Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 4.14. б)   жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0,05 и выше




Таблица 4. 14

Корреляционные связи между характерологическими социально-психологическими свойствами и стресс-проявлениями в группе учителей ВПМ

Показатели Депрессивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
Интернальность общая (Ио) -, 36 -, 28 , 13 -, 34 , 14
Интернальность в области достижений (Ид) , 03 -, 23 , 21 , 02 -, 12
Невротичиость (Н) -, 29 -, 16 , 18 -, 36 , 39
Интернальность в области неудач (Ин) , 61 , 36 , 41 , 48 , 12
Спонтанная агрессивность (Ас) , 26 , 64 , 26 , 27 , 26
Общительность (о) -, 54 , 02 -, 56 -, 39 -, 01
Реактивная агрессивность (Ар) , 14 , 19 , 18 , 05 -, 02
Открытость (От) , 16 , 28 , 19 . 13 , 26
Маскулинность (М) -, 51 , 21 -, 55 -, 50 -, 13
Бесконфликтность (Б) , 04 -, 24 , 35 , 09 , 32

Примечания:

а)   нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;

б)   жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 и выше.

Таблица 4. 15

Корреляционные связи между характерологическими социально-психологическими свойствами и стресс-проявлениями в группе учителей НПМ

Показатели Депрес- сивность Раздражительность Застенчивость Эмоциональная лабильность Стрессоустойчивость
Интернальность общая (Ио) -, 46 -, 56 -, 47 -, 50 , 17
Интернальность в области достижений (Ид) -, 26 -, 43 -, 35 -, 43 , 39
Невротичность (Н) -, 13 -, 12 -, 41 -, 31 , 16
Интернальность в области неудач (Ин) , 54 , 57 , 35 , 67 , 36
Спонтанная агрессивность (Ас) , 04 , 53 -, 06 , 03 -, 17
Общительность (о) -, 46 -, 02 -, 76 -, 57 -, 11
Реактивная агрессивность (Ар) , 36 , 47 , 14 , 10 -, 24
Открытость (От) -, 03 , 12 , 08 -, 02 -, 14  
Маскулинность (М) -, 24 , 24 -, 49 -, 50 -, 26
Бесконфликтность (Б) , 01 -, 38 -, 01 -, 02 , 22

Примечания:

а)   нули перед точкой коэффициентов корреляции опущены;

б)   жирным шрифтом выделены значимые коэффициенты корреляций на уровне надежности р = 0, 05 и выше.

 

Наличие одинаковых по направленности положительных корреляционных связей невротичности со стресс-реакциями в обеих выборках учителей (у педагогов ВПМ — связь с депрессивностью r = 0, 61 при р < 0, 001, с застенчивостью — r = 0, 41 при р < 0, 05 и с эмоциональной лабильностью — r = 0, 48 при р < 0, 05; у педагогов НПМ связь с депрессивностью r  = 0, 54 при р < 0, 01, с раздражительностью — r = 0, 57 при р < 0, 01 и с эмоциональной лабильностью — r = 0, 67 при р < 0, 001) логично свидетельствует о негативном влиянии внутренней конфликтности, что, в общем, составляет сущность данной характеристики, на стрессоустойчивость учителя.

Связь спонтанной агрессивности с раздражительностью в обеих выборках учителей представлена в следующих коэффициентах корреляции: r = 0, 64 при р < 0, 001 в группе педагогов-мастеров и r = 0, 53 при р < 0, 01 в выборе немастеров. Значимая положительная связь между данными переменными, на наш взгляд, показывает возможный путь избавления учителя от чрезмерного нервно-психического напряжения (раздражительности) через спонтанно-агрессивные, внешне немотивированные реакции.

Тот же механизм снятия излишнего стресса, но характерный только для низкоуспешных учителей, по-видимому, в какой-то мере отражает и положительная корреляционная связь реактивной агрессивности с раздражительностью (r = 0, 47 при р < 0, 05).

Точка зрения на большую стрессоустойчивость лице мужским типом поведения в нашем исследовании косвенно нашла свое подтверждение. Получены отрицательные корреляционные связи маскулинности со стресс-проявлениями, как в группе учителей ВПМ (с депрессивностью r = -0, 51 при р < 0, 01, с застенчивостью — r = -0, 55 при р < 0, 01 и с эмоциональной лабильностью — r = -0, 50 при р < 0, 01), так и в выборке педагогов НПМ (с застенчивостью — r = - 0, 49 при р < 0, 05 и с эмоциональной лабильностью r = -0, 50 при р < 0, 01). Возможно, повышению стрессоустойчивости способствуют такие характерные черты маскулинного типа поведения, как выдержка, упорство и настойчивость.

Связь (отрицательная) уровня бесконфликтности со степенью раздражительности (r = -0, 38 при р < 0, 05) в группе учителей НПМ может свидетельствовать о повышении стрессоустойчивости в зависимости от меры сформированности умений межличностного взаимодействия, исключающих вероятность развития конфликта.

Выявлены отрицательные корреляционные связи общительности со стресс-проявлениями в группе учителей ВПМ (с депрессивностью — r = -0, 54 при р < 0, 01, с застенчивостью — r = -0, 56 при р < 0, 01 и с эмоциональной лабильностью — r = -0, 39 при р < 0, 05) и в выборке педагогов НПМ (с депрессивностью — r = -0, 46 при р < 0, 05, с застенчивостью — r = -0, 76 при р < 0, 001 и с эмоциональной лабильностью — r = -0, 57 при р < 0, 01). Очевидно, что с повышением потребности в общении и постоянной готовности к ее удовлетворению у учителей растет сформированность умений вступать в контакт, преодолевать барьеры общения и т. п., то есть возрастает профилактика возможных стрессогенных ситуаций в межличностном взаимодействии, так характерном для всего процесса труда педагога.

Проведенное исследование социально-психологических свойств характера учителей и их взаимосвязи со стресс-проявлениями свидетельствует о различной обусловленности стрессоустойчивости педагогов низкого и высокого уровня профессионального мастерства приведенными выше личностными особенностями.

Перейдем к обсуждению результатов экспериментального исследования подструктуры характера, отражающей самоотношение педагога в связи с изучаемой проблемой.

В качестве индикаторов самоотношения мы использовали самооценку уровня развития следующих профессиональных качеств учителя:

—знание предмета (ЗП);

—знание психологии учащихся (ЗПУ);

—знание и умения в области методики преподавания (ЗМ);

—коммуникативные умения (КУ);

—организаторские умения (ОУ);

—умения в области самоорганизации (УС);

—уровень профессионального мастерства (УМ).

Уровень самооценки каждого качества определялся учителями по соответствующей шкале. Адекватность самооценки устанавливалась на основе подсчета разности между экспертной оценкой (