Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позиции для облегчения дыхания




Петля

Ребенок лежит на спине поперек колен физиотерапевта, надежно прижатый ее рукой за грудную клетку. Ягодицы ребенка аккуратно приподнимаются кверху, сгибая позвоночник. Эффект:
  • наблюдается интенсификация дыхательных движений по бокам от нижнего поясничного отдела позвоночника (задние и боковые нижние дыхательные движения).
Примечание:
  • Если позвоночник согнут слишком сильно (кифоз), легочная ткань становится слишком сжатой, появляются хрипы. Дыхание затруднено!
 
Рис. 4-86

Позиции для облегчения дыхания

Позиции для облегчения дыхания - те, в которых ребенок:

· имеет минимально возможное мускульное напряжение,

· дыхание его максимально облегчено

· может расслабиться после напряжения

Если после упражнений или в силу каких-либо иных причин ребенку становится трудно дышать, физиотерапевт или мама могут придать ему положение, облегчающее дыхание. Ребенка, например, можно уложить поперек колен, так, чтобы его животик свешивался между ними (см. подробнее главу Релаксация).

Мамины бедра поддерживают плечи, головку и таз ребенка, в то время как живот свободно свисает между ног, что обеспечивает свободу дыхательных движений.   Рис. 4-87
Рис. 4-88 Ребенок также может лежать на кровати или иной поверхности - также со свободным от давления животом.
Дети часто любят сидеть у мамы на коленях, лицом к ней, в вертикальном положении. Руками обняв маму за шею, склонив голову ей на плечо или на грудь.     Рис. 4-89

к содержанию


 

b. Активная техника

Активная техника, подобно пассивной положительно влияющая на дыхание и подвижность грудной клетки, выполняется ребенком без посторонней помощи, тем самым обеспечивая его независимость и нормальное развитие.

Влияние на дыхание:

  • обеспечивает глубокое дыхание и улучшает вентиляцию
  • транспортирует и эвакуирует мокроту
  • служит подготовкой к аутогенному дренажу

Акустическая стимуляция предлагает самый легкий метод влияния на дыхание, поскольку ребенок осознает прямую связь между дыханием и издаваемым тоном. Упражнение может проводиться даже с новорожденными, поощряя
его повторять громкие крики, которые он издает.

Также можно применить игровой прием - предложить ребенку улюлюкать, имитируя боевой клич индейцев: громко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Этот занятный для детей элемент и легко повторяется.

Другой прием усиления дыхания - это выдох на определенном тоне:
аааааааааааааааааа/муууууууууууууууу/уауауауауауауауаааууа

Рис. 4-90

Дыхание может поддерживаться рукой, лежащей на грудной клетке (например, ребенок сидит на коленях у мамы для дыхательных упражнений).

Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах - дудочках, губных гармошках и т. п. " Музыкальные инструменты" можно с легкостью приобрести в магазине игрушек. У разных инструментов сильно может различаться сопротивление выдоху, и поэтому каждый инструмент должен быть предварительно апробирован родителями, чтобы подходить данному ребенку. Слишком низкое сопротивление выдоху при игре не даст никакого положительного эффекта, например, для транспортировки мокроты. Слишком же высокое сопротивление ведет к повышению внутригрудного давления, перегружает все органы грудной клетки.

Большинство " инструментов" не могут быть продезинфицированы и поэтому их надо регулярно менять.

 

Рис. 4-91   Зрительные стимулы также придают дополнительное удовольствие дыхательным упражнениям. Хорошим вспомогательным упражнением дыхательной терапии может быть, например, выдувание мыльных пузырей. Видимый результат их усилий, сформулированная задача (пузыри в нужном количестве заданного диаметра), громкий звук бурлящей воды - все это надолго приковывает внимание ребенка. Другим упражнением может служить излюбленная забава малышей - выдохнуть на зеркало, чтобы оно затуманилось, после чего нарисовать на нем смешные рожицы.

Можно, например, предложить игру " гусеница " - при помощи выдохов рисовать узор ножек гусеницы:

  • короткий выдох = короткие ножки,
  • длинный выдох = длинные ножки.

Рис. 4-92. Дыхание гусеница. Стрелкой показана длина выдоха

В принципе, любая идея, объединяющая дыхание и развлечение может быть использована в качестве дыхательного упражнения.

