04 через определение специфики усвоенных
04 через определение специфики усвоенных (т. е. правильно отработанных в тесте) стимульных единиц оценивается и МЧ. Таким образом, методика САД измеряет как форму (специфику) усвоения новой информации (МЧ), так и темп (скорость) этого усвоения ( 0 4 ), которые характеризуют индивидуализацию интериоризационных процессов человека. Каким образом фиксируется эта индивидуализация? Во-первых, испытуемым предлагается специфический или профессионализированный стимульный материал, отражающий определенный вид реальной деятельности посредством семантических стимульных единиц — «слов-тем» (О. Маурер, 1954), то есть ключевых понятий. Понятия подобраны в соответствии со специальной процедурой: соблюдением принципов наибольшей частоты употребления в речи, дифференцированное ™ и наименьшей привычности (Л. Пост- мен). " Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976; Теория поэтапного формирования умственных действий// Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966. Во-вторых, испытуемые должны произвести логический анализ (дать логическое определение) стимулам- понятиям при помощи имеющейся логической схемы, которая выступает в роли схемы ООД или «подсказки ». Как правило, испытуемый дает наиболее адекватное определение стимулам-понятиям, взятым из значимой для него сферы деятельности, так как индивидуальное семантическое поле отпрофилиро- вано в соответствии со спецификой предметной деятельности
данного субъекта. Фиксация (на регистрационном бланке) количества и качества (профиль) правильно отработанных стимулов- слов показывает темп и направленность психической познавательной деятельности испытуемого (обучаемость). Конструкция методики САД. Методика САД состоит из двух субтестов (заданий). Первое задание — Стартовый тест (СТ) выполняет роль тренировочно- подготовительного теста, знакомит испытуемых с логической схемой и порядком отработки регистрационных бланков. Результаты СТ могут также учитываться в процессе диагностики. Второе задание «Семантический анализ мотивации » (САМ) — зачетное, в ходе его отработки фиксируются темп и направленность процесса усвоения сти- мульных единиц (слов-понятий), взятых из различных областей реальной предметной деятельности. Субтесты (задания 1 и 2) имеют одинаковую композиционную структуру: стимульная, обучающая (ориентировочная) и регистрационная части. Задание 1. Стартовый тест Стимульная часть первого задания — набор слов из ограниченного числа букв. Принято во внимание то обстоятельство, что испытуемый должен иметь начальные ориентировки: знание русского языка и понимание существа элементарных геометрических фигур-образов. Слова-стимулы составлены из букв русского алфавита (к, о, п, р, т) в соответствии с начальными буквами названий геометрических фигур (квадрат, окружность, прямоугольник, ромб, треугольник). Испытуемым предлагается мысленно по букве «собрать» слово-стимул, причем порядок букв определяется очередностью
вписывания одной фигуры в другую. С учетом этого условия составлены несколько слов-стимулов (задач): топор, кот, рот, ток, кот, рокот, окоп, торт, крот и т. д., которые помещены в регистрационном бланке в графу «Содержание» и предъявляются испытуемым. Ориентировочная (обучающая) часть теста представляет собой схему ООД, которая указывает оптимальный и альтернативный пути решения задачи. В схеме представлены вопросы и варианты ответов («да» — «нет»). Вопросы определяют последовательность вписывания фигур и соответственно — порядок букв в формируемом слове. Процедура формирования каждого последующего слова начинается с первого вопроса. Регистрационная часть. Отработка задания заканчивается после окончания формирования последнего слова-стимула. В результате в регистрационном бланке напротив каждого стимула в графе «№ ответов» записывается цифра, которой обозначена последняя буква. Правильность выполнения задания оценивается по «ключу». За каждый правильный ответ присваивается один «сырой» балл. Минимальное количество ответов «О», максимальное — соответствует количеству слов-стимулов. Задание 2. Тест «Семантический анализ мотивации » Стимульная часть для второго задания — понятия из различных сфер человеческой деятельности. Работа со стимульным материалом довольно сложный многоступенчатый процесс, который должен учитывать основные особенности «чувственной ткани» испытуемого: процессов восприятия, узнавания и усвоения стимула. Экспериментально доказано, что существует положительная связь между предпочтением известных значений слов-стимулов и порогом их различения, то есть сенсибилизирующее (опережающее) влияние мотивации на перцепцию (Д. Кэттелл, В. Брайан, Н. Хар- тер, Л. Постмен, Дж. Брунер и др. ), а также между
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|