Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

04 через определение специфики усвоенных




04 через определение специфики усвоенных

(т. е. правильно отработанных в тесте) стимульных единиц

оценивается и МЧ.

Таким образом, методика САД измеряет как форму

(специфику) усвоения новой информации (МЧ), так

и темп (скорость) этого усвоения ( 0 4 ), которые характеризуют

индивидуализацию интериоризационных

процессов человека.

Каким образом фиксируется эта индивидуализация?

Во-первых, испытуемым предлагается специфический

или профессионализированный стимульный материал,

отражающий определенный вид реальной деятельности

посредством семантических стимульных

единиц — «слов-тем» (О. Маурер, 1954), то есть ключевых

понятий. Понятия подобраны в соответствии со

специальной процедурой: соблюдением принципов

наибольшей частоты употребления в речи, дифференцированное

™ и наименьшей привычности (Л. Пост-

мен).

" Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976; Теория

поэтапного формирования умственных действий//

Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.

Во-вторых, испытуемые должны произвести логический

анализ (дать логическое определение) стимулам-

понятиям при помощи имеющейся логической

схемы, которая выступает в роли схемы ООД или «подсказки

».

Как правило, испытуемый дает наиболее адекватное

определение стимулам-понятиям, взятым

из значимой для него сферы деятельности, так как

индивидуальное семантическое поле отпрофилиро-

вано в соответствии со спецификой предметной деятельности

данного субъекта.

Фиксация (на регистрационном бланке) количества

и качества (профиль) правильно отработанных стимулов-

слов показывает темп и направленность психической

познавательной деятельности испытуемого

(обучаемость).

Конструкция методики САД. Методика САД состоит

из двух субтестов (заданий). Первое задание —

Стартовый тест (СТ) выполняет роль тренировочно-

подготовительного теста, знакомит испытуемых с логической

схемой и порядком отработки регистрационных

бланков. Результаты СТ могут также учитываться

в процессе диагностики.

Второе задание «Семантический анализ мотивации

» (САМ) — зачетное, в ходе его отработки фиксируются

темп и направленность процесса усвоения сти-

мульных единиц (слов-понятий), взятых из различных

областей реальной предметной деятельности.

Субтесты (задания 1 и 2) имеют одинаковую композиционную

структуру: стимульная, обучающая (ориентировочная)

и регистрационная части.

Задание 1. Стартовый тест

Стимульная часть первого задания — набор

слов из ограниченного числа букв. Принято во внимание

то обстоятельство, что испытуемый должен

иметь начальные ориентировки: знание русского языка

и понимание существа элементарных геометрических

фигур-образов.

Слова-стимулы составлены из букв русского алфавита

(к, о, п, р, т) в соответствии с начальными буквами

названий геометрических фигур (квадрат, окружность,

прямоугольник, ромб, треугольник). Испытуемым

предлагается мысленно по букве «собрать»

слово-стимул, причем порядок букв определяется очередностью

вписывания одной фигуры в другую. С учетом

этого условия составлены несколько слов-стимулов

(задач): топор, кот, рот, ток, кот, рокот, окоп,

торт, крот и т. д., которые помещены в регистрационном

бланке в графу «Содержание» и предъявляются испытуемым.

Ориентировочная (обучающая) часть теста представляет

собой схему ООД, которая указывает оптимальный

и альтернативный пути решения задачи. В

схеме представлены вопросы и варианты ответов

(«да» — «нет»). Вопросы определяют последовательность

вписывания фигур и соответственно — порядок

букв в формируемом слове. Процедура формирования

каждого последующего слова начинается с первого вопроса.

Регистрационная часть. Отработка задания заканчивается

после окончания формирования последнего

слова-стимула. В результате в регистрационном

бланке напротив каждого стимула в графе «№ ответов»

записывается цифра, которой обозначена последняя

буква.

Правильность выполнения задания оценивается

по «ключу». За каждый правильный ответ присваивается

один «сырой» балл. Минимальное количество ответов

«О», максимальное — соответствует количеству

слов-стимулов.

Задание 2. Тест «Семантический анализ мотивации

»

Стимульная часть для второго задания — понятия

из различных сфер человеческой деятельности. Работа

со стимульным материалом довольно сложный

многоступенчатый процесс, который должен учитывать

основные особенности «чувственной ткани» испытуемого:

процессов восприятия, узнавания и усвоения

стимула.

Экспериментально доказано, что существует положительная

связь между предпочтением известных

значений слов-стимулов и порогом их различения, то

есть сенсибилизирующее (опережающее) влияние мотивации

на перцепцию (Д. Кэттелл, В. Брайан, Н. Хар-

тер, Л. Постмен, Дж. Брунер и др. ), а также между

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...