Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4.16. Показатель. Учителя ВПМ. Учителя НПМ. Учителя НПМ Разница между СО и ЭО Критерий достоверности (t) Уровень значимости (h) Разница между СО и ЭО Критерий достоверности (t Уровень




Таблица 4. 16

Сравнение уровня самооценок учителей ВПМ и НПМ

Показатель СО учителей ВПМ СО учителей НПМ Разность в баллах Критерий (t) Значимость (p)
Знание предмета (ЗП) 8, 4 6, 7 1, 7 3, 5 0, 01
Знание психологии учащихся (ЗЛУ) 7, 9 6, 7 1, 2 2, 7 0, 01
Знание методики (ЗМ) 8, 3 6, 4 1, 9 4, 5 0, 001
Коммуникативные умения (КУ) 8, 3 7, 3 1, 0 2, 7 0, 01
Организаторские умения (ОУ) 8, 4 7, 2 1, 2 2, 8 0, 01
Самоорганизаторские умения (УС) 8, 3 6, 9 1, 4 2, 8 0, 01
Уровень мастерства (УМ) 8, 1 6, 4 2, 3 3, 5 0, 01

Таблица 4. 17

Адекватность самооценок учителей высокой и низкой успешности (на основе разницы между самооценкой (СО) и экспертной оценкой (ЭО))

Показатель

Учителя ВПМ

Учителя НПМ

Разница между СО и ЭО Критерий достоверности (t) Уровень значимости (h) Разница между СО и ЭО Критерий достоверности (t Уровень значимости (p)
Знание предмета (ЗП) -0, 6 1, 2 Незначимо + 1, 1 2, 7 0, 01
Знание психологии учащихся (ЗПУ) -0, 3 0, 9 Незначимо + 1, 4 3, 2 0, 01
Знание методики (ЗМ) -0, 5 1, 5 Незначимо + 1, 4 3, 6 0, 01
Коммуникативные умения (КУ) - 0, 1 0, 7 Незначимо + 1, 4 4, 0 0, 001
Организаторские умения (ОУ) -0, 3 1, 3 Незначимо + 1, 8 3, 9 0, 001
Самоорганизаторские умения (УС) - 0, 1 0, 5 Незначимо + 1, 6 2, 8 0, 01
Уровень мастерства (УМ) - 0, 4 1, 6 Незначимо + 1, 4 2, 9 0, 01

Данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что учителя ВПМ имеют более высокую (не менее чем на р < 0, 01 уровня надежности) СО развития профессиональных качеств, чем низкоуспешные педагоги. В то же время педагоги НПМ, как и их коллеги ВПМ, определяют уровень развития своих педагогических умений выше среднего (по инструкции, средняя выраженность профессиональных качеств лежит в пределах от 4 до 6 баллов, а обе группы учителей оценили в среднем все свои умения выше 6 баллов).

Так, учителя с ВПМ оценили уровень сформированности своих профессиональных умений следующим образом: ЗП — 8, 4 балла, ЗПУ = 7, 9 балла, ЗМ = 8, 3 балла, КУ = 8, 3 балла, ОУ = 8, 4 балла, УС = 8, 3 балла и УМ = 8, 1 балла.

Для педагогов НПМ характерны такие СО, как: ЗП = 6, 7 балла, ЗПУ = 6, 7 балла, ЗМ = 6, 4 балла, КУ = 7, 3 балла, ОУ = 7, 2 балла, УС = 6, 9 балла и УМ = 6, 4 балла.

Интересными представляются результаты исследования адекватности СО учителей. Учителя с ВПМ недооценивают уровень развития всех своих педагогических умений по средним данным в пределах от 0, 1 до 0, 6 балла), а их коллеги с НПМ переоценивают свои профессиональные качества (по средним данным, в пределах от 1, 1 до 1, 8 балла). В то же время если учесть, что разница между СО и экспертной оценкой в группе высокоуспешных учителей незначима > 0, 05), а в выборке низкоуспешных учителей высоконадежна (не менее р < 0, 01), то можно заключить, что СО педагогов ВПМ характеризуется адекватностью, тогда как СО учителей НПМ неадекватна (завышена).

По-видимому, у высокоуспешных учителей высокая (и в то же время адекватная) самооценка повышает удовлетворенность собой, уверенность в своих силах, что стимулирует педагога в преодолении трудностей педагогической деятельности, а незначительное ее занижение является необходимым условием дальнейшего их профессионального самосовершенствования. Для педагогов НПМ завышенная (неадекватная) самооценка, по-видимому, играет роль компенсаторного механизма, позволяющего искусственно поддерживать необходимый уровень самоуважения при непродуктивном разрешении трудностей, понижая степень рассогласования между «Я-реальным» и «Я-идеальным», что, в свою очередь, приводит к росту деструктивных проявлений психической напряженности (раздражительности) в результате несоответствия между «Я-реальным» и жизненным опытом (С. R. Rogers, 1973).

Для выяснения взаимосвязи особенностей СО учителей с проявлением стресс-реакций, мы использовали корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 4. 18 и 4. 19.

Таблица 4. 18

Коэффициенты корреляций между уровнем самооценки профессиональных качеств и стресс-проявлениями в группе высокоуспешных учителей

Показатели Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
Знание предмета -, 36 -, 17 -, 22 -, 24 -, 23
Знание психологии учащихся (ЗПУ) -, 13 -, 41 , 15 -, 12 -, 18
Знание методики (ЗМ) -, 30 -, 09 -, 14 -, 27 -, 01
Коммуникативные умения (КУ) -, 46 -, 16 -, 26 -, 43 -, 02
Организаторские умения (ОУ) -, 21 -, 39 -, 03 -, 24 -, 18
Самоорганизаторские умения (УС) -, 34 -, 54 -, 24 -, 34 -, 15
Уровень мастерства (УМ) -, 32 -, 24 -, 21 -, 26 -, 15

Примечания:

а)   нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;

б)   жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 И выше.

 

Внутри выборки высокоуспешных учителей прослеживаются следующие значимые корреляционные зависимости между исследуемыми переменными:

отрицательные связи самооценки уровня развития коммуникативных умений с депрессивностью (r = -0, 46 при р < 0, 05) и эмоциональной лабильностью (r = -0, 43 при р < 0, 05);

обратно пропорциональные связи степени раздражительности с самооценками уровня знания психологии учащихся (r = -0, 41 при р< 0, 05), развития самоорганизационных (r = -0, 54 при р < 0, 01) и организаторских умений (r = -0, 39 при р < 0, 05).

Для учителей НПМ характерны положительные связи раздражительности с самооценками таких педагогических качеств, как знание психологии учащихся (r = 0, 48 при р < 0, 05), знание методики преподавания (r = 0, 39 при р < 0, 05), коммуникативные умения (r = 0, 38 приближается к р < 0, 05) и организаторские умения (r = 0, 40 при р < 0, 05).

Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе учителей ВПМ с ростом стресс-реакций наблюдается снижение самооценок развития профессиональных качеств, что может быть связано, на наш взгляд, с большей осторожностью в самооценивании и потребностью в «запасе прочности» менее стрессоустойчивых учителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...