 


Рис. 4-93

Рис. 4-93 Игра " Забираемся на горку":
вдыхаем медленно --> " место для отдыха" --> скользим вниз в долину

Углубленный вдох и задержка дыхания отображены на картинке.
Это является подготовкой к аутогенному дренажу.
Позитивный символ (в данном случае - " солнышко" ) отображает эвакуацию мокроты

Дыхательные упражнения могут быть также отображены в каких-либо историях, где дети играют активную роль, издавая соответствующие звуки, " раскрывая" картинку. Также можно создавать сопротивление дыханию посредством сжатых губ и т. п.

Для повышения контроля за дыханием может использоваться зеркало.

Само собой разумеется, что с успехом могут применяться и " классические" формы мотивации, награды в виде игрушек, стикеров и пр. В качестве помощников нельзя забывать и мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают избавиться от страхов и активно " принимать участие" в упражнениях, например, сидя на животике приподниматься вверх, в то время как ребенок отрабатывает глубокий вдох.

 

Упражнения по мобилизации

Упражнения по мобилизации сконцентрированы на развитие эластичности грудной клетки, позвоночника и мышечного баланса тела. (см. также раздел Мобилизация грудной клетки).

Чем более подвижна грудная клетка, более эластичны и сильны мышцы, тем больше потенциал для глубокого дыхания.

Глубокое дыхание в большой степени способствует эвакуации мокроты.  Мобилизация не должна рассматриваться лишь как вспомогательная терапия, ее следует полностью интегрировать в ежедневные упражнения и движения. Движение тела, потягивание, сгибание, вращение и иные упражнения на растяжение имеют огромное значение.

 

Движения изображены на иллюстрациях ниже:

Рис. 4-94 Физиотерапевт стимулирует ребенка к потягиванию, предлагая ему игрушку, приподнятую кверху.
Маленькие дети учатся сгибаться, делая кувырки. Рис. 4-95
Рис. 4-96 Попеременные боковые сгибания могут быть интегрированы в пение и танцы
Маленькие дети, чтобы дотянуться до игрушки, вынуждены вращать свое туловище. Рис. 4-97

Упражнения для растяжения, потягивания и укрепления мышц

Рис. 4-98 Потягивание плечевых мышц   Рис. 4-100 Укрепление мышц живота Ребенок пытается самостоятельно выпрямиться     Укрепление мышц спины. Ребенок пытается самостоятельно выпрямиться   Рис. 4-99

Эти упражнения (рис. 4-98... 100) легко могут стать частью повседневной жизни и игр.

Развитие выпрямленного положения

По мере того как ребенок осознает свою способность двигаться - в самом раннем возрасте - и передвигаться, чтобы познавать окружающий мир, весьма важно помогать ему в этом. Активные движения не только развивают мышечный баланс, но также обеспечивают глубокое дыхание. Постоянное изменение положения влияют на вентиляцию и кровоток в легких. Ребенок, лежащий на одеяле, расстеленном на полу, свободно может экспериментировать, меняя свое положение, вращаясь, двигаясь в разных направлениях. Родители могут и поддержать его еще больше, разговаривая с малышом, предлагая ему игрушку. Ребенка следует сажать на детский стульчик так мало, как это возможно, поскольку тот ограничивает его активность и не обеспечивает свободы движения.

Следует уделять внимание сидячему положению малыша; правильно подобранный размер стула и стола автоматически инициирует его правильное выпрямленное положение и хорошую осанку. Регулируемый по высоте стульчик лает возможность ребенку сидеть выпрямившись во время еды. За правильным сидячем положением следует также следить и при смене игрушек, таких как трехколесный велосипед и др.

Удовольствие от упражнений для улучшения ловкости и выносливости.

Подвижные игры легко могут стать частью повседневной жизни.

 

Рис. 4-101 Ползание за игрушкой или переползание препятствия или скачки на " лошадке" на папином колене являются примерами того, как ребенок может получать удовольствие от упражнений на развитие физического статуса или координации движений даже в самом маленьком возрасте. Балансирование (например, на стволе дерева), игра в прятки, догонялки - все это развивает подвижность и выносливость у малыша. В более старшем возрасте это преобразуется в посещение детского спортзала, а потом и взрослого фитнесс-клуба или спортивной секции. Вследствие заболевания, ребенка следует поощрять к любого рода физической активности, стараться ее не ограничивать.

