Эпилог. Объяснение древней истории. Рассуждение о неизбежности смерти. Рассуждение о древней истории
⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46 ЭПИЛОГ
ОБЪЯСНЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ Рассуждение о неизбежности смерти
Империя Хань погибла, она была разорвана в куски чудовищным взрывом, и варвары поделили между собой ее кровоточащие обломки. Города обратились в огромные пепелища, поля заросли дикими травами, на опустелых дорогах валялись неубранные останки людей, лошадей и колесниц — останки Империи. Выйдешь из дому — никого не увидишь, Белые кости покрывают равнину... — горестно причитал среди развалин случайно уцелевший поэт. Это была катастрофа, масштабы которой трудно передать обычными словами. Далеко на западе, в Согдиане, с недоверием передавали слова китайских беженцев: «Император, как они говорят, бежал из Сарага из - заголода, и его дворец и крепость были в огне... Так, Сарага больше нет, Нгапа больше нет! » Даже из космоса было видно, что на Великой Равнине больше ничего нет: она снова покрылась зелеными лесами. Левиафан умер...
* * *
Империи, как люди, писал Джанбаттисто Вико триста лет назад: они рождаются, стареют и умирают. Смерть маленького муравья кажется естественной, но великая истина заключается в том, что муравейники тоже смертны. — Почему? — этот пронзительный вопрос висит в воздухе, на иолняя мир безысходностью и отчаянием. Может быть, причина заключается в несовершенстве существующих в природе организмов, в их нестабильности и неспособности сопротивляться внутренним болезням? Или, может быть, дело в жесткой заданности их конструкции, не позволяющей приспосабливаться к изменениям окружающего мира? Последнее обстоятельство особенно наглядно проявляется в судьбах империй древности. Империи консервативны: они рождаются вместе со своими принципами и болезнями и остаются такими на всю жизнь. Любое значительное изменение конструкции, отход от принципов Веры означает для них смерть — так же, как для любого биологического организма. Они не способны самосовершенствоваться, и поэтому основным механизмом развития в мире империй является не самосовершенствование, а естественный отбор.
Естественный отбор господствует в мире империй так же, как везде в живой природе. Эта простая истина позволяет объяснить многие загадки истории, и, став понятной, история кажется не такой страшной. Объяснив катастрофу, человек испытывает чувство облегчения от надежды, что сумеет избежать ее впредь. Но чтобы избежать опасностей в будущем, надо помнить и знать прошлое. Конец Империи Хань не отличался от конца многих других империй: все они погибли от болезней или пали от рук врагов, оставив нам то, что теперь называют Древней Историей. И если мы желаем до конца понять смысл Истории, нам придется еще раз вернуться в прошлое и еще раз посмотреть на этот мир сверху — чтобы подвести окончательный итог и перевернуть последнюю страницу.
