и презрении к авторитету одинаково догматичны. Суждения, конечно, бесполезны без непосредственного знания или личного изучения этого вопроса. Высший вид суждения – это научное требование экспериментального доказательства или фактов, устанавливаемых всеми.

5В вопросе суждения они стремились различать понятия возможности, вероятности и реальности. Количественная вероятность – это всего лишь математическая формула частоты, предел относительной частоты. По логике вещей, вероятность совпадает с возможностью, кроме того, что она представляет собой смутную попытку придать определенную ценность реальности недостаточному опыту или ввести градацию от разумно оправданного до действительно разумного. Предполагается, что вероятность – это обоснованная возможность, а значит, возможность с веским основанием для себя, предположение, основанное на определенных, хотя и недостаточных фактах.

6Что касается личных истин, также называемых прагматическими истинами, жизненными истинами; их полезность, эмоциональная ценность, жизненная ценность определяет их ценность. Этот вид субъективной (возможно, также коллективной) истины иногда путают с истиной как понятием, определенным теорией познания. Согласно Шопенгауэру, большинство изучающих философию стремятся не к познанию реальности в философии, а к доказательству или защите своих личных убеждений, своих ранее сформированных систем верований.

7Все, что дает уверенность, называется истиной. Следовательно, для того чтобы судить об истине, необходимо исследовать различные виды уверенности. Уверенность можно разделить на абсолютную уверенность, объективную уверенность и субъективную уверенность, а также на эмоциональную уверенность, уверенность ума и уверенность разума.

8Математические и дедуктивные доказательства дают примеры абсолютной уверенности. Они доказывают только то, что мы уже знаем.

9Опыт материальной реальности дает объективную уверенность, потому что эта реальность снабжает разум своим содержанием реальности. Точное знание невозможно без опыта. Даже математика была бы немыслима без эмпирических аксиом. Геометрия состоит из пространственных отношений, полученных с помощью абстракции. Эти отношения суммируются в ряд утверждений, правильность которых доказывается ссылкой на еще более основные утверждения, пока не будут получены те утверждения, которые не могут быть доказаны, аксиомы. Лобачевский доказал, что геометрия не является априорной дисциплиной и что евклидовы аксиомы, безусловно, не единственно верны, построив новую, непротиворечивую и вполне пригодную для использования геометрическую науку. Опыт дает объективную уверенность, открывая законы природы. Без опыта представление может быть фикцией. Тот, кто не проверяет свое суждение в объективном опыте, лишен самой большой возможной уверенности в правильности своего суждения. Истины описательных дисциплин являются примерами обоснованной объективной определенности. То, что значительная часть реальности находится за пределами объективного опыта, возможно, даже за пределами возможности такого опыта, ни в малейшей степени не уменьшает потребности в опыте как наивысшем возможном критерии истины. Если от этого требования отступаться, то ничто не гарантирует, что то, что выдается как реальность, является реальностью.

10Вера и предположение дают субъективную уверенность. Вера – это эмоциональное слепое принятие мнения и придерживание его, независимо от степени его разумности. Вера неизменна и запрещает критику. Предположение основано на разумных аргументах, оно лишь временно допустимо, пока не появится более разумная гипотеза, предполагает разумную критику и отвергает эмоциональное мышление и догматизацию.

11Эмоциональная уверенность индивидуальна и не имеет никакой объективной ценности. Конечно, эмоция воспринимает свою уверенность как абсолютную. Для эмоции нет никакого различия между возможностью и реальностью, но она просто определяет, что должно быть истинным.

12Уверенность ума несравненно более надежна, чем уверенность разума. Уверенность ума есть выражение индивидуального опыта, тогда как уверенность разума может быть основана на фикциях, догмах, гипотезах. Догматическая уверенность может, с объективной точки зрения, рассматриваться как невероятная уверенность и ошибочная уверенность. Политическая теория, общественное мнение, традиционные способы рассмотрения являются примерами первого. Последнее включает суеверия.

13Необходимость или неизбежность могут быть абсолютной, объективной и субъективной. Абсолютная необходимость находится в законе мышления. Где бы ни была получена абсолютная необходимость, ее неизбежность зависит от «это есть это» мышления, как и в случае математических доказательств. Законы природы представляют примеры объективной неизбежности. Примером субъективно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...