 

Физические упражнения с родителями, братьями/сестрами или в группе дают удовольствие и мотивируют дальнейшую активность

 

к содержанию


 

Мобилизация (развитие подвижности) грудной клетки

Для мобилизации грудной клетки используются физиотерапевтические процедуры по поддержанию и/или улучшению ее эластичности.

Предварительными условиями для подвижности грудной клетки являются:

  • свободные движения суставов между:
    • грудиной и ребрами (реберно-грудинные сочленения)
    • ребрами и позвонками (реберно-позвоночные сочленения)
    • позвонками (межпозвоночные сочленения)
  • эластичность мышц и кожных покровов туловища

Комментарии для лучшего понимания

Ребра и позвоночник работают вместе, как единая функциональная единица. Чрезмерное раздувание легких, вызванное скоплением слизистого секрета, хронически раздутые дыхательные пути и бронхоспазм могут привести к потери подвижности грудной клетки, которая, в свою очередь, снижает эластичность позвоночника. Глубокие дыхательные движения становятся все более и более затрудненными (о важности глубокого дыхания см. разделы " Аутогенный дренаж" и " Ингаляция" ).

Частое использование вспомогательных дыхательных мышц (мышц шеи и плечевого пояса) вызывает мышечное сокращение и напряжение (мышцы живота и грудной клетки), в то время как другие становятся перерастянутыми и инактивными - мышцы спины и ряд мышц плечевого пояса. Неправильный выдох в совокупности с частым кашлем сокращают и напрягают брюшные мышцы. Кожные покровы грудной клетки, живота и спины становятся прогрессивно ригидными и твердыми.

Прогрессирующая гиперинфляция легких часто ведет к развитию весьма заметного кифоза (горба). Он может быть также вызван или ухудшиться вследствие мышечного дисбаланса или плохой осанки. Патологические изменения могут в дальнейшем вести не только к появлению болей в спине, но и к затруднению дыхания. Усилия для дыхательных движений значительно меньше при нормальной, не сгорбленной осанке.

Цели мобилизации грудной клетки

  • улучшение и / или обеспечение суставной подвижности между грудиной, ребрами и позвоночником,
  • улучшение всесторонней эластичности позвоночника,
  • растяжение и уменьшение напряженности ригидных кожных покровов,
  • растяжение сокращенных и ослабленных мышц
  • приобретение и сохранение хорошей осанки

Небольшая подборка из множества разнообразных возможных упражнений представлена ниже. Приоритет был отдан тем упражнениям, которые легко освоить и применять дома. Специальные виды мануальных техник (подобных мануальной терапии, техник по типу FBL = functional movement instruction) были опущены. Данные виды упражнений применяются только профессиональными мануальными терапевтами.

Комбинация всех этих методов используется для увеличения дыхательных движений для увеличения или уменьшения грудной клетки - в зависимости от необходимости.

 

Положение грудной клетки для максимального вдоха

Рис. 5-1 Грудная клетка растянута. Руки оказывают помощь в дыхании. Пациент также может расположить свои собственные руки на грудь для независимых упражнений

Положение грудной клетки для максимального выдоха

Грудная клетка сокращена, грудина " утоплена", живот уплощен, воздух выходит наружу. Рис. 5-2

Следующие три упражнения показывают небольшой набор терапевтических упражнений для новорожденных и детей на гимнастическом мяче.

Рис. 5-3 На спине Потягивание мышц всего живота и грудной стенки расширяет грудную клетку. Позвоночник также растянут.
На боку. Растягивание кожных покровов и мышц обращенной кверху стороны тела. Позвоночник изгибается вбок. Рис. 5-4
Рис. 5-5 Вращение из положения сидя. Вращение между поясничным отделом и плечевым поясом весьма важно для обеспечения мобильности грудного отдела позвоночного столба. Ребенок выполняет данные движения активно, самостоятельно.

Упражнения для мобилизации ВАЖНЫ!

  • Упражнения для каждого индивидуума должны подбираться профессиональным специалистом.
  • Должны быть отобраны несколько эффективных упражнений.
  • По возможности перечень упражнений должен регулярно одобряться и пересматриваться
  • Успех достижим лишь при регулярном выполнении упражнений. Спорт и игры не могут заменить эти упражнения, поскольку ребенок может бессознательно избегать определенных движений.