Рассуждение о древней истории Предки современного человека, Люди Камня, жили небольшими сплоченными родами. Они вместе охотились и вместе боролись за существование, они были выносливыми, смелыми, агрессивными так же, как их «младшие братья» — волки. Мутация, произошедшая в IX тысячелетии на Ближнем Востоке, погубила их вместе с их миром, вместе с когда-то росшими там лесами и жившими в них хищниками. Мутанты, Новые Люди, открыли для себя новую экологическую нишу: они научились возделывать злаки. Благодаря обильной пище они быстро размножились и породили целое скопление народов. Когда земли стало не хватать, эти народы начали растекаться по всему миру, и в V тысячелетии достигли пределов суши на востоке и западе. Повсюду на своем пути они изгоняли охотников, выжигали леса и сеяли злаки. Они поклонялись Матери-Земле и змеям, которые выходили на поле перед дождем. Мир казался им прекрасным и добрым, животные разговаривали с ними на забытых теперь языках, «весна была приветливой, и солнечным было лето». Это был знаменитый Золотой Век, он продолжался до тех пор, пока было изобилие земли и пиши, пока все удобные земли не были освоены и пока не наступило Сжатие. Золотой Век изменил характер и внешность
новых людей — Народа Змеи. Люди разучились охотиться, разучились убивать, чтобы быть сытыми, и утратили характерную для охотников выносливость и агрессивность. Они жили так же, как и раньше, родами, и по-прежнему совместно вели хозяйство, но наступающее Сжатие обещало стереть и эти последние черты их предков. К концу IV тысячелетия мир был в основном освоен, и на родине Нового Человечества стало тесно. Старинная социальная организация распалась, и на смену коллективизму древности пришла Эпоха Всеобщей Борьбы. Земля была поделена между семьями, родовая взаимопомощь прекратилась, и каждый человек отныне боролся за жизнь в одиночку. Всеобщая Борьба выявила сильных и слабых, среди людей появились богатые и бедные, собственники и неимущие. Обстановка анархии и борьбы породила социальный паразитизм и эксплуатацию человека человеком. Частная собственность и роскошь стали показателями успеха во Всеобщей Борьбе и, подчиняясь всемогущим законам естественного отбора, сильные соревновались друг с другом в роскоши одежд и поместий. В этот период возникла Цивилизация, возникли города, ставшие прибежищем бедняков, ремесла, дававшие им кусок хлеба, и торговля, помогавшая менять товары на хлеб. Всеобщая Борьба породила цивилизацию, но Эпоха Всеобщей Борьбы была не эпохой созидания, а эпохой распада. Высшие существа никогда не живут обособленно — так, как жили люди Сжатия. Они организуются в стада и коллективы, и 'в этих коллективах царит дух не борьбы, а справедливости и братства. Эпоха Всеобщей борьбы должна была привести к Великой Революции и созданию новой социальной организации, соответствующей новой экологической нише. И поскольку высшим существам должна соответствовать высшая социальная организация, то этой организацией стал колоссальный надорганизм, называемый Левиафаном, или Империей.
Историк древности подобен человеку, привыкшему сидеть в темной комнате — и вдруг в ней включают свет. Жмурясь, он начинает различать предметы, народы и государства, но они не похожи друг на друга, и он теряется в догадках, пытаясь выделить общее и отдельное. Этот яркий свет, режущий глаза, — изобретение письменности в III тысячелетии; этот свет освещает причудливый мир Востока: на берегах Нила копошащиеся массы возводят первые пирамиды, а на берегах Евфрата шумят последние народные собрания В сирийской Эбле тысячи рабочих возводят огромный дворец монарха, а рядом, в Сидоне, правит и роскошествует торговая олигархия. А дальше на восток и на запад, где свет лампы становится тусклым, там почти ничего нет. Там — маленькие земледельческие поселки и тишина Золотого Века над равнинами Китая и Европы. Как совместить все это? Ответ известен, и его можно прочитать на карте Старого Света. Расселение новых людей началось с Ближнего Востока, и Сжатие тоже началось там, на Ближнем Востоке, в конце IV тысячелетия, когда еще не был зажжен свет. Сжатие породило Цивилизацию, а Цивилизация породила письменность, и мы увидели последствия Сжатия. Там, где давление было наибольшим, — в стиснутой пустынями долине Нила и в замкнутых оазисах Сирии — там уже ворочались огромные тела новорожденных империй. На широкой равнине Двуречья давление было более низким, и Эпоха Всеобщей Борьбы там только начиналась. На финикийском побережье давление сохранялось примерно постоянным из-за массовой эмиграции в страны Средиземноморья. Здесь уже давно процветали торговые республики, шумели многолюдные города-коммуны, и им было суждено богатеть еще несколько тысячелетий. Такой была картина в начале III тысячелетия до нашей эры. Империи множились с повышением давления благодаря революциям и распространявшейся имперской идее. К XXIII веку семиты из Сирии овладели Двуречьем и создали здесь новую большую империю, государство Саргонидов. К концу III тысячелетия империи поглотили Малую Азию, Крит и материковую Грецию. Область Сжатия распространилась далеко на восток: в долину Инда и в Среднюю Азию — здесь появились многолюдные города и дворцы знати. Однако в середине II тысячелетия эти процессы прервала страшная катастрофа: из Великой Степи на Новое Человечество обрушилась первая большая Волна.
