Таблица 4.9. Резюме. Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости. а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;
Таблица 4. 9 Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей ВПМ
Таблица 4. 10 Коэффициенты корреляции стресс-проявлений с мотивационными компонентами в группе учителей НПМ
Примечания к табл. 4. 9 и 4. 10: а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уроню надежности р = 0, 05 и выше.
В то же время отрицательная связь оптимальности мотивационного комплекса с застенчивостью (r = -0, 38 при р < 0, 05) отражает позитивное влияние этой мотивационной особенности па стрессоустойчивость учителей НПМ. Полученный результат может свидетельствовать о включенности педагогической направленности низкоуспешных учителей в процесс преодоления ими стресса. Наличие значимых связей между ВМ и всеми стресс-проявлениями (за исключением экспертной оценки стрессоустойчивости) свидетельствует о большом влиянии этого мотивационного компонента на стрессоустойчивость учителей высокой успешности, что отражается в следующих коэффициентах корреляции:
1. r (1; 2) = -0, 55 (р < 0, 01). Отрицательная связь депрессивности с ВМ. 2. r (1; 3) = -0, 55(р < 0, 01). Отрицательная зависимость между раздражительностью и ВМ педагога. 3. r (1; 4) = -0, 45 (р < 0, 05). Обратно пропорциональная зависимость между уровнем застенчивости и выраженностью ВМ. 4. r (1; 5) = -0, 54 (р < 0, 01). Наличие отрицательной связи эмоциональной лабильности с ВМ учителей высокой успешности. В свою очередь, ВОМ оказывает негативное влияние на стрессоустойчивость педагога-мастера, на что указывают такие коэффициенты корреляции, как: 5. r (3; 3) = 0, 41 (р < 0, 05). Наличие положительной связи между раздражительностью и ВОМ. 6. r (3; 5) = 0, 45 (р < 0, 05). Прямая положительная связь между уровнем эмоциональной лабильности и ВОМ. О позитивном влиянии степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость высокоуспешных учителей свидетельствуют следующие коэффициенты корреляций: 7. r (4; 3) = - 0, 47 (р < 0, 05). Связь указывает на то, что с повышением оптимальности мотивационного комплекса уменьшается проявление раздражительности у педагогов-мастеров. 8. r (4; 5) = -0, 39. Наличие отрицательной связи между оптимальностью мотивационного соотношения и уровнем эмоциональной лабильности отражает факт стимулирующего влияния степени оптимальности па устойчивость эмоциональных реакций. Резюме Подводя итоги исследования мотивационных особенностей педагогов высокого и низкого профессионального мастерства и их влияния на стрессоустойчивость, можно отметить следующее: педагогическая направленность учителей ВПМ характеризуется более высокой степенью оптимальности мотивационного комплекса и пониженными значениями внешней отрицательной мотивации в сравнении с мотивационной структурой педагогов НПМ.
Также выявлено положительное влияние степени оптимальности мотивационного соотношения на стрессоустойчивость учителей обеих выборок, что позволяет рассматривать данный факт как мотивационное обеспечение стрессоустойчивости учителей высокой и низкой успешности. Изучение характерологических свойств педагогов относительно степени их стрессоустойчивости Для выявления специфики отношений учителей разной успешности к труду мы использовали индекс удовлетворенности избранной профессией, определяемый по методике А. А. Реана. Итоговые данные исследования удовлетворенности избранной профессией учителей разного уровня мастерства и результаты их сравнительного анализа отражены в табл. 4. 11. Табличные данные свидетельствуют о том, что в обеих выборках учителей индекс удовлетворенности избранной профессией в целом выше среднего. Педагогов НПМ характеризует индекс удовлетворенности, равный 3, 73 балла, что соответствует несколько повышенному уровню удовлетворенности (по методике, низкий уровень — от 1 до 1, 5 балла, а высокий — от 4, 5 до 5 единиц). Индекс удовлетворенности в 4, 58 балла учителей ВПМ, свидетельствует о явно высоком уровне удовлетворенности педагогов данной группы избранной педагогической профессией. Для исследования взаимосвязи удовлетворенности трудом со стресс-проявлениями учителей разной успешности был проведен корреляционный анализ, итоги которого отражены в табл. 4. 12. Таблица 4. 11 Результаты исследования удовлетворенности профессией и их сравнительный анализ в группах учителей разной успешности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|