Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Носс И. Н.. Введение




 

ББК 88

Н 8 4

УДК 159

Носс И. Н.

Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент

(информационно-методический конспект материалов

к практическим занятиям по психодиагностике

и экспериментальной психологии). — М.:

Издательство «КСП+», 1999. - 320 с.

ISBN 5-89692-038-5

Носс Игорь Николаевич, кандидат психологических

наук, старший преподаватель кафедры

психологии Военного университета, автор ряда

научных трудов по проблемам психологии обучения,

м о т и в а ц и и п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и,

профессиологии и психодиагностике, разработчик

о р и г и н а л ь н о й технологии психологического

обеспечения профессиональной деятельности и ряда

психодиагностических методик.

Под общей редакцией доктора психологических

наук А. В. Мощенко.

Мощенко Александр Васильевич, доктор

психологических наук, преподаватель кафедры

психологии Военного университета, заместитель

директора НИИ психологии обучения Современного

гуманитарного университета.

ISBN 5-89692-038-5 © Носс И. Н., 1999

© Изд-во «КСП+», 1999

Введение

В практике психолога встречаются различные проблемы,

связанные с решением задач изучения межличностных

отношений, семейных конфликтов, отбора

персонала предприятия, фирмы, профориентации

молодежи и т. д. В том или ином случае во главе угла

стоит проблема оценки личности, измерения способностей

человека, его мотивации, авторитета, сплоченности

групп и т. д. Любая психологическая оценка

основывается, с одной стороны, на возможностях измерения

особенностей личности или группы и достоверности

измерительных средств, с другой.

Таким образом, объективность психологической

оценки о п р е д е л я е т с я д о с т о в е р н о с т ь ю измерительных

средств*, то есть знанием методов психодиагностики,

умением ими пользоваться, «верой в метод

», а также опытом исследователя.

Отсюда следует вывод о необходимости изучения

методик, их адаптации к конкретным исследовательским

ситуациям, умения разрабатывать новые методики

и грамотной организации реальной экспериментальной

работы.

Оценивание людей, их поступков, личностных

качеств, особенностей профессиональной деятельности

является сложной и ответственной задачей. Более

того, психолог в ситуации психодиагностики должен

максимально соблюдать этические нормы своей

* В психодиагностике есть несколько определений понятия

«достоверность психологического измерения». Автор

придерживается дефиниции, данной в тексте.

профессии. Это, с одной стороны, определяется личной

нравственной позицией исследователя, его отношением

к жизни и обществу, а, с другой, — профессионально-

этическими принципами его деятельности.

Принцип «Не навреди! » должен быть положен в основу

взаимоотношений психолога с пациентом.

Особое место занимает нравственно-этическая позиция

профессиолога, который в своей работе должен

целостно учитывать требования общества к отдельной

личности. Чему отдать предпочтение? Ведь «безопасность

» профессии (организационной системы) должна

иметь приоритет над желанием кандидатов поступить

на данную работу. Здесь принцип «Не навреди! » преобразуется

в постулат «Не навреди системе! » Бытует

мнение, что в данной ситуации психологический диагноз

для кандидатов на должность приобретает форму

«приговора». Так ли это? Можно ли согласиться с тем,

что, сохраняя систему, психолог наносит психологический

ущерб человеку, желающему работать по данной

специальности? Отнюдь! Ведь отказывая не подходящему

по каким-либо критериям человеку, психолог

уберегает его от психотравм, связанных с профессией

дизадаптационных проблем, возможно — от нервно-

психических расстройств, должностных нарушений,

что может повлечь развитие чувства личной профессиональной

несостоятельности и других проблем.

Принцип «Не навреди! » остается в центре диагностической

практики психолога.

В психодиагностике важное место занимает задача

подбора методов измерения свойств и особенностей

личности, его мотивации к деятельности, поведенческих

реакций и т. д. Психологи часто в поисках адекватных

измерительных средств обращаются к различным

классификациям методов, осуществляют подбор валидных

тестов и опросников. В литературе опубликованы

сотни различных тестов, опросников, анкет. Как

выбрать наиболее достоверный инструмент психодиагностики?

Целостный подход в исследовании личности

и коллектива предполагает изучение человека в

его взаимоотношениях с другими людьми (социально-

психологический уровень анализа) и в процессе его

индивидуальной жизнедеятельности (психологический

и психофизиологический уровень анализа). Кроме

того, субъект кое-что знает о себе, и это видно со

стороны (открытая зона рефлексии), он что-то осознает,

что не видят другие люди (скрытая зона), кое-что

видят другие люди, но не осознает сам человек (закрытая

зона) и, наконец, некоторые индивидуальные особенности

личности не видны ни самому человеку, ни

группе, ни экспертам (темная зона рефлексии). Исходя

из этого, оценка субъекта, должна производиться всесторонне

(получение L —, Q —, Т-данных) с использованием

средств диагностики, основанных на различных

методологических основаниях и подходах. Так,

открытую и скрытую зоны рефлексии человека можно

оценить с помощью так называемых субъективных методик,

которые основаны на измерении личности и поведения

человека по самоотчету испытуемого. Закрытая

зона измеряется путем фиксирования результатов

деятельности (объективные методики) оптанта,

групповой или экспертной оценок. На «вскрытие»

темной зоны рефлексии испытуемого могут претендовать

некоторые проективные тесты, методы психоанализа

и т. д.

Классификация психодиагностических методик,

построенная на базе группировки тестов по уровню

объективности интерпретации эмпирических данных,

позволяет психологу реализовать в своей практической

деятельности целостный подход.

Достоверность средств психологического исследования

— понятие относительное. Адекватность тестовых

данных, например, зависит от валидности и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...