стимулам: защитная, ориентировочная и индифферентная
стимулам: защитная, ориентировочная и индифферентная реакции) (А. Р. Лурия, О. С. Виноградова, 1959). 1. 1. 2. Тпроелбоьвзоавнаитяел кям ра тзресатбоовт*чи кам и Важнейшее условие успешности психодиагностики — готовность испытуемого принять участие в процедуре тестирования и позиция исследователя в этой системе взаимоотношений. Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования не должна быть употреблена во вред испытуемому, она должна быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности**, которые закреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов, а именно: принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации); *Словарь-справочник по психологической диагностике/ Л. Ф. Буларчук, СМ. Морозов. - Киев: Наукова думка, 1989. - 200 с. *Шведин Б. Я. Диагноз или приговор// Знание-сила. 1990. №5. принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование); принцип этической и юридической правомочности (использование полученной информации в рамках действующего законодательства); принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создать у испытуемого в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);
принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности); принцип благополучия испытуемого (испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред); принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых); принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки); принцип морально-позитивного эффекта обследования (добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения); принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает). Перечень требований к психодиагностическим методикам. 1. Измерительные методики (тесты): а) однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики; б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи пользователю (или компьютеру);
в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов; г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность, валидность в заданной области применения (с возможностью воспроизвести данное стандартизированное исследование); д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля достоверности результатов, позволяющих автоматически отсеивать недостоверные протоколы; е) создание базы тестовых данных для периодической коррекции всех стандартов методик. 2. Экспертные методы: а) однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики. Необходимое количество и квалификация экспертов для получения надежных данных; зо б) инструкции должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному набору данных (эталону); в) обработка результатов должна быть стандартизированной, позволяющей однозначно интерпретировать промежуточные данные любому эксперту; г) создание базы тестовых данных для периодической коррекции всех стандартов методик, подготовка и переподготовка пользователей. Методический инструментарий должен пройти аттестацию в межведомственной комиссии при Обществе психологов РФ. Перечень требований к пользователям: а) знание и практическое применение общих теоретико- методологических принципов; владение основами дифференциальной психометрии; анализ психодиагностической литературы; создание банка информационных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|