Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4.12. б)   жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уровне надежности р = 0,05 и выше




Таблица 4. 12

Результаты исследования взаимосвязи стресс-проявлений с удовлетворенностью профессией в группах учителей ВПМ и НПМ

Показатель Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
Удовлетворенность профессией учителя ВПМ -, 22 -, 17 -, 07 -, 27 -, 41
Удовлетворенность профессией учителя НПМ -, 24 , 23 -, 37 (Тенденция) -, 14 -, 18

Примечания:

а)   нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;

б)   жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уровне надежности р = 0, 05 и выше.

 

Наличие значимого коэффициента корреляции (r (1; 6) = 0, 41 при р < 0, 05) указывает на положительную связь удовлетворенности педагогической профессией с поведенческими проявлениями стрессоустойчивости в группе учителей ВПМ.

Корреляционную связь (r (2; 4) = -0, 37 при р < 0, 1) можно рассматривать в виде тенденции, характеризующей обратную зависимость уровня удовлетворенности трудом от выраженности застенчивости у учителейНПМ.

Результаты исследования удовлетворенности профессией (в связи с проблемой стрессоустойчивости) учителей разной успешности позволили нам констатировать наличие следующих закономерностей: во-первых, удовлетворенность профессией имеет достаточно высокий уровень в обеих исследуемых выборках, но учителей ВПМ характеризует достоверно более высокий уровень удовлетворенности трудом в отличие от учителей НПМ; во-вторых, уровень удовлетворенности трудом как в группе учителей ВПМ, так и в группе педагогов НПМ отрицательно связан с проявлением некоторых стресс-реакций, что позволяет рассматривать рост удовлетворенности профессией в качестве фактора, позитивно влияющего на степень стрессоустойчивости учителей разной успешности.

Характерологические свойства, отражающие отношение педагога к другим людям, в нашем исследовании выступали в виде следующих переменных:

1. Интернальностъ—экстернальностъ — свойство личности, отражающее модус социальной ориентации. Диагностика осуществлялась с помощью опросника УСК. Обработка и интерпретация данных проводилась по трем показателям: общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид) и интернальности при неудачах (Ин).

2. Невротичность (Н) — черта, характеризующая уровень невротизации личности. Высокий уровень невротизации отражает проявления синдрома астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. В какой-то мере невротичность может отражать степень тревожности личности в межличностных отношениях.

3. Спонтанная агрессивность (Ас) — характерологическая особенность, свидетельствующая о психопатизации интротенсивного типа. Лицам с высокой спонтанной агрессивностью свойственна подсознательная радость, интерес при наблюдении трудностей у других. Им доставляет удовольствие «ткнуть носом» других людей в их ошибки, на основе немотивированного желания испортить настроение, досадить, разозлить.

4. Общительность (О) — свойство, свидетельствующее о потребности личности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

5. Реактивная агрессивность (Ар) проявляется в агрессивном отношении к социальному окружению и стремлении к доминированию. В межличностных отношениях таким людям свойственны обидчивость, конфликтностьи недоверчивость.

6. Открытость (От) — отражает склонность личности к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

7. Маскулинность—фемининностъ (М) свидетельствует о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому или женскому типу.

8. Бесконфликтность (Б) — характерологическая особенность, диагносцируемая в нашей работе методом экспертного оценивания. Отражает склонность учителя к бесконфликтному поведению при возникновении различных проблемных ситуаций. Конкретно выражается в компромиссно-сотруднических тенденциях и приверженности личности к соблюдению этических норм в объективно конфликтогенных ситуациях.

Средние величины и показатели сравнительного анализа учителей ВПМ и НПМ по социально-психологическим характеристикам отражены в табл. 4. 13.

