Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1. Аспекты психометрии




б

* «Адаптация текста» — это, по мнению большинства

психологов, есть комплекс психометрических техник по преобразованию

показателей (нормативов) методики в целях

повышения ее эмпирической валидности в конкретной исследовательской

ситуации. Другие исследователи понимают

под «адаптацией текста» разработку стимульного материала,

нормативной базы, а также методики интерпретации полученных

данных, то есть конструирование нового теста, основанного

на оригинальной идее автора в новой социально-

исторической, национальной, возрастной и т. д. среде.

надежности теста, с одной стороны, и валидности

организации и проведения самого исследования (эксперимента),

с другой.

Достоверность показателей теста определяется

степенью его адаптированное™ к условиям конкретной

практической работы. Если методика разрабатывалась

на экспериментальной выборке школьников, то ее

внешняя валидность, то есть возможность распространения

результатов на студентов, например, будет сомнительна.

В данном случае методика требует перекрестной

валидизации на репрезентативной выборке

студентов вуза и т. д. Эта процедура получила название

адаптация тестов*. При оценке личностных черт одновременное

применение нескольких методик требует

адаптации их на конкретной выборке, а также определения

степени и формы взаимосвязи тестов внутри исследовательского

психодиагностического комплекса. Для

конструирования психодиагностического комплекса

тестов необходимо знать и уметь правильно применить

психометрические процедуры. К ним можно отнести

наряду с непосредственным расчетом валидности и надежности

тестов выявление нормальности распределения

полученных данных, мер центральной тенденции,

мер связи, различных методов статистического анализа

данных, стандартизации и т. д. в целях интерпретации

полученных результатов.

Психометрия позволяет разработать адекватную

комплексную методику оценки психологических

качеств личности и ее деятельностных характеристик.

Без знания ее существа и техники использования

невозможна грамотная и продуктивная работа практического

психолога.

Измерение занимает основное место в психологическом

эксперименте. Организация исследования

включает в себя, с одной стороны, моделирование объекта

психологического изучения, формирование гипотезы,

осуществление экспериментального воздействия

и измерения его последствий для объекта с целью их

соответствия гипотезе эксперимента, и, с другой стороны,

отработку схемы эксперимента (планирования),

обработку полученной информации, ее интерпретации

и оформления отчетной (научно-исследовательской)

документации (публикации).

Цель книги, которая лежит перед Вами, уважаемый

читатель, — обсудить некоторые методологические проблемы

исследования, показать и при возможности научить

(в ходе самостоятельной работы) практического психолога

технике использования психодиагностических

средств, разработке новых методик на примере тестов

«Семантический анализ деятельности» и варианта «Семантического

дифференциала», разработке тестовой батареи

(психодиагностического комплекса методик) на

примере формирования методики оценки профпригодности

в рамках профессионального психологического отбора

специалистов, а также организации и методам проведения

психологического эксперимента.

В качестве примеров приводится анализ реально

проведенных психологических исследований в нашей

стране за последние десять лет, в которых принимал

непосредственное участие автор данной публикации.

в

Данная книга может служить также в качестве дополнительного

материала для подготовки студентов и

специалистов-психологов по учебным курсам практической

психологии «Основы психодиагностики» и

«Экспериментальная психология». При его составлении

активно использовались труды Д. Кэмпбелла

(1980), А. Анастази (1982), Р. Готтсданкера (1982),

В. Н. Дружинина (1993; 1997), СЛ. Рубинштейна

(1946), А. А. Братко (1969) и других исследователей.

Книга состоит из двух частей. Часть первая «Аспекты

психометрии» дает возможность практическому

психологу познакомиться с классификацией психологических

тестов и методик, приобрести навыки и практически

отработать на приведенном эмпирическом

материале реальные психодиагностические задачи.

Вторая часть «Проблемы практического применения

экспериментальной психологии» знакомит психологов

с аспектами планирования, организации и проведения

психологического эксперимента, описывает методологические

проблемы психологического моделирования,

в а л и д н о с т и эксперимента, причины появления

артефактов и их контроля, качественного и количественного

экспериментального измерения, интерпретации

эмпирических данных и научного вывода.

В книге приводится список специальной литературы

в помощь изучающим проблемы и методы практической

психологии. В приложениях помещены контрольные

вопросы для проверки усвоения изученных

тем.

9

Часть 1. Аспекты психометрии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...