1.1. Понятие об основных. психодиагностических тестах. Классификация психодиагностических методов. Таблица 1.1. Классификация психодиагностических методов
1. 1. Понятие об основных психодиагностических тестах 1. 1. 1. Клнасосситфичиексакциихя птресотцоевду ир психодиаг В психологической практике в ходе оценки и изучения различных психодиагностических проблем важное место занимает проблема целостного подхода. Изучение целостности предполагает ее препарирование и анализ составляющих объекта исследования. В процессе всестороннего анализа могут применяться различные методы психологической оценки. Выбор адекватных методов является сложной задачей практического психолога. В данной ситуации значительную помощь может оказать классификация психодиагностических методов, которая, с одной стороны, систематизирует совокупность психологических методик, тем самым облегчая их поиск для последующего применения, а, с другой, — дает возможность исследователю произвести оценку объекта в различных «диагностических плоскостях». Классификация может быть построена по различным основаниям. Так, Р. Кэттелл и Ф. Варбуртон в своем справочнике собрали, описали и классифицировали по предмету психологической оценки более 400 различных тестов. w Классификация психодиагностических методов (Р. Кэттелл, Ф. Варбуртон) 1. Тесты способностей (исследование интеллектуальных функций... ). 2. Т е с ты умений и навыков (координация, точность движений... ). 3. Тесты на восприятие (восприятие запахов, слов, предложений... ). 4. Опросники (анкеты, прямые опросники... ). 5. Мнения (отношение к д р у г и м людям, нормам морали... ). 6. Э с т е т и ч е с к и е т е с ты ( п р е д п о ч т е н и е в муз ы к е, живописи... ). 7. Проективные т е с ты (проективные личностные
тесты... ). 8. Ситуационные тесты (поведение в ситуации... ). 9. Игры (СПТ, ОДИ, ДИ, АСИД... ). 10. Физиологические тесты (физиологические пробы... ). 11. Физические т е с ты (вес, размер грудной клетки, рост... ). 12. Случайные наблюдения (поведение в ходе обследования, пометки). Представляет интерес классификация психологических эмпирических методов Дружинина В. Н. *, основанная на систематизации методов по осям координат относительно полюсов объективность/субъективность и взаимодействие/изоляция исследователя и испытуемого (рис. 1. 1. ). Автор классификации выделяет так называемые «синтетические» методы 1-го и 2-го уровней, а также некоторые методы, которые не входят в *В. Н. Дружинин. Структура и логика психологического исследования. - М.: ИП РАН, 1993. - 120 с. данную схему. «Синтетические» методы 1-го уровня: клинический метод, глубинное интервью (в т. ч. психоанализ), психологическое измерение, самонаблюдение. «Синтетические» методы 2-го уровня: субъективное шкалирование, самоанализ, психодиагностика, консультационное общение. Проективный метод — сочетание психологического измерения с глубинной герменевтической интерпретацией — не входит в данную классификацию. Особняком стоят «трудовой» и «экспертный» методы. Нам представляется, что в учебных и практических целях методики психодиагностики следует классифицировать по уровню объективности получения и интерпретации психологических данных. Это позволяет относительно упрощенно и экономично различать и находить нужные и разноплановые методики для проведения экспериментальной работы. Сведенные в единую систему классы объективных, субъективных и проективных методик позволяют психологу-практику динамично и оперативно выполнять свою работу в соответствии с его возможностями и уровнем поставленной психодиагностической задачи, а начинающему
психологу получить относительно полную обобщенную информацию о существующих тестовых средствах оценки субъекта и его деятельности. Классификация психодиагностических методов, построенная на основании уровня объективности получения и интерпретации психологических данных приведена в табл. 1. 1, далее приводится перечень психодиагностических методик, входящих в соответствующий класс методов. Таблица 1. 1. Классификация психодиагностических методов (Носе И. Н., 1998) 1. Объективные методики. Измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности. 2. Субъективные методики. Измерение на основе информации, данной испытуемом о самом себе. 3. Проективные методики. Измерение при помощи слабостуктури- рованного стимульного материала, который дополняет испытуемый, проектируя свою личность. 1. 1. Тесты личности (особенности интеллекта). 1. 1. 1. Тесты действия (целевые личностные тесты). 2. 1. Личностные и специальные опросники. 2. 1. 1. Характериологи- ческие. 2. 1. 2. Мотивационные. 2. 1. 3. Эмоционально- волевые. 3. 1. Конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла). 3. 2. Конструктивные (создание из оформленных деталей осмысленного целого). 3. 3. Интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации). 1. 1. 2. Тесты ситуационные (принятие решения в ситуации). 1. 2. Тесты интеллекта (уровень развития
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|