 

Рис. 5-6 Рис. 5-7

Пациент из исходного положения лежа, руки за голову, ноги поджаты в коленях начинает вращать колени в одну сторону, а голову поворачивать в противоположную. Попеременно колени касаются пола справа и слева, а голова вращается в противоположном направлении. Упражнение легко сочетается с дыхательными движениями.

Пациент занимает скользящее положение на мате, приподнимает и протягивает одну рук, затем другую. Рука может быть приподнята кверху на короткий или длительный период времени. Рис. 5-8

 

Рис. 5-9 Исходное положение стоя на коленях. Положить руки на мяч и катить его вперед до тех пор пока спина не станет параллельной полу.
Рис. 5-10 Рис. 5-11

Лежа на спине заложить руки за голову, слегка прижав их к мату, ноги положить на мяч. Удерживая лопатки и голову на месте при помощи расставленных локтей, вращать мяч ногами попеременно влево/вправо.

 

Рис. 5-12

Сидя на мяче вытянуть руки свободно кверху. Попеременно вытягивать максимально кверху
то одну, то другую руку

Рис. 5-13
Рис. 5-14

В следующих трех упражнениях в качестве спортивного снаряда используется " шведская стенка". Исходное положение - повиснуть на руках, не доставая ногами до пола.

 

Попеременное сгибание ног в колене.

 

Рис. 5-15

Раскачиваться ногами влево/вправо.

Также для усложнения данное упражнение можно выполнять медленно.

Рис. 5-16
Рис. 5-17

Попеременно сгибать одну ногу, одновременно с этим вращая туловище.

Рис. 5-18
Рис. 5-17

Попеременно сгибать одну ногу, одновременно с этим вращая торс.

Рис. 5-18
Рис. 5-19

Рис. 5-20

Рис. 5-21

Исходное положение: обе руки подняты максимально высоко.
Вытяну одну руку вертикально вверх, сделать наклон вбок, потянувшись телом за этой рукой.
Затем то же - в другую сторону. Упражнение многократно повторяется.


Рис. 5-22

Держась руками за гимнастическую палку, приподнять их максимально кверху-кзади насколько возможно. Руки прямые. Сидя прямо тянуться туловищем вслед за руками.

Рис. 5-23

Заложить палку за спину, свободно опершись на нее руками.

Туловище вращается попеременно то в одну, то в другую сторону вслед за кончиком палки настолько далеко, насколько возможно. Голова следует за движениями палки.

Рис. 5-24

ВНИМАНИЕ! Упражнения на мобилизацию должны сочетаться с синхронизацией дыхательных движений!

       

к содержанию

 

 

6. Упражнения и манипуляции для кожных покровов и мускулатуры

Если дыхание постоянно осуществляется при помощи вспомогательных дыхательных мышц, это ведет к их напряжению и более плотному их прилеганию к подлежащим соединительнотканным элементам, кожным покровам шеи, плечевого пояса, грудной клетки и живота. Для облегчения дыхания следует снизить данное сопротивление.

Для этого используются следующие манипуляционные приемы:

Захват

Складки кожи живота или грудной клетки захватываются между большими пальцами и остальными пальцами обеих рук и придерживаются на время одного или нескольких дыхательных движений.

Рис. 6-1 Вариация: Захват складки производится в конце выдоха, а затем ребенок должен " выдохом вытолкнуть складку" - на протяжении одного или нескольких дыхательных движений.
Движение кожи Кожная складка захватывается и " прокатывается" вдоль ребер:
  • от позвоночника кпереди к грудине
  • от грудины кзади к позвоночнику
Также кожная складка может прокатываться как вдоль, так и поперек мышцы или группы мышц. Движение может осуществляться в такт дыхательному ритму.  
Рис. 6-2
Разглаживание Рис. 6-3 Кожа между ребрами и вдоль или поперек мышц разглаживается мягким воздействием кончиками пальцев.

Что достигается данными приемами?

  • Снимается мышечное напряжение
  • Ригидная малоподвижная кожа приобретает большую эластичность
  • Ребенок расслабляется
  • Облегчается дыхание
  • Улучшается кровообращение кожных покровов.

