Таблица 4.16. Показатель. Учителя ВПМ. Учителя НПМ. Учителя НПМ Разница между СО и ЭО Критерий достоверности (t) Уровень значимости (h) Разница между СО и ЭО Критерий достоверности (t Уровень
Таблица 4. 16 Сравнение уровня самооценок учителей ВПМ и НПМ
Таблица 4. 17 Адекватность самооценок учителей высокой и низкой успешности (на основе разницы между самооценкой (СО) и экспертной оценкой (ЭО))
Данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что учителя ВПМ имеют более высокую (не менее чем на р < 0, 01 уровня надежности) СО развития профессиональных качеств, чем низкоуспешные педагоги. В то же время педагоги НПМ, как и их коллеги ВПМ, определяют уровень развития своих педагогических умений выше среднего (по инструкции, средняя выраженность профессиональных качеств лежит в пределах от 4 до 6 баллов, а обе группы учителей оценили в среднем все свои умения выше 6 баллов).
Так, учителя с ВПМ оценили уровень сформированности своих профессиональных умений следующим образом: ЗП — 8, 4 балла, ЗПУ = 7, 9 балла, ЗМ = 8, 3 балла, КУ = 8, 3 балла, ОУ = 8, 4 балла, УС = 8, 3 балла и УМ = 8, 1 балла. Для педагогов НПМ характерны такие СО, как: ЗП = 6, 7 балла, ЗПУ = 6, 7 балла, ЗМ = 6, 4 балла, КУ = 7, 3 балла, ОУ = 7, 2 балла, УС = 6, 9 балла и УМ = 6, 4 балла. Интересными представляются результаты исследования адекватности СО учителей. Учителя с ВПМ недооценивают уровень развития всех своих педагогических умений по средним данным в пределах от 0, 1 до 0, 6 балла), а их коллеги с НПМ переоценивают свои профессиональные качества (по средним данным, в пределах от 1, 1 до 1, 8 балла). В то же время если учесть, что разница между СО и экспертной оценкой в группе высокоуспешных учителей незначима (р > 0, 05), а в выборке низкоуспешных учителей высоконадежна (не менее р < 0, 01), то можно заключить, что СО педагогов ВПМ характеризуется адекватностью, тогда как СО учителей НПМ неадекватна (завышена). По-видимому, у высокоуспешных учителей высокая (и в то же время адекватная) самооценка повышает удовлетворенность собой, уверенность в своих силах, что стимулирует педагога в преодолении трудностей педагогической деятельности, а незначительное ее занижение является необходимым условием дальнейшего их профессионального самосовершенствования. Для педагогов НПМ завышенная (неадекватная) самооценка, по-видимому, играет роль компенсаторного механизма, позволяющего искусственно поддерживать необходимый уровень самоуважения при непродуктивном разрешении трудностей, понижая степень рассогласования между «Я-реальным» и «Я-идеальным», что, в свою очередь, приводит к росту деструктивных проявлений психической напряженности (раздражительности) в результате несоответствия между «Я-реальным» и жизненным опытом (С. R. Rogers, 1973).
Для выяснения взаимосвязи особенностей СО учителей с проявлением стресс-реакций, мы использовали корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 4. 18 и 4. 19. Таблица 4. 18 Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе высокоуспешных учителей
Примечания: а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 И выше.
Внутри выборки высокоуспешных учителей прослеживаются следующие значимые корреляционные зависимости между исследуемыми переменными: отрицательные связи самооценки уровня развития коммуникативных умений с депрессивностью (r = -0, 46 при р < 0, 05) и эмоциональной лабильностью (r = -0, 43 при р < 0, 05); обратно пропорциональные связи степени раздражительности с самооценками уровня знания психологии учащихся (r = -0, 41 при р< 0, 05), развития самоорганизационных (r = -0, 54 при р < 0, 01) и организаторских умений (r = -0, 39 при р < 0, 05). Для учителей НПМ характерны положительные связи раздражительности с самооценками таких педагогических качеств, как знание психологии учащихся (r = 0, 48 при р < 0, 05), знание методики преподавания (r = 0, 39 при р < 0, 05), коммуникативные умения (r = 0, 38 приближается к р < 0, 05) и организаторские умения (r = 0, 40 при р < 0, 05). Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе учителей ВПМ с ростом стресс-реакций наблюдается снижение самооценок развития профессиональных качеств, что может быть связано, на наш взгляд, с большей осторожностью в самооценивании и потребностью в «запасе прочности» менее стрессоустойчивых учителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|