Репрезентативность выборки — представительность
Репрезентативность выборки — представительность экспериментальной выборки, которая отражает основные свойства генеральной совокупности. Репрезентативность определяется путем сопоставления качественных и количественных характеристик экспериментальной выборки с характеристиками исследуемой популяции с целью определить их однородность. К качественным характеристикам могут быть отнесены социально-демографические, видовые, интеллектуальные (образовательные), профессиональные и другие характеристики популяции (группы), которые являются предметом исследования или существенно влияют на него. Количественная характеристика экспериментальной группы — это минимальная ее численность, которая сохраняет свойства генеральной совокупности. Формирование репрезентативной выборки по количественному признаку осуществляется при помощи теоремы Границы трудности теста, рассчитанного по формуле (2), определяются от 1 до 25 ( цифры 13 и 4 выбраны экспериментально в целях исключения отрицательных и дробных показателей и удобства расчетов). Средняя трудность теста имеет значение 13. Задание. Рассчитать трудность тестовой батареи, состоящей из двух субтестов. У Психодиагностика его достоверность за счет перекрытия разными методиками различных сторон измеряемого свойства. 1. 1. 3. 6. Надежность тестов. Расчет надежности. Надежность — характеристика психодиагностической
методики, отражающая точность психодиагностических- измерений, а также устойчивость (стабильность) результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность и валидность являются важнейшими характеристиками методики как инструмента психологического исследования. Наибольшая стабильность у графических и графологических тестов, показатели которых меняются крайне медленно. Медленно изменяется почерк, а также практически остаются неизменными качество линий рисунков и их композиция. Наибольшая динамичность показателей наблюдается у интеллектуальных тестов, которые напрямую зависят от способности человека накапливать и перерабатывать информацию. На устойчивость (стабильность) показателей теста влияют: состояние и утомление обследуемого; эргономические факторы (освещенность, температура в помещении, вибрация, шум... ); характеристика деятельности (монотонность-динамичность, помехи... ); настроение и мотивация респондентов на обследование; степень обучаемости (или натренированности) испытуемых и т. д. Надежность результатов тестирования зависит от изменчивости инструмента психологического измерения и от факторов нестабильности самой процедуры измерения, надежность, таким образом, есть степень согласованности результатов тестирования, получаемых при первом и последующих измерениях. На практике наиболее широко применяется 1. 2. Разработка, адаптация и использование методик В практике психодиагностической работы перед психологом возникают основные две задачи. Это —
разработка-, адаптация методик и формирование тестовой батареи. Алгоритм работы в первом и во втором случаях приблизительно одинаков. Различие заключается в том, что при разработке теста весомое место занимает концептуальная валидизация методики, которая практически отсутствует в процессе формирования тестовой батареи. В качестве примера разработки методики для иллюстрации процесса валидизации нового теста взят алгоритм отработки методики «Семантический анализ деятельности» и «Семантический дифференциал «Божественного Откровения» (1. 2. 1. ). Практика формирования и валидизации тестовой батареи показана на примере профессиологической задачи отбора персонала (1. 2. 2. ). 1. 2. 1. Пример разработки и адаптации интеллектуальных тестов Алгоритм практической работы: теоретическое обсуждение; назначение; конструирование; апробация; расчет валидности, надежности и прогностичности; стандартизация данных; оформление. Экспериментально-теоретическое обоснование методики «Семантический анализ деятельности» Предназначение методики «Семантический анализ деятельности». Методика «Семантический анализ деятельности» (САД) предназначена для измерения характеристик психической деятельности индивида в процессе интерриоризации, то есть ориентировочной психической деятельности человека, которая состоит из операциональной ( 0 4 ) и мотивационной (МЧ) частей (Гальперин П. Я. )*. Измерение 04 происходит в процессе формирования у человека нового умения или навыка. Темп усвоения этого знания посредством регистрации количества единиц отработанного стимульного материала по схеме ориентировочной основы действий (схема ООД) определяет уровень развития ОЧ. Параллельно с измерением
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|