Много тысячелетий назад земледельцы, двигавшиеся на восток и запад, оставили Людям Камня бесплодную северную степь. Обитавшие там племена смешались с пришельцами из нового мира и породили ариев. Этот народ походил на Людей Камня характером и образом жизни, но был знаком со скотоводством и некоторыми другими достижениями Народа Змеи. Арии были Народом Птицы или Народом Собаки, в разных концах степи они одинаково поклонялись этим тотемам. Демографическое давление в Великой Степи было столь высоким, что огромная степь буквально кипела от междоусобных войн. Воинственным, но малочисленным ариям не доставало только оружия, с которым они могли бы броситься на Новое Человечество. Изобретение степняками боевой колесницы вызвало взрыв, породивший чудовищную Волну. Эта Волна поглотила почти весь мир, и только египетский Левиафан, пошатнувшись, все же смог устоять. Европа и Азия покрылись развалинами городов и поселков, песок затянул ирригационные каналы, и лишь изредка среди заброшенных полей можно было увидеть уцелевшего земледельца. Арии пасли этих несчастных подобно скоту, они не считали крестьян людьми и убивали их при малейших признаках неповиновения. Арийские государства существовали в Евразии почти тысячу лет, они сражались друг с другом и с нахлынувшей из степи Второй Волной, они распевали победные песни и сочиняли легенды о героях Медного Века. Но в конце концов снова пришло Сжатие. Сжатие породило новую цивилизацию, новую волну революций и новое поколение империй. Престарелому Египетскому Левиафану было суждено увидеть своих преемников, но сам он уже лежал на одре смерти. Двухтысячелетнее воспитание пассивности в людях-клетках привело Египет к полной потере боеспособности. Армия перешла в руки ливийских наемников, и в конце концов они завладели страной, превратив ее в арийское государство. Однако их господство продолжалось недолго. Верховья Тигра сравнительно мало пострадали от арийской волны, и еще в XIII веке здесь родилась новая Империя — та, которую впоследствии называли Первой Мировой Державой. Долгое время Ассирийский Левиафан был слаб, ему приходилось бороться с городскими вольностями и нашествиями степняков, но в IX веке он перешел в решительное наступление. Арийские государства на Ближнем Востоке были, наконец, уничтожены. Сжатие распространилось далеко на запад и на восток: в VII веке появились первые тирании в греческих городах, а в VI веке — первые индийские монархии. В 538 году Цзы Чань установил треножник «Синшу» в Чжэн.
