Основные направления деятельности прокуратуры в соответствии с Законом о прокуратуре РБ. Классификация основных направлений.
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Надзор за точным и единообразным исполнением законов и задачи прокуратуры в его осуществлении. Конституция РБ (ст.125) закрепляет, что надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Ст.1 Закона о прокуратуре Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. (далее ЗоП): прокуратура Республики Беларусь — единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. (В Законе 1993 г была более узкая трактовка, т.к. прокуратура определялась как орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением только законов – т.е. не включались иные НПА) Точность исполнения нормативных правовых актов (далее –НПА) здесь – неукоснительное следование всех субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм. Единообразное исполнение НПА – соблюдение правовых норм всеми субъектами общественных и правовых отношений, не допуская своевольное их толкование. То есть законы – это своего рода письменные инструкции, обеспечивающие одинаковое их выполнение всеми субъектами, на которых они распространяются. Следует отличать надзор от контроля. Контроль – система отношений между органами государственной власти и подконтрольным ему органом, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа.
Надзор – система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание на допущенные нарушения и установить срок для устранения этих нарушений. Задачи прокуратуры: (ст. 4 ЗоП) 1) обеспечение верховенства права, законности и правопорядка; 2) защита прав и законных интересов граждан и организаций; 3) защита общественных и государственных интересов
Основные направления деятельности прокуратуры в соответствии с Законом о прокуратуре РБ. Классификация основных направлений. Основные направления деятельности прокуратуры – те пути, по которым Генеральный прокурор РБ и подчинённые ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов и тем самым достигают возложенных на них задач, т.е. проводят мероприятия по борьбе с нарушением законодательства. Прокуратура РБ в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет деятельность по ряду направлений: (ст. 4 З-на) 1. Собственно прокурорский надзор, который включает в себя 4 отрасли: А) надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА РОГУ и др гос организ-ми, подчиненными СМ, местными представит, исполнит, распорядит органами, обществен объединениями, религ организациями и др организ, ДЛ и др гр-ми, в т.ч. ИП (надзор за исполнением законодательства); - общий надзор (!!Исчерпыв перечень актов и S!!) Б) надзор за исполнением законодательства при осущ-нии ОРД В) надзор за исполнением закона в ходе досудебного пр-ва, при пр-ве ПС и дознания Г) надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении Д) надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер УО, а также мер принудительного х-ра
2. Уголовное преследование. Борьба с преступностью и с правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности. 3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также разработка с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений.+ м/нар сотр-во (координация пр/охранит д-ти гос органов, осущ-х б-бу с прест-тью и коррупцией (т.е. это их основная ф-ция) + координ д-ти по борьбе с прест-тью иных организаций, уч-х в б-бе с прест-тью (т.е. это только одно из их направлений, не главное)) 4. Процессуальная деятельность прокурора – участие в рассмотрении дел общими и хоз судами = гражд дела; споры, вытекающие из предприним и иной хоз д-ти; поддержание гос обвинения в УПр; участие в администр процессе (4 вида процесса = 4 кодекса: ГПК, ХПК, УПК, ПИКоАП = процессуальное зак-во) 5. Непроцессуальная деятельность прокурора - участие в правотворческой деятельности и пропаганде законности, повышение уровня правовой культуры граждан В теории также выделяют след направления д-ти: + ЗоП - защ прав и свобод (в РФ – сущ-ет отдельная отрасль ПН: за соблюд-ем прав чела и гр-на); - нормотворческ д-ть и совершенствов практики примен зак-ва – ст. 13 - рассмотрение заявлений и обращений гр-н – ст. 14 - м/нар сотр-во – ст. 15 - участки надзора (н/л, вооруж силы) - участие в профилакт-предупредит работе - участие в засед-х гос орг и др ограниз – ст. 11 Таким образом, отрасль прокурорского надзора и направление деятельности прокуратуры понятия не тождественные. «Направление деятельности» шире по своему значению, чем отрасль. Поэтому такое направление деятельности как «прокурорский надзор» включает себя 5 отраслей. Исходя из изложенного можно дать определение отрасли прокурорского надзора. Отрасль прокурорского надзора – это специализированное, организационно-правовое направление в деятельности органов прокуратуры, которое характеризуется: - родовым объектом; - предметом отрасли надзора; - специфическими задачами; - особыми полномочиями прокурора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|