Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4.19




Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе низкоуспешных учителей

Показатели Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
б
Знание предмета -, 17 , 30 -, 04 -, 05 -, 07
Знание психологии учащихся (ЗПУ) -, 07 , 48 -, 09 -, 09 , 06
Знание методики (ЗМ) , 18 , 39 , 17 , 15 ,. 22
Коммуникативные умения (КУ) -, 05 , 38 -, 14 , 06 , 29
Организаторские умения (ОУ) -, 01 , 40 -, 15 -, 09 , 11
Самоорганизаторские умения (УС) -, 26 , 06 -, 05 -, 21 -, 27
Уровень мастерства (УМ) -, 30 , 13 -, 16 -, 29 -, 26

Примечания:

а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;

б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляции на уровне надежности р = 0, 05 и выше.

 

В то же время факт повышения самооценки развития педагогических качеств с возрастанием стресс-реакций в выборке учителей НПМ может отражать действие механизма компенсации неудовлетворенности и дискомфорта, проявляющегося в приписывании себе большей степени сформированности профессионально значимых уменийс целью поднятия самоуважения.

Выводы. Результаты экспериментального исследования стрессоустойчивости учителей высокого и низкого профессионального мастерства позволяют подвести следующие итоги:

1. Учителей ВПМ отличает большая степень устойчивости к психическому стрессу в сравнении с педагогами НПМ. Данный факт подтверждается наличием у низкоуспешных учителей более высокой выраженности таких стресс-индикаторов, как депрессивность, раздражительность, застенчивость и эмоциональная лабильность.

2. На степень стрессоустойчивости учителей ВПМ и НПМ существенное влияние оказывают их характеристики как субъектов педагогической деятельности.

Однако взаимосвязи стрессоустойчивости учителей высокой и низкой успешности с субъектно-деятельностными свойствами (качествами) довольно специфичны. Так, повышение уровня развития профессиональных качеств субъекта деятельности (знание предмета, знание психологии учащихся, коммуникативные умения, методические умения, квалификационный разряд и уровень профессионального мастерства) в группе учителей ВПМ позитивно влияет на их стрессоустойчивость. Исключение составляет лишь положительная связь раздражительности с организаторскими и самоорганизаторскими умениями.

Вместе с тем в группе учителей НПМ с повышением выраженности коммуникативных умений, умений в области самоорганизации и знания психологии учащихся растет и степень такого стресс-показателя, как эмоциональная лабильность.

Низкоуспешные учителя отличаются также повышением застенчивости по мере роста педагогического стажа и квалификационного разряда. Данный результат, возможно, отражает действие механизма селекции стресс-реакций, который основан на социальных нормах и профессиональных требованиях и потому допускает стресс-проявления пассивно-оборонительного типа (застенчивость), но ограничивает проявления активных (раздражительность) и крайне пассивных (депрессивность) форм и способов реагирования учителей на трудности педагогического процесса.

Выявлено положительное влияние интеллектуального развития на степень стрессоустойчивости педагога, основанное на результатах исследования общей выборки учителей.

Так, с повышением показателей интеллектуального развития уменьшается выраженность депрессивности, застенчивости и эмоциональной лабильности, а также наблюдается рост поведенческих проявлений стрессоустойчивости.

3. Не обнаружено достоверных различий между группами высоко- и низкоуспешных учителей по индивидным особенностям, что свидетельствует об опосредующем влиянии природно детерминируемых свойств на социальные проявления человека ( в нашем случае на педагогическое мастерство).

Наряду с этим выявлены корреляционные связи нейродинамических и психодинамических свойств со стресс-проявлениями в обеих исследуемых выборках.

Для учителей ВПМ характерно повышение стрессоустойчивости с увеличением интровертированности, силы и уравновешенности нервной системы, а снижение стресс-проявлений в группе учителей НПМ связано с возрастанием экстравертированности и уравновешенности.

4. Структура мотивационной сферы учителей ВПМ и НПМ имеет существенные отличия. Высокоуспешные учителя имеют меньшую выраженность внешней отрицательной мотивации и большую степень оптимальности мотивационного комплекса. Кроме того, мотивы, отражающие потребность в самореализации (составляющие внутреннюю мотивацию) у педагогов высокой успешности имеют большую выраженность в сравнении с низкоуспешными учителями. Особенности взаимодействия мотивационных компонентов со стресс-проявлениями учителей обеих выборок свидетельствуют о специфичности влияния мотивационных механизмов на уровень стрессоустойчивости педагогов. Так, для учителей-мастеров характерна высокая опосредованность стрессоустойчивости мотивационной сферой и в особенности внутренне-мотивационным компонентом, отражающим превалирование в общей структуре адаптации педагога ВПМ активного начала, преобразующего профессиональную среду, над пассивно-адаптационными реакциями (внешняя отрицательная мотивация).

Выявлена низкая включенность отдельных составляющих мотивационной сферы в обеспечение стрессоустойчивости педагогов НПМ. Ведущая роль в противодействии стрессу принадлежит оптимальности мотивационного комплекса учителей этой группы.

5. Свойства характера, входящие в структуру личности учителей ВПМ и НПМ и участвующие в процессе противодействия стрессорам педагогического труда, имеют некоторые особенности.

Так, если повышение удовлетворенности трудом (интегративное свойство, отражающее отношение к деятельности) способствует уменьшению стресс-проявлений в обеих группах учителей, то рост самооценки (характеристика, выражающая отношение педагога к себе) в группе высокоуспешных учителей положительно связан со стрессоустойчивостью, тогда как у педагогов НПМ он отражает повышение степени подверженности стрессу.

6. Экспериментально доказано преимущество педагогов ВПМ по уровню развития социально-психологической терпимости (на основе показателей раздражительности и реактивной агрессивности) над учителями НПМ, что существенно влияет на степень их стрессоустойчивости.

Различные стороны нетерпимости (спонтанная агрессивность, конфликтность) повышают степень подверженности стрессу низкоуспешных педагогов. Падение показателен раздражительности при снижении спонтанной агрессивности служит доказательством положительного вклада терпимости в стрессоустойчивость высокоуспешных учителей.

Выявлено однонаправленное взаимодействие интернальности со стресс-проявлениями в обеих исследуемых группах, но мы считаем необходимым расставить определенные акценты при интерпретации данного явления.

Так, рост внутреннего локус-контроля позволяет учителям ВПМ эффективнее справляться с трудностями учебно-воспитательного процесса за счет активизации их педагогической позиции, тогда как частые профессиональные неудачи, приводящие к повышению стресс-реакций, отрицательно сказываются на внутренней локализации контроля над значимыми событиями у педагогов НПМ, что, в свою очередь, способствует у них работе механизма противодействия стрессу по типу «защитной экстернальности» (К. Муздыбаев).

Положительное влияние общительности и маскулинности, а также низкой невротичности на степень противодействия стрессорам может служить доказательством включенности этих личностных характеристик в общий (универсальный) механизм стрессоустойчивости педагогов независимо от уровня их мастерства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...