Данное лечение ведет к углублению дыхательных движений, снижает повышенное сопротивление дыхательных путей, снижает усилие для совершения дыхательных движений, облегчает дыхание.

Примечания.

Данные приемы могут выполняться на шее, плечевом поясе, грудной клетке и животе.

Они могут выполняться как физиотерапевтом, так и самим пациентом и легко сочетаться с другими техниками, такими как терапевтические положения тела или аутогенный дренаж.

Интенсивность упражнений должна быть индивидуально подобрана; инструктаж, контроль и коррекции физиотерапевта окажут неоценимую помощь!

к содержанию

7. Терапевтические положения тела Терапевтическиминазываются такие положения тела, в которых:
  • положение само по себе оказывает положительный эффект
  • пациент контролирует свое дыхание
  • грудная клетка растягивается
Какой эффект достигается терапевтическим положением тела?
  • Повышается эластичность грудной клетки и мягких тканей (кожных покровов, мышц)
  • Активируется диафрагма
  • Увеличивается объем дыхательных движений
  • Внимание обращено на дыхание
  • Улучается сниженный бронхиальный клиренс (мобилизация бронхиального секрета)
  • Улучшается вентиляция и кровообращение легких (что также способствует предотвращению инфекции)
  • Возросшее сопротивление дыхательных путей понижается
  • Повышается транспортировка бронхиального секрета
  • Выдох в положении отдыха облегчается и удлиняется
За чем следует следить в ходе выполнения упражнений? Упражнение начинается с принятия исходного положения. Ребенок следит за своим дыханием (просто обратив внимание на свои дыхательные движения, либо положив руки себе на грудь). Затем он принимает терапевтическое положение на период минимум 10 дыхательных циклов до нескольких минут. После этого принимается положение отдыха, вновь идет контроль дыхательных движений. Затем упражнение выполняется в другую сторону. Каждое упражнение может быть повторено 2-3 раза. Физиотерапевт может усилить позитивный эффект от терапевтического положения, сочетая его с мануальными приемами (захватом, разглаживанием кожи в межреберных промежутках и пр. ). Длительность и количество повторений каждого из упражнений определяются уровнем индивидуальной толерантности к данным упражнениям. Если толерантность снижена (например, вследствие инфекции), предпочтение отдается упражнениям не требующим значительной работы мышц, например, " винт", " луна" (см. ниже). Не следует принимать всетерапевтические положения во время одного сеанса терапии. Выбор наиболее приемлемых положений, составление и корректировка лечебной программы проводятся на регулярной основе физиотерапевтом, работающим с Вами в тесном контакте.
Внимание!
  • Не задерживать дыхание во время выполнения упражнения!
  • Следите за дыханием во время упражнения! Оно должно быть ровным, спокойным, расслабленным, осуществляться через нос. Если нос заложен, пусть ребенок дышит через слегка приоткрытый рот.
  • Если ребенок хрипит, пусть попробует технику дыхания сквозь сомкнутые губы (если хрипы продолжаются, модифицируйте или замените упражнение).
Не переутомляйте ребенка упражнениями, не допускайте развития цианоза (посинения)! Признаки переутомления ребенка:
  • учащенное дыхание
  • бледно-серый носогубный треугольник
  • посиневшие губы
  • впалые межреберные промежутки
Таким образом, вы можете адаптировать интенсивность нагрузкипутем:
  • выбора того или иного упражнения,
  • их длительностью,
  • количеством самих упражнений и повторением их циклов,
  • интенсивностью упражнений и длительностью положений отдыха.
Каждое упражнение имеет свое название для более легкого и интересного их запоминания ребенком.

 

Винт в положении на спине

Ребенок лежит на правом боку. Правая нога, лежащая снизу, выпрямлена, левая нога сверху согнута в колене под прямым углом к пояснице. Руки вытянуты перед собой, затем голова и плечевой пояс вращаются влево на максимальный угол. Ребенок сохраняет это положение по меньшей мере на 10 дыхательных движений, прежде чем вернуться в сходное положение для отдыха. Для лучшего контроля за дыханием ребенок может положить свою левую руку на живот. Затем упражнение повторяется с другой стороны.

Рис. 7-1 a Исходное положение Рис. 7-1 b Винт Рис. 7-1 c Отдых

Эффект:

  • интенсивное растягивание груди и мягких тканей
  • активация диафрагмы

Вариации:

  • При наличии проблем в люмбарной (поясничной) зоне верхняя нога может быть согнута меньше - так сильно, как это возможно.
  • При наличии проблем в тазобедренных суставах могут быть поджаты обе ноги
  • Руки могут быть согнуты в локтях
  • Правая рука удерживает левое колено прижатым к мату
  • Физиотерапевт прижимает плечи и ногу к мату, усиливая тем самым амплитуду вращения (внимание, не захватывать плечо или колено)
  • Физиотерапевт может усилить позитивный эффект от терапевтического положения, сочетая его с пассивной техникой - мануальными приемами (захватом, движением кожи, разглаживанием кожи в межреберных промежутках и пр. )
  • Ребенок может ингалировать лекарство, находясь в положении " винта".

 

 

Винт в положении на животе

Ребенок лежит на животе, обе руки вытянуты вперед. Затем голова поворачивается вправо, правая нога сгибается под прямым углом к пояснице и данное положение удерживается по меньшей мере на протяжении 10 дыхательных циклов, прежде чем вернуться в сходное положение для отдыха. Дыхательные движения легко распознаются по движению живота по направлению к мату. Затем упражнение повторяется с другой стороны.

Рис. 7-2 a Исходное положение Рис. 7-2 b Винт Рис. 7-2 c Отдых

Эффект - см. комментарий к предыдущему упражнению.

Вариации:

  • При сниженной эластичности голова может быть повернута в ту же сторону
  • Руки могут быть согнуты в локтях

 

 

Скольжение вперед

Ребенок сидит выпрямившись на коленях. Затем руками начинает перебирать вперед по мату, сохраняя прямую линию спины и головы, при этом ягодицы остаются позади колен. Данное положение удерживается по меньшей мере на протяжении 10 дыхательных циклов, прежде чем принимается положение для отдыха, в котором живот свободно движется между коленями.

Рис. 7-3 a Исходное положение Эффект: · Вытягивание и выпрямление позвоночника, особенно его грудного отдела. · Вытягивание мышц грудной клетки.


Рис. 7-3 b Скольжение вперед

Вариации: · Лбом можно дотянуться до мата · Руки передвигаются не только вперед, но и вправо или влево   Рис. 7-3 c Положение отдыха

 

Жираф

Рис. 7-4 a Исходное положение Ребенок сидит выпрямившись на коленях, руки протянуты вперед.
Эффект: · Вытягивание и выпрямление позвоночника, особенно его грудного отдела. · Вытягивание мышц грудной клетки.   Рис. 7-3 b Жираф
Рис. 7-3 c Положение отдыха   Вариации: · Лбом можно дотянуться до мата · Руки передвигаются не только вперед, но и вправо или влево  

 

Кувырок назад

Рис. 7-5 a Исходное положение Ребенок сидит на мате выпрямившись скрестив ноги.
Рис. 7-5 b Промежуточное положение Затем вращается назад, перекидывая ноги за голову, так что колени двигаются к ушам. Можно помочь себе руками, поддерживая ягодицы или бедра.
Это положение удерживается в течение 10 дыхательных циклов. ВНИМАНИЕ!
  • Не следует забрасывать колени слишком далеко кзади, чтобы сохранить спокойное расслабленное дыхание.
  • Упражнение может вызвать бронхоспазм! Осторожно с гиперчуствительными бронхами!
  • Следите за тем, чтобы живот не был слишком сжат.
  • Если ребенок жалуется на боли в шейном отделе позвоночника, следует сменить упражнение.
 
Рис. 7-5 c Кувырок Рис. 7-5 d Положение отдыха

Эффект:

  • Ребенок более четко контролирует дыхательные движения на спине.

 

Узелок

Рис. 7-6 a Исходное положение Ребенок сидит на мате, ноги поджаты чуть сбоку вправо.
Правая ступня переносится через левое колено, а туловище и голова поворачиваются вправо. Правая рука опирается позади ягодиц, как можно ближе к ним, пальцы вытянуты кзади. Левым локтем " доворачивается" правое колено. Голова находится на одной прямой с позвоночником и обращена кзади. Это положение удерживается в течение 10 дыхательных циклов. Рис. 7-6 b Узелок
Затем ребенок садится для отдыха " по-турецки", после чего упражнение повторяется в другую сторону. Эффект:
  • Растяжение и вращение туловища
  • Эластичность мягких тканей живота и грудной клетки
Рис. 7-6 c Положение отдыха

 

Месяц (луна)

Ребенок лежит на спине, обе руки вытянуты. Затем одна за другой руки и ноги попеременно перемещаются направо, так что тело приобретает С-образную форму (" месяц" ). Плечи и ягодицы прилежат к мату все время. Данное положение удерживается по меньшей мере на протяжении 10 дыхательных циклов, прежде чем вернуться в сходное положение для отдыха. Затем упражнение повторяется в другую сторону.

Рис. 7-7 a Исходное положение Рис. 7-7 b Месяц Рис. 7-7 c Отдых

Эффект - боковое растяжение мышц и кожных покровов туловища и грудной клетки.

Вариации:

  • Для лучшего контроля за дыханием можно положить руку " внутренней" (не растянутой) стороны себе на живот.
  • Пальцы " внутренней" руки могут ползти по мату навстречу " внутреннему" колену, в то время как " внешняя" рука продолжает тянуться.
  • Положение может сочетаться с пассивной техникой - мануальными приемами (захватом, движением кожи, разглаживанием кожи в межреберных промежутках и пр. )

 

 


 

8. Аутогенный дренаж

Аутогенный дренаж - техника для самостоятельного выделения (выведения) слизистого секрета из дыхательных путей. Пациент способствует лучшему выведению мокроты без посторонней помощи, что повышает его самооценку, дает независимость.

Данная техника была разработана в Бельгии проф. Александром (Alexandre), д-ром Дабом (Dab) и физиотерапевтом Шевалье (J. Chevailler). Она была принята в 1984 году Немецкой физиотерапевтической рабочей группой и модифицирована в сотрудничестве с проф. Линдерманом (Linderman) из Детской клиники Университета Гисена.

Метод

Пациент дышит медленно и глубоко через нос, вызывая тем самым комбинированные торако-абдоминальные движения. Затем следует задержка дыхания на 2-3 секунды. После чего начинается пассивный выдох, который по мере его нарастания становится активным. Таким образом, мы говорим о пассивно-активном выдохе.

Выдох

  1. Пассивный = Расслабленный, без участия дыхательных мышц быстрый поток воздуха.
  2. Активный = медленный, долгий, при помощи аккуратной поддержки дыхательной мускулатуры.

Пассивно-активный выдох осуществляется за одно дыхательное движение.

Длительность выдоха определяется количеством и локализацией слизи в дыхательных путях:
чем меньшее количество слизи в дыхательных путях большого диаметра, тем дольше выдох,
чем большее количество - тем короче выдох.

Аутогенный дренаж - дыхание.

Вдох через нос пауза Выдох через нос или рот 1. Пассивный 2. Активный

 

 

Рис. 8-1 Аутогенный дренаж выполняется в положении сидя или лежа. Если ребенок предпочитает сидячее позицию, следует принять вертикальное, но удобное и расслабленное положение. Руки располагаются на животе и груди, следуя за дыхательными движениями. Это дает возможность чувствовать вибрацию грудной клетки и ощущать " потрескивание" по мере транспорта секрета по бронхам и трахее. Когда мокрота достигает верхние отделы дыхательных путей, она без труда эвакуируется кашлем или отхаркиванием.

Дыхание с преодолением сопротивления (экспирационный стеноз) предупреждает бронхиальный коллапс или спазм, в случаях, когда бронхиальная система нестабильна и/или гиперактивна. Такое сопротивление можно создать, если дышать через нос, слегка вздыхать или дуть (эквивалент дыхания через сжатые губы)

Эффект

Углубленное дыхание вызывает изменение бронхиального диаметра - так называемые изменения бронхиального калибра.

Бронхи окружены эластичной легочной тканью. По мере расширения грудной клетки при вдохе бронхиальный диаметр увеличивается; на выдохе грудь спадает, диаметр соответственно уменьшается. (см. рис. 8-2). Изменения просвета бронхов способствуют транспортировке мокроты. Эластичная легочная ткань спадается, что обеспечивает пассивный выдох и создает быстрый воздушный поток, который продвигает слизистое отделяемое в сторону рта, против сил гравита
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...