Империи нового поколения рождались под грохот лавин: в тот самый момент, когда они открывали глаза, Великая Степь извергла на мир Третью Волну. К счастью для новорожденных монархий лавина пронеслась мимо них. Третья Волна ушла на запад, в Европу, и в течение столетия оттуда доносился шум битвы: арии сражались с потомками ариев. Лишь небольшой рукав лавины скатился с Кавказа в долину Тигра и сбил с ног Ассирийского Левиафана, в 612 году он погиб под копытами скифской конницы. Но торжество скифов длилось недолго, преемники ассирийцев, мидяне и персы, отбросили степняков за Кавказ и утвердили новую империю, Мировую Империю Ахеменидов. К IV веку империи поглотили огромные территории с наиболее высоким давлением: Передний Восток, Среднюю Азию, Северную Индию и Северный Китай. На периферии этого мира лежала область Сжатия, там процветала цивилизация, росли торговые города и шумели социальные битвы. Хорошо знакомая нам история классической Греции — это история затянувшегося на века Сжатия. В Греции, так же как в Финикии и в Южной Индии, морская эмиграция играла роль клапана, сбрасывающего пар при критическом давлении. В Спарте, Македонии и в Риме подобным клапаном была военная экспансия: эти арийские государства сумели сохранить свою воинственность и привить ее туземному населению. Однако конец был повсюду одинаков: революции и смуты привели к рождению царств и тираний, поглощенных впоследствии Римской империей. К III веку нашей эры, несмотря на спорадические выплески из Великой Степи, империи господствовали во всей Евразии. Многие из них страдали от болезней и уже успели состариться. В Римской и Китайской империях появились характерные признаки угасания: воспитанное в покорности население этих государств потеряло свою былую воинственность. Когда в 451 году Гензерих подошел к многомиллионному Риму, горожане выслали ему навстречу не закованные в сталь легионы, а христианского епископа с лавровой ветвью. Сама История подготовила время для новой Волны, сопротивление давлению из степи резко упало, и по всему миру пронесся отчаянный крик людей-клеток: «Гунны идут! » Четвертая Волна принесла с собой новый Медный Век, тот век, который мы называем Средневековьем. За Средневековьем вновь пришла эпоха империй: в Азии в VII—VIII веках, в Европе в XIX веке. Эпохи империй и эпохи арийских государств чередовались друг с другом вплоть до изобретения огнестрельного оружия на рубеже нового времени. Артиллерия остановила натиск степной конницы, и ход истории резко изменился. Отныне империи могли развиваться беспрепятственно, им открывалась свобода жить, сражаться и умирать, но они недолго пользовались этой свободой. Изобретение артиллерии оказалось предвозвестием новой большой мутации — Промышленной Революции XVIII века. Промышленная Революция изменила облик старого мира так же, как его некогда изменила Неолитическая Революция. Большинство империй погибло под страшными ударами машинной цивилизации, не сумев приспособиться к изменившимся условиям. В конце XVIII в. в Европе началась новая эпоха частного предпринимательства, свободной конкуренции и Всеобщей Борьбы, эпоха, которую мы называем капитализмом. В XX веке, в этом Новом мире людей и машин, возникли новые империи... Новая Великая Революция еще раз вселила в людей Веру в то, что рожденное ими государство станет воплощением Великой Мечты, Идеальным Государством Всеобщей Справедливости. Новый Левиафан был колоссом, какого еще не знала, история, он потряс мир поступью своих армий и жестокостью к «классовым врагам». Он держал в руках не скипетр и не меч, — с его ладони медленно поднималось прирученное им ядерное облако. Новый колосс стремился обратить народы в свою веру — но ему не суждена была долгая жизнь. Промышленная революция снова ворвалась в мир, на глазах меняя его облик. За какие-нибудь двадцать лет Левиафан превратился в архаичного монстра, возвышающегося над обновленной планетой. Он не мог перестроиться — ведь мы знаем, что империя не может родиться дважды. Он рухнул и раскололся на части. Но он может воскреснуть завтра. Миллионы, миллиарды людей во всем мире живут в зонах высокого демографического давления. Голод и революция могут в любой момент воскресить призрак прошлого. Можно лишь надеяться, что мы сумеем вовремя заметить его приближение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берндт Р. М., Берндт К. X. Мир первых австралийцев. М., 1979. 2. Бичурин //. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.; Л., 1950. 3. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 2. М.; Л., 1950. 4. Васильев К. В. Данные о социальном слое гожень в период Чуньцю/ Социальные организации в Китае. М., 1981. 