Таблица 4.14. б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0,05 и выше
Таблица 4. 14 Корреляционные связи между характерологическими социально-психологическими свойствами и стресс-проявлениями в группе учителей ВПМ
Примечания: а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 и выше. Таблица 4. 15 Корреляционные связи между характерологическими социально-психологическими свойствами и стресс-проявлениями в группе учителей НПМ
Примечания:
а) нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены; б) жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 и выше.
Наличие одинаковых по направленности положительных корреляционных связей невротичности со стресс-реакциями в обеих выборках учителей (у педагогов ВПМ — связь с депрессивностью r = 0, 61 при р < 0, 001, с застенчивостью — r = 0, 41 при р < 0, 05 и с эмоциональной лабильностью — r = 0, 48 при р < 0, 05; у педагогов НПМ связь с депрессивностью r = 0, 54 при р < 0, 01, с раздражительностью — r = 0, 57 при р < 0, 01 и с эмоциональной лабильностью — r = 0, 67 при р < 0, 001) логично свидетельствует о негативном влиянии внутренней конфликтности, что, в общем, составляет сущность данной характеристики, на стрессоустойчивость учителя. Связь спонтанной агрессивности с раздражительностью в обеих выборках учителей представлена в следующих коэффициентах корреляции: r = 0, 64 при р < 0, 001 в группе педагогов-мастеров и r = 0, 53 при р < 0, 01 в выборе немастеров. Значимая положительная связь между данными переменными, на наш взгляд, показывает возможный путь избавления учителя от чрезмерного нервно-психического напряжения (раздражительности) через спонтанно-агрессивные, внешне немотивированные реакции. Тот же механизм снятия излишнего стресса, но характерный только для низкоуспешных учителей, по-видимому, в какой-то мере отражает и положительная корреляционная связь реактивной агрессивности с раздражительностью (r = 0, 47 при р < 0, 05). Точка зрения на большую стрессоустойчивость лице мужским типом поведения в нашем исследовании косвенно нашла свое подтверждение. Получены отрицательные корреляционные связи маскулинности со стресс-проявлениями, как в группе учителей ВПМ (с депрессивностью r = -0, 51 при р < 0, 01, с застенчивостью — r = -0, 55 при р < 0, 01 и с эмоциональной лабильностью — r = -0, 50 при р < 0, 01), так и в выборке педагогов НПМ (с застенчивостью — r = - 0, 49 при р < 0, 05 и с эмоциональной лабильностью r = -0, 50 при р < 0, 01). Возможно, повышению стрессоустойчивости способствуют такие характерные черты маскулинного типа поведения, как выдержка, упорство и настойчивость.
Связь (отрицательная) уровня бесконфликтности со степенью раздражительности (r = -0, 38 при р < 0, 05) в группе учителей НПМ может свидетельствовать о повышении стрессоустойчивости в зависимости от меры сформированности умений межличностного взаимодействия, исключающих вероятность развития конфликта. Выявлены отрицательные корреляционные связи общительности со стресс-проявлениями в группе учителей ВПМ (с депрессивностью — r = -0, 54 при р < 0, 01, с застенчивостью — r = -0, 56 при р < 0, 01 и с эмоциональной лабильностью — r = -0, 39 при р < 0, 05) и в выборке педагогов НПМ (с депрессивностью — r = -0, 46 при р < 0, 05, с застенчивостью — r = -0, 76 при р < 0, 001 и с эмоциональной лабильностью — r = -0, 57 при р < 0, 01). Очевидно, что с повышением потребности в общении и постоянной готовности к ее удовлетворению у учителей растет сформированность умений вступать в контакт, преодолевать барьеры общения и т. п., то есть возрастает профилактика возможных стрессогенных ситуаций в межличностном взаимодействии, так характерном для всего процесса труда педагога. Проведенное исследование социально-психологических свойств характера учителей и их взаимосвязи со стресс-проявлениями свидетельствует о различной обусловленности стрессоустойчивости педагогов низкого и высокого уровня профессионального мастерства приведенными выше личностными особенностями. Перейдем к обсуждению результатов экспериментального исследования подструктуры характера, отражающей самоотношение педагога в связи с изучаемой проблемой. В качестве индикаторов самоотношения мы использовали самооценку уровня развития следующих профессиональных качеств учителя: —знание предмета (ЗП); —знание психологии учащихся (ЗПУ); —знание и умения в области методики преподавания (ЗМ);
—коммуникативные умения (КУ); —организаторские умения (ОУ); —умения в области самоорганизации (УС); —уровень профессионального мастерства (УМ). Уровень самооценки каждого качества определялся учителями по соответствующей шкале. Адекватность самооценки устанавливалась на основе подсчета разности между экспертной оценкой (ЭО) и самооценкой (СО). Так, например, если экспертная оценка степени развития какого-либо качества у учителей выражена в 7 баллах, а самооценка этого же качества определена в 9 баллов, то разница (Р) составляет +2 балла. И можно сказать, что самооценка такого учителя несколько завышена (неадекватна). Отрицательная разница указывает на заниженную самооценку. Результаты сравнительного анализа самооценок (уровень и адекватность) учителей ВПМ и НПМ приведены в табл. 4. 16 и 4. 17.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|