Часть 1. Аспекты психометрии
б * «Адаптация текста» — это, по мнению большинства психологов, есть комплекс психометрических техник по преобразованию показателей (нормативов) методики в целях повышения ее эмпирической валидности в конкретной исследовательской ситуации. Другие исследователи понимают под «адаптацией текста» разработку стимульного материала, нормативной базы, а также методики интерпретации полученных данных, то есть конструирование нового теста, основанного на оригинальной идее автора в новой социально- исторической, национальной, возрастной и т. д. среде. надежности теста, с одной стороны, и валидности организации и проведения самого исследования (эксперимента), с другой. Достоверность показателей теста определяется степенью его адаптированное™ к условиям конкретной практической работы. Если методика разрабатывалась на экспериментальной выборке школьников, то ее внешняя валидность, то есть возможность распространения результатов на студентов, например, будет сомнительна. В данном случае методика требует перекрестной валидизации на репрезентативной выборке студентов вуза и т. д. Эта процедура получила название адаптация тестов*. При оценке личностных черт одновременное применение нескольких методик требует адаптации их на конкретной выборке, а также определения степени и формы взаимосвязи тестов внутри исследовательского психодиагностического комплекса. Для конструирования психодиагностического комплекса тестов необходимо знать и уметь правильно применить психометрические процедуры. К ним можно отнести наряду с непосредственным расчетом валидности и надежности тестов выявление нормальности распределения
полученных данных, мер центральной тенденции, мер связи, различных методов статистического анализа данных, стандартизации и т. д. в целях интерпретации полученных результатов. Психометрия позволяет разработать адекватную комплексную методику оценки психологических качеств личности и ее деятельностных характеристик. Без знания ее существа и техники использования невозможна грамотная и продуктивная работа практического психолога. Измерение занимает основное место в психологическом эксперименте. Организация исследования включает в себя, с одной стороны, моделирование объекта психологического изучения, формирование гипотезы, осуществление экспериментального воздействия и измерения его последствий для объекта с целью их соответствия гипотезе эксперимента, и, с другой стороны, отработку схемы эксперимента (планирования), обработку полученной информации, ее интерпретации и оформления отчетной (научно-исследовательской) документации (публикации). Цель книги, которая лежит перед Вами, уважаемый читатель, — обсудить некоторые методологические проблемы исследования, показать и при возможности научить (в ходе самостоятельной работы) практического психолога технике использования психодиагностических средств, разработке новых методик на примере тестов «Семантический анализ деятельности» и варианта «Семантического дифференциала», разработке тестовой батареи (психодиагностического комплекса методик) на примере формирования методики оценки профпригодности в рамках профессионального психологического отбора специалистов, а также организации и методам проведения психологического эксперимента. В качестве примеров приводится анализ реально проведенных психологических исследований в нашей стране за последние десять лет, в которых принимал
непосредственное участие автор данной публикации. в Данная книга может служить также в качестве дополнительного материала для подготовки студентов и специалистов-психологов по учебным курсам практической психологии «Основы психодиагностики» и «Экспериментальная психология». При его составлении активно использовались труды Д. Кэмпбелла (1980), А. Анастази (1982), Р. Готтсданкера (1982), В. Н. Дружинина (1993; 1997), СЛ. Рубинштейна (1946), А. А. Братко (1969) и других исследователей. Книга состоит из двух частей. Часть первая «Аспекты психометрии» дает возможность практическому психологу познакомиться с классификацией психологических тестов и методик, приобрести навыки и практически отработать на приведенном эмпирическом материале реальные психодиагностические задачи. Вторая часть «Проблемы практического применения экспериментальной психологии» знакомит психологов с аспектами планирования, организации и проведения психологического эксперимента, описывает методологические проблемы психологического моделирования, в а л и д н о с т и эксперимента, причины появления артефактов и их контроля, качественного и количественного экспериментального измерения, интерпретации эмпирических данных и научного вывода. В книге приводится список специальной литературы в помощь изучающим проблемы и методы практической психологии. В приложениях помещены контрольные вопросы для проверки усвоения изученных тем. 9 Часть 1. Аспекты психометрии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|