5. Васильев К. В. Планы Сражающихся царств. М., 1968. 6. Васильев Л. С. Аграрные отношения и община в древнем Китае. М., 1961. 7. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 8. Васильев Л. С. Проблемы. генезиса китайской цивилизации. М., 1976. 9. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства М 1983 10. Всемирная история. Т. 2. М., 1961. 11. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. 12. Го Мо-Жо. Философы древнего Китая. М., 1961. 13. Го Мо-Жо. Бронзовый век. М., 1960. 14. Го Мо-жо. Эпоха рабовладельческого строя. М., 1956. 15. Горохова Г. Е. Некоторые вопросы социальной утопии ранних даосов // Общество и государство в Китае: 11-я научная конференция. М., 1980. 16. Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. М., 1974. М. Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960. 44 18. Генинг В. Ф. Могильник Синташтаи проблема ранних индоиранских племен//СА. 1977. № 4. 19. Древнекитайская философия. М., 1972. 20. Думан Л. И. Реформы Ван Мана // ВДИ. 1940. № I. 21. Думан Л. И. О пожаловании владений в древнем Китае // Общество и государство в Китае: 8-я научная конференция. М., 1977. 22. Думан Л. И. О рабстве в Западном Чжоу//Общество и государство в Китае: 9-я научная конференция. М., 1979. 23. Думан Л. И. К вопросу о социально-экономическом строе Китая в III веке до н. э. / / ВИ. 1957. № 3. 24. Думан Л. И. О формировании государства в древнем Китае//Общество и государство в Китае: П) ч научная конференция. М., 1979. 25. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974. 26. Итс Р. Ф. Этическая история юга Восточной Азии. Л., 1972. 27. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1981. 28. Китайскаяклассическая проза. М., 1959. 29 Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). М., 1968. 30. Конрад И. И. У-цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1959. 31. Кроль Ю. Л. «Рассуждения о соли и железе» Хуан Куаня//Страны и пароды Востока. Вып. 23. М., 1982. 32. Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967. 33. Крюков М. В., Сафронов М. В., Чебоксаров Н. И. Древние китайцы: проблема этногенеза. М., 1973. 34. Крюков М. В., Переломов Л. С. Сафронов М. В и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. 35. Крюков М. В.. Малявин В. В.. Сафронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979. 36. Кудрин В. И. Возникновение государственной монополии на соль и железо в эпоху Западная Хань//Учен. зап. ЛГУ. № 304. Л., 1962., 37. Кудрин В. И. Экономическая политика в период Западная Хань социально-экономическая история Китая. М., 1979. 38. Кудрин В. И. О некоторых сторонах социального кризиса империи Восточная Хань накануне восстания «желтых повязок»// Учен. зап. ЛГУ. № 304. Л., 1962. 39. Кузьмина Е Е. Распространение коневодслва и культа коня у ираноязычных народов Средней Азии и других народов Старого I'пета//Средняя Азия в древности и средневековье. ЛА.. ! 977. 40. Кульпин Э С. Об экологической и продовольственной ситуации в Древнем Китае//Общество и государство в Китае: 11-я научная конференция. М., 1980. 41. Кучера С. Китайская археология 1965 74 гг. М.. 1977. 42. Кучерова С. Новые материалы по неолигу юга Китая//Общество и государство в Китае: 11-я научная конференция М.. 1980. 43. Макьявелли Н. История Флоренции. Л., 1973 44. Макьявелли Н. Сочинения. Г. 1. М.; Л., 1934. 45. Малявин В. В. Аристократия раннесредневекового Китая и се историческое значением/Социальные организации в Китае. М., 1981. 46. Первобытная периферия классовых обществ до начала великих географических открытий. М., 1978. 47. Переломов Л. С. Империя Цинь. М., 1962. 48. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. 49. Платон. Сочинения. Т. 3. М., 1971-1972. 50. Поздеева Л. А. Атеисты, материалисты и диалектики Древнего Китая. М.. 1960. 51. Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. 52. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. 53. 'Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая. М.., 1970. 54 Рубин В. А. Народное собрание в Древнем Китае в VII V вв. до н. э. / / ВДИ. 1960. № 4. 55. Рубин В. А. Рабовладение в Древнем Китае в VII—V вв. до н. э. / / 1959. № 3. 56. Смирнов К. Ф, Кузьмина Е. Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977. 57. Спенсер Г. Основание биологии. Т. 1, 2. Киев; СПб; Харьков, б/г. 58. Спенсер Г. Сочинения. Т. 1, 2: Основания сицологии. СПб, 1898. 59. Степугина Т. В. О характере идеологии эпохи падения древнего общества в Ки-тае//Общество и государство в Китае: 13-я научная конференция. М., 1982. 60. Степугина Т. В. Реформы Ван Мана в Китае в начале 1 века н. э. //Краткие сообщения института народов Азии. Т. 61- 1963 61. Сыма Нянь. Исторические записки. Т 1: М., 1972; Т. 2; М., 1975. 62. Сыма Цянь. Избранное. М., 1956. 63. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды Т. 2. М.; Л., 1941. 64. Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов. М., 1964. 65. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. М., 1958. 66. Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. 67. Хрестоматия по истории древнего мира. Т. 1. М., 1950. 68. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Т. 2. М., 1980. 69. Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М., 1976. 70 Чеснов Я. В. Распространение риса в Южной Азии и некоторые вопросы этноге-Пчерки экономической и социальной истории Индии. М., 1973. 71. Шан /0. 9. Очерки истории Китая. М., 1959. 72. Штейн В. М. Гуань-цзы. М., 1959. 73. Штейн В. М. Из ранней истории социальных утопий (даосская утопия в Китае) //Вестник истории мировой кулыуры. 1960. № 6. 74. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...................................... 3 Historia est magistra vitae!................. 6 Глава 1. Каменный век.................................... 8 Пятьдесят тысяч лет до нашей эры.. 8 Пришествие человека………............ 9 Человек и природа........................ 11 Род..................................................... 12 Воспитание выносливости............... 14 Жизнь рода........................................ 16 Эпоха лука......................................... 17 Там, где идут теплые дожди............ 19 Рождение Нового Человечества...... 21 Цивилизация на краю земли.......... 23 Желтая Страна.................................. 25 Легенда о Золотом Веке................... 27 Глава II. Медный век...................................... 30 Арийский простор........................... 30 Волна................................................. 34 Арии на великой Равнине............... 37 Арийский порядок........................... 39 Величие Инь............................... 41 Вторая Волна ............................... 44 Давление нарастает.......................... 46 Рождение феодализма...................... 48 Рождение частной собственности.. 50 Рождение городов........................... 51 Comune del popolo! .......................... 53 Рождение цивилизации.................... 55 Сжатие................................................ 58 Великая Революция........................... 62 Глава III. Рождение Левиафана…...................... 66 Воспоминание о горе Кармел............ 66 Время пророков................................... 69 Пришествие Земного Бога.................. 71 Окончание Всеобщей Борьбы............ 73 Воспитание всеобщей любви............ 76 Рождение Левиафана........................... 78 Анатомия Левиафана.......................... 79 Закон, вера, король………………….. 82 Мир чиновников.................................. 83 Тело Левиафана................................... 88 Возвращение к Великой Мечте........... 91 Левиафан против социального паразитизма………………………….. 94 Глава IV. Железный век………... ……................ 96 Мир гигантов................................... 96 Пробуждение юга................................ 99 Тучи на северо-западе...................... 102 Социальный инженер в стране варваров………………………….. …104 Тигр у западных ворот...................... 106 Объединение Поднебесной............. 110 Величие Цинь................................... 113 Великий кормчий........................ 115 Смерть Ши-хуана............................. 119 Катастрофа........................................ 121 Лю Бан и Сян Юй............................. 123 Пейзаж после битвы......................... 125 Давление снова нарастает……….... 126 Вторая Империя................................ 128 Дракон против волчьей стаи............ 131 Усталость........................................... 134 Дорога в никуда................................ 136 Христос у власти............................... 140 Распятие Христа................................ 143 Развалины........................................... 145 Империя еще жива............................. 146 Старая болезнь.................................. 147 Заговор «чистых»............................... 151 Последний день................................. 153 Эпилог. Объяснение древней истории............ 157 Рассуждение о неизбежности смерти. 157 Рассуждение о древней истории......... 158 Литература............................................ 164
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|