Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4.9. Резюме. Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости. а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;




Таблица 4. 9

Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей ВПМ

Показатель Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
Внутренняя мотивация -, 55 -, 55 -, 42 -, 54 -, 12
Внешняя положительная мотивация , 11 , 22 , 05 , 14 -, 29
Внешняя отрицательная мотивация , 29 , 41 , 06 , 45 -, 27
Мотивационное соотношение (оптимальное) -, 28 -, 47 -, 05 -, 39 , 09

Таблица 4. 10

Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей НПМ

Показатель Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
Внутренняя мотивация -, 09 -, 15 -, 32 -, 09 , 12
Внешняя положительная мотивация -, 26 -, 16 -, 34 -, 27 , 29
Внешняя отрицательная мотивация -, 09 -, 01 ,, 01 -, 14 -, 18
Мотивационное соотношение (оптимальное) -, 04 -, 21 -, 38 -, 03 , 07

Примечания к табл. 4. 9 и 4. 10:

а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;

б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уроню надежности р = 0, 05 и выше.

 

В то же время отрицательная связь оптимальности мотивационного комплекса с застенчивостью (r = -0, 38 при р < 0, 05) отражает позитивное влияние этой мотивационной особенности па стрессоустойчивость учителей НПМ. Полученный результат может свидетельствовать о включенности педагогической направленности низкоуспешных учителей в процесс преодоления ими стресса.

Наличие значимых связей между ВМ и всеми стресс-проявлениями (за исключением экспертной оценки стрессоустойчивости) свидетельствует о большом влиянии этого мотивационного компонента на стрессоустойчивость учителей высокой успешности, что отражается в следующих коэффициентах корреляции:

1. r (1; 2) = -0, 55 (р < 0, 01). Отрицательная связь депрессивности с ВМ.

2. r (1; 3) = -0, 55(р < 0, 01). Отрицательная зависимость между раздражительностью и ВМ педагога.

3. r (1; 4) = -0, 45 (р < 0, 05). Обратно пропорциональная зависимость между уровнем застенчивости и выраженностью ВМ.

4. r (1; 5) = -0, 54 (р < 0, 01). Наличие отрицательной связи эмоциональной лабильности с ВМ учителей высокой успешности.

В свою очередь, ВОМ оказывает негативное влияние на стрессоустойчивость педагога-мастера, на что указывают такие коэффициенты корреляции, как:

5. r (3; 3) = 0, 41 < 0, 05). Наличие положительной связи между раздражительностью и ВОМ.

6. r (3; 5) = 0, 45 < 0, 05). Прямая положительная связь между уровнем эмоциональной лабильности и ВОМ.

О позитивном влиянии степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость высокоуспешных учителей свидетельствуют следующие коэффициенты корреляций:

7. r (4; 3) = - 0, 47 (р < 0, 05). Связь указывает на то, что с повышением оптимальности мотивационного комплекса уменьшается проявление раздражительности у педагогов-мастеров.

8. r (4; 5) = -0, 39. Наличие отрицательной связи между оптимальностью мотивационного соотношения и уровнем эмоциональной лабильности отражает факт стимулирующего влияния степени оптимальности па устойчивость эмоциональных реакций.

Резюме

Подводя итоги исследования мотивационных особенностей педагогов высокого и низкого профессионального мастерства и их влияния на стрессоустойчивость, можно отметить следующее: педагогическая направленность учителей ВПМ характеризуется более высокой степенью оптимальности мотивационного комплекса и пониженными значениями внешней отрицательной мотивации в сравнении с мотивационной структурой педагогов НПМ.

Также выявлено положительное влияние степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость учителей обеих выборок, что позволяет рассматривать данный факт как мотивационное обеспечение стрессоустойчивости учителей высокой и низкой успешности.

Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости

Для выявления специфики отношений учителей разной успешности к труду мы использовали индекс удовлетворенности избранной профессией, определяемый по методике А. А. Реана.

Итоговые данные исследования удовлетворенности избранной профессией учителей разного уровня мастерства и результаты их сравнительного анализа отражены в табл. 4. 11.

Табличные данные свидетельствуют о том, что в обеих выборках учителей индекс удовлетворенности избранной профессией в целом выше среднего. Педагогов НПМ характеризует индекс удовлетворенности, равный 3, 73 балла, что соответствует несколько повышенному уровню удовлетворенности (по методике, низкий уровень — от 1 до 1, 5 балла, а высокий — от 4, 5 до 5 единиц). Индекс удовлетворенности в 4, 58 балла учителей ВПМ, свидетельствует о явно высоком уровне удовлетворенности педагогов данной группы избранной педагогической профессией.

Для исследования взаимосвязи удовлетворенности трудом со стресс-проявлениями учителей разной успешности был проведен корреляционный анализ, итоги которого отражены в табл. 4. 12.

Таблица 4. 11

Результаты исследования удовлетворенности профессией и их сравнительный анализ в группах учителей разной успешности

Показатель

УЧИТЕЛЯ

Критерий разности (t)

Уровень значимости (р)

ВПМ

НПМ

среднее S среднее S
Удовлетворенность избранной профессией 4, 58 0, 86 3, 73 1, 19 2, 78 0, 01
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...