данных и банка тестовых средств;
данных и банка тестовых средств; б) ответственность за решения, принимаемые на основе тестовых данных, за обеспечение соответствия репрезентативности и прогностической валидности методики; в) обеспечение необходимого уровня надежности диагноза с применением параллельного тестирования или экспертной оценки; г) разработка тестовой батареи на основе наибольшей эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат; д) проведение научно-исследовательской работы по совершенствованию методик в заданной области; е) обеспечение соблюдения требований стандартизации методов, подсчета баллов, интерпретации данных, прогноза профпригодности; ж) корректное использование и распространение методических средств психодиагностики; 1Л. З. Психометрические а с п е к т ы разработки, а д а п т а ц и и и и с п о л ь з о в а н и я т е с т о в 1. 1. 3. 1. Психологическое измерение В настоящее время тестология превращается в науку, концентрируя в себе больше проблем, чем путей их разрешения. При разработке теста и психологического оценивания обычно учитываются пять основных требований: 1) отбор тестовых заданий, 2) присвоение определенной оценки за их решение, 3) точность тестового балла, 4) обоснованность интерпретации тестового балла и 5) сравнение оценки с результатами других тестов*. То есть измерение в психодиагностике связано с количественной оценкой свойств. В основе измерения
лежит операция сравнения. Особенности измерения позволяют выделить четыре уровня и три вида измерения (табл. 1. 2). Виды измерения** 1. Нормативное определяется сравнением тестового показателя развития свойства испытуемого со среднегрупповым уровнем. Нормативное на ординальном (ранговом) уровне. Используется так называемая перцентильная (процен- *Gulliken Н. Theory of Mental Tests. N-Y., 1950, p. 20. **Дружинин B. H. Экспериментальная психология. - M., 1997. з) обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия»; и) выполнение требований по охране авторских прав разработчиков психодиагностических методик. Таблица 1. 2. Уровни измерения ( Stevens S., 1946 )* Уровень измерения Основная операция, определяющая уровень Допустимое преобразование Статистическая величина для данного уровня Пример Номинальный Приписывание одинаковых чисел- наименований объектам, имеющим общий признак х = f(x), где f(x) — замена одного числа-наименования другим Число объектов в классе (категории); коэффициент ассоциации Приписывание числового кода лицам с определенными социально- демографическими характеристиками Ординальный Ранжирование объектов по выраженности определенного признака х = д », где f(x) — любая монотонно нарастающая функция Медиана; пер-
центили Ранжирование специалистов по степени профпригодности Интервальный Определение величины различий между объектами х = ах + b Средняя арифметическая; СКО; коэффициент корреляции Шкала температуры по Цельсию Измерение отношений Определение равенства отношений величин х = ах Коэффициент вариации Измерение длины, массы *Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. — с. 14. тильная) шкала, построение которой не обусловлено видом распределения тестовых оценок. Единственное условие — возможность ранжирования показателей по величине. Единицы перцентильной шкалы отличаются тем, что арифметически одинаковые различия перцен- тильных тестовых оценок могут не соответствовать равным различиям в интенсивности оцениваемого свойства. Нормативное на интервальном уровне. Используется предположение о равенстве единиц измерения показателя теста во всем интервале его вариации. Для сравнения показателей разных тестов они переводятся в стандартные шкалы (см. подпункт 1. 1. 3. 4). Связь многих статистических параметров с нормальным распределением определяет предпочтительность нормального распределения тестовых оценок. Если эмпирическое распределение отличается от нормального, оно может быть в большинстве случаев нормализовано искусственно (стандартизировано). 2. Критериальное (Popham W., 1978) основано на прямой оценке качества выполнения теста испытуемым без сравнения с другими испытуемыми в соответствии с определенным объективным уровнем (критерием) развития качества (объективная норма: выполнение функции). 3. Ипсативное (Broverman D., 1962) нацелено на оценку внутрииндивидуальных соотношений и не связано с изучением межиндивидуальных различий (сравнение
показателя теста в различных ситуациях с показателем в нормальном состоянии: пульс после нагрузки — пульс в покое для данного субъекта). Таким образом, информация, полученная в результате психологического тестирования, шкалируется следующим образом (Стивене С., 1939; 1946).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|