Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

данных и банка тестовых средств;




данных и банка тестовых средств;

б) ответственность за решения, принимаемые на

основе тестовых данных, за обеспечение соответствия

репрезентативности и прогностической валидности

методики;

в) обеспечение необходимого уровня надежности

диагноза с применением параллельного тестирования

или экспертной оценки;

г) разработка тестовой батареи на основе наибольшей

эффективности диагностики — максимум надежности

при минимуме затрат;

д) проведение научно-исследовательской работы

по совершенствованию методик в заданной области;

е) обеспечение соблюдения требований стандартизации

методов, подсчета баллов, интерпретации данных,

прогноза профпригодности;

ж) корректное использование и распространение

методических средств психодиагностики;

1Л. З. Психометрические а с п е к т ы разработки,

а д а п т а ц и и и и с п о л ь з о в а н и я т е с т о в

1. 1. 3. 1. Психологическое измерение

В настоящее время тестология превращается в науку,

концентрируя в себе больше проблем, чем путей их

разрешения. При разработке теста и психологического

оценивания обычно учитываются пять основных требований:

1) отбор тестовых заданий, 2) присвоение определенной

оценки за их решение, 3) точность тестового

балла, 4) обоснованность интерпретации тестового

балла и 5) сравнение оценки с результатами других

тестов*. То есть измерение в психодиагностике связано

с количественной оценкой свойств. В основе измерения

лежит операция сравнения.

Особенности измерения позволяют выделить четыре

уровня и три вида измерения (табл. 1. 2).

Виды измерения**

1. Нормативное определяется сравнением тестового

показателя развития свойства испытуемого со

среднегрупповым уровнем.

Нормативное на ординальном (ранговом) уровне.

Используется так называемая перцентильная (процен-

*Gulliken Н. Theory of Mental Tests. N-Y., 1950, p. 20.

**Дружинин B. H. Экспериментальная психология. - M.,

1997.

з) обеспечение конфиденциальности психодиагностической

информации, полученной от испытуемого

на основе «личного доверия»;

и) выполнение требований по охране авторских

прав разработчиков психодиагностических методик.

Таблица 1. 2. Уровни измерения ( Stevens S., 1946 )*

Уровень

измерения

Основная операция,

определяющая

уровень

Допустимое преобразование

Статистическая

величина для

данного уровня

Пример

Номинальный

Приписывание

одинаковых чисел-

наименований

объектам, имеющим

общий признак

х = f(x), где f(x)

— замена одного

числа-наименования

другим

Число объектов

в классе (категории);

коэффициент

ассоциации

Приписывание числового

кода лицам с

определенными социально-

демографическими

характеристиками

Ординальный

Ранжирование

объектов по выраженности

определенного

признака

х = д », где f(x)

— любая монотонно

нарастающая

функция

Медиана; пер-

центили

Ранжирование специалистов

по степени

профпригодности

Интервальный

Определение величины

различий

между объектами

х = ах + b

Средняя арифметическая;

СКО;

коэффициент

корреляции

Шкала температуры

по Цельсию

Измерение

отношений

Определение равенства

отношений величин

х = ах Коэффициент

вариации

Измерение длины,

массы

*Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. — с. 14.

тильная) шкала, построение которой не обусловлено

видом распределения тестовых оценок. Единственное

условие — возможность ранжирования показателей по

величине. Единицы перцентильной шкалы отличаются

тем, что арифметически одинаковые различия перцен-

тильных тестовых оценок могут не соответствовать

равным различиям в интенсивности оцениваемого

свойства.

Нормативное на интервальном уровне. Используется

предположение о равенстве единиц измерения

показателя теста во всем интервале его вариации. Для

сравнения показателей разных тестов они переводятся

в стандартные шкалы (см. подпункт 1. 1. 3. 4).

Связь многих статистических параметров с нормальным

распределением определяет предпочтительность

нормального распределения тестовых оценок.

Если эмпирическое распределение отличается от нормального,

оно может быть в большинстве случаев нормализовано

искусственно (стандартизировано).

2. Критериальное (Popham W., 1978) основано на

прямой оценке качества выполнения теста испытуемым

без сравнения с другими испытуемыми в соответствии

с определенным объективным уровнем (критерием)

развития качества (объективная норма: выполнение

функции).

3. Ипсативное (Broverman D., 1962) нацелено на

оценку внутрииндивидуальных соотношений и не связано

с изучением межиндивидуальных различий (сравнение

показателя теста в различных ситуациях с показателем

в нормальном состоянии: пульс после

нагрузки — пульс в покое для данного субъекта).

Таким образом, информация, полученная в результате

психологического тестирования, шкалируется следующим

образом (Стивене С., 1939; 1946).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...