Таблица 4. 13

Результаты сравнительного анализа учителей ВПМ и НПМ по социально-психологическим свойствам характера

Показатели Учителя ВПМ (средн. арифм. ) Учителя НПМ (средн. арифм. ) Критерий разности (^ 31) Уровень значимости (р)
Интернальность общая (Ио) 29, 2 25, 2 2, 74 0, 01
Интернальность в области достижений (Ид) 8, 5 7, 1 2, 58 0, 05
Невротичность (Н) 7, 9 9, 1 0, 99 Незначима
Интернальность в области неудач (Ин) 7, 4 6, 4 2, 0 0, 05
Спонтанная агрессивность (Ас) 2, 9 3, 2 0, 5 Незначима
Общительность (о) 7, 8 7, 7 0, 12 Незначима
Реактивная агрессивность (Ар) З, 0 4, 0 2, 02 0, 05
Открытость (От) 8, 0 9, 5 2, 5 0, 05
Маскулинность (М) 6, 4 6, 5 0, 22 Незначима
Бесконфликтность (Б) 6, 7 6, 7 0, 06 Незначима

Табличные данные свидетельствуют о том, что по локализации субъективного контроля (как по общей, так и по частным составляющим) учителям ВПМ свойственна большая выраженность (па уровне значимости не менее р < 0, 005) интернальности в сравнении с педагогами НПМ. Этот факт свидетельствует о том, что учителя ВПМ склонны в гораздо большей степени связывать причины профессиональных успехов и неудач с собственными действиями. А это, в свою очередь, может непосредственно стимулировать их социальную активность в преобразовании окружающей действительности (освоении профессиональной среды), что в меньшей степени наблюдается у педагогов НПМ.

То есть у высокоуспешного учителя ярко выражено ощущение своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, что напрямую связано, как пишут Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина и А. М. Эткинд (1984, с. 158) «с его самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности».

Более низкие показатели по шкале реактивной агрессивности у высокоуспешных педагогов в сравнении с низкоуспешными учителями (различия достоверны игр < 0, 05 уровне значимости) подтверждают, с одной стороны, факт их меньшей подверженности фрустрационным состояниям, в результате которых и проявляется агрессивность, а с другой — свидетельствуют о более развитой социально-психологической терпимости учителей ВПМ как профессионально-значимой педагогической черты.

Большую степень открытости учителей НПМ (9, 5 балла) в сравнении с педагогами ВПМ (8 баллов) можно объяснить более высокой актуальной потребностью низкоуспешных учителей в социальной поддержке со стороны психологической службы школы (проводившей тестирование).

Для исследования взаимосвязей социально-психологических особенностей характера учителей разной успешности со стресс-проявлениями был проведен корреляционный анализ, результаты которого отражены в табл. 4. 14 и 4. 15.

При анализе взаимоотношений стрессоустойчивости с локусом контроля в группе высокоуспешных учителей прослеживается единственная значимая положительная корреляционная зависимость между интернальностью в области неудач и стрессоустойчивостью (r = 0, 39 при р < 0, 05). В то же время в группе учителей НПМ наблюдаются разнообразные и более сильные корреляционные связи между стресс-реакциями и особенностями локус-контроля. Так, значимые коэффициенты корреляции отражают наличие следующих отрицательных связей: общей интернальности с депрессивностью (r = -0, 45 при р < 0, 05), с раздражительностью (r = -0, 56 при р < 0, 01), с застенчивостью (r = -0, 47 при р < 0, 05) и с эмоциональной лабильностью (r = -0, 50 при р < 0, 01); интернальности в области неудач с застенчивостью (r= -0, 41 при р < 0, 05); интернальности в области достижений с раздражительностью (r = -0, 43 при р < 0, 05), с эмоциональной лабильностью (r = -0, 43 при р < 0, 05) и положительной связи с поведенческой стрессоустойчивостью (r = 0, 39 при р < 0, 05).

Таким образом, изменение выраженности интернальности у педагогов ВПМ слабо связано с вариативностью стрессоустойчивости и детерминировано, по-видимому, высоким проявлением внутреннего контроля (по абсолютному показателю) учителей данной группы. Возможно, это отражает определенный, индивидуальный для каждого высокоуспешного учителя, оптимум во взаимодействии ответственности за происходящие события со способностью влиять на них достаточно эффективно, не рискуя подвергнуть себя экстремальным воздействиям. Высокозначимые отрицательные связи интернальности во всех ее проявлениях со стресс-реакциями в группе учителей НПМ могут, с одной стороны, свидетельствовать об уменьшении интенсивности стресса при активизации социальной активности (внутреннийлокус) педагога, а с другой — служить доказательством действия так называемого механизма «защитной экстернальности» при повышении стрессируемости учителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...