Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1. Понятие об основных. психодиагностических тестах. Классификация психодиагностических методов. Таблица 1.1. Классификация психодиагностических методов




1. 1. Понятие об основных

психодиагностических тестах

1. 1. 1. Клнасосситфичиексакциихя птресотцоевду ир психодиаг В

психологической практике в ходе оценки и изучения

различных психодиагностических проблем важное

место занимает проблема целостного подхода. Изучение

целостности предполагает ее препарирование и

анализ составляющих объекта исследования. В процессе

всестороннего анализа могут применяться различные

методы психологической оценки. Выбор

адекватных методов является сложной задачей практического

психолога. В данной ситуации значительную

помощь может оказать классификация психодиагностических

методов, которая, с одной стороны, систематизирует

совокупность психологических методик, тем

самым облегчая их поиск для последующего применения,

а, с другой, — дает возможность исследователю

произвести оценку объекта в различных «диагностических

плоскостях».

Классификация может быть построена по различным

основаниям. Так, Р. Кэттелл и Ф. Варбуртон в своем

справочнике собрали, описали и классифицировали

по предмету психологической оценки более 400 различных

тестов.

w

Классификация психодиагностических методов

(Р. Кэттелл, Ф. Варбуртон)

1. Тесты способностей (исследование интеллектуальных

функций... ).

2. Т е с ты умений и навыков (координация, точность

движений... ).

3. Тесты на восприятие (восприятие запахов, слов,

предложений... ).

4. Опросники (анкеты, прямые опросники... ).

5. Мнения (отношение к д р у г и м людям, нормам

морали... ).

6. Э с т е т и ч е с к и е т е с ты ( п р е д п о ч т е н и е в муз

ы к е, живописи... ).

7. Проективные т е с ты (проективные личностные

тесты... ).

8. Ситуационные тесты (поведение в ситуации... ).

9. Игры (СПТ, ОДИ, ДИ, АСИД... ).

10. Физиологические тесты (физиологические

пробы... ).

11. Физические т е с ты (вес, размер грудной

клетки, рост... ).

12. Случайные наблюдения (поведение в ходе обследования,

пометки).

Представляет интерес классификация психологических

эмпирических методов Дружинина В. Н. *, основанная

на систематизации методов по осям координат

относительно полюсов объективность/субъективность

и взаимодействие/изоляция исследователя и испытуемого

(рис. 1. 1. ). Автор классификации выделяет так называемые

«синтетические» методы 1-го и 2-го уровней,

а также некоторые методы, которые не входят в

*В. Н. Дружинин. Структура и логика психологического

исследования. - М.: ИП РАН, 1993. - 120 с.

данную схему.

«Синтетические» методы 1-го уровня: клинический

метод, глубинное интервью (в т. ч. психоанализ),

психологическое измерение, самонаблюдение.

«Синтетические» методы 2-го уровня: субъективное

шкалирование, самоанализ, психодиагностика,

консультационное общение.

Проективный метод — сочетание психологического

измерения с глубинной герменевтической интерпретацией

— не входит в данную классификацию.

Особняком стоят «трудовой» и «экспертный»

методы.

Нам представляется, что в учебных и практических

целях методики психодиагностики следует классифицировать

по уровню объективности получения и

интерпретации психологических данных. Это позволяет

относительно упрощенно и экономично различать и

находить нужные и разноплановые методики для проведения

экспериментальной работы. Сведенные в единую

систему классы объективных, субъективных и

проективных методик позволяют психологу-практику

динамично и оперативно выполнять свою работу в соответствии

с его возможностями и уровнем поставленной

психодиагностической задачи, а начинающему

психологу получить относительно полную обобщенную

информацию о существующих тестовых средствах

оценки субъекта и его деятельности.

Классификация психодиагностических методов,

построенная на основании уровня объективности получения

и интерпретации психологических данных

приведена в табл. 1. 1, далее приводится перечень психодиагностических

методик, входящих в соответствующий

класс методов.

Таблица 1. 1. Классификация психодиагностических методов

(Носе И. Н., 1998)

1. Объективные

методики. Измерение

результативности

и

способа (особенностей)

выполнения

деятельности.

2. Субъективные

методики. Измерение

на основе

информации, данной

испытуемом о

самом себе.

3. Проективные методики. Измерение

при помощи слабостуктури-

рованного стимульного материала,

который дополняет испытуемый,

проектируя свою личность.

1. 1. Тесты личности

(особенности

интеллекта).

1. 1. 1. Тесты действия

(целевые

личностные тесты).

2. 1. Личностные и

специальные опросники.

2. 1. 1. Характериологи-

ческие.

2. 1. 2. Мотивационные.

2. 1. 3. Эмоционально-

волевые.

3. 1. Конститутивные (структурирование,

оформление стимулов,

придание смысла).

3. 2. Конструктивные (создание из

оформленных деталей осмысленного

целого).

3. 3. Интерпретационные (истолкование

какого-либо события, ситуации).

1. 1. 2. Тесты ситуационные

(принятие

решения в

ситуации).

1. 2. Тесты интеллекта

(уровень развития

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...