Заговор «чистых»
Живым существам свойственна любовь к жизни. Они никогда не соглашаются со смертью и борются с ней до последнего часа, до последнего дыхания. Умирающий организм собирает последние силы, все здоровые клетки соединяются в последнем усилии — и иногда им удается побороть болезнь. До тех пор, пока организм сопротивляется смерти, еще есть место надежде на будущее, надежде на завтрашний день. Империя лежала на смертном одре и собирала последние силы. Эти силы были невелики: армия, казна, поместья — все находилось в руках врагов и оставалось надеяться только на то полумистическое начало, которое однажды спасло страну, — на веру в Империю. Эта вера воплощалась в храмах предков, в Академии, в Высшей Школе и в тысячах честных ученых-чиновниках, которых еще не коснулось повсеместное разложение. Отдельные участки нервной системы еще не были затронуты болезнью, и, повинуясь естественным законам, здоровые ткани пытались изолировать и изгнать из организма пораженные очаги. Носителем духа Империи и ее организующим началом было сословие ученых-чиновников — и именно чиновничество должно было выступить первым. Местная администрация уже успела попасть в подчинение к магнатам и богатеям, но в столице еще сохранились чиновничьи роды, из поколения в поколение служившие идее идеального __________ * Хоу Хань шу. Цит. по: [38, с. 155]. государства. К такому роду принадлежал губернатор Хэнани Ли Ин, один из лидеров «чистого» чиновничества. У ворот его дома постоянно толпились сотни последователей, и когда он бросал в толпу исписанный листок, то «брошенное письмо никогда не долетало до земли». В ханьских хрониках сохранилось множество жизнеописаний честных чиновников, их называли «чистыми» в противовес «вайци», евнухам и прочим стяжателям, заполнившим канцелярии Империи.
«Отделить чистое от грязного», — таков был главный лозунг политической борьбы. В борьбе за власть «чистые» опирались на общественное мнение, они ввели практику неофициальной критики, «чистых суждений». «В царствование Хуань-ди и Лин-ди правители были никчемными людьми, правление расстроилось, судьба государства решалась в гаремных покоях. Ученые мужи стыдились иметь к этому отношение. Посему простые люди открыто выражали свой гнев, а мужи, не состоявшие на службе, начали высказывать свои суждения. Так они снискали славу, стали восхвалять друг друга, давать оценки гунам и цинам. Обычай судить об истинном и ложном в управлении начался с этого»*. Центром агитации «чистых» стала столичная высшая школа «Тайсюэ». «Тайсюэ» готовила будущих чиновников и передавала своим студентам старые имперские традиции ненависти к стяжательству и коррупции, ко всем проявлениям Всеобщей Борьбы. Креатурам сильных мира сего было ни к чему корпеть над науками, они получали должности даром или за деньги, и эта практика вызывала ожесточенное сопротивление Высшей Школы. На роскошь верхов студенты отвечали демонстративным отвращением к богатству и почестям. По примеру своего лидера Го Тая 30 тысяч студентов «Тайсюэ» ходили по улицам в заплатанной одежде и мятых шляпах, — это называли «одежда в стиле Го Тая». Столкновение «чистого» чиновничества с придворными кликами было неизбежно. В 153 году несколько тысяч студентов во главе с Лю Тао выступили с петицией, в которой осуждалось засилье евнухов-царедворцев, а сами они сравнивались с тиграми и волками, пожирающими народ. В 163 году «чистые» чиновники Ян Бин и Чжоу Цзин добились от императора разжалования свыше 50 сторонников клики евнухов. Многие из них были преданы суду и приговорены к казни. В движение вскоре включились чиновники на местах; в областях и уездах смещали сторонников клики евнухов, конфисковывали их имущество, многих казнили или заключали в тюрьмы.
Кризис наступил в 168 году. Вскоре после смерти императора Хуань-ди сторонник «чистых» главнокомандующий Доу У предпринял решительную попытку уничтожить клику евнухов. Но евнухам удалось раскрыть его план, они захватили малолетнего императора ________ * Хоу Хань шу. См.: [45]. и заставили его объявить Доу У мятежником. Войска Доу У рассеялись, и окруженный врагами главнокомандующий покончил с собой. «Чистые» потерпели поражение, и, подчиняясь священному для чиновников императорскому указу, их лидеры Ли Ин и Фань Пан сами пришли в тюрьму навстречу смерта. Свыше ста руководителей движения были казнены; евнухи окончательно подчинили себе императора. «В те дни злые люди одержали верх, а все чиновники пали духом», — говорит трактат «Хоу Хань шу». Аресты и казни «чистых» чиновников продолжались вплоть до 176 года, эти события вошли в историю под названием «бедствия от преследования группировок». «Чистые» чиновники бежали в деревню и становились деревенскими отшельниками, «бедными учеными». Они учили крестьянских детей и замещали общинные должности, они возвращались из столичного блеска к первоистокам жизни, к народу. Простодушные крестьяне называли этих ученых «миньван», «надежда народа», — хотя в действительности народу было уже не на что надеяться. «Бедные ученые» были вестниками произошедшей наверху катастрофы. Нервная система Империи перешла в руки «пяти паразитов», и огромный Левиафан затрясся в конвульсиях. Победившие евнухи стремились быстрее натешиться властью, округлить свои поместья и отгородить их от мира каменными стенами. Они торопливо делили между собой тело Левиафана, а песок в часах истории уже иссякал. Последние песчинки медленно стекали вниз, и вот тихое шуршание в часах прекратилось: наступила тревожная тишина перед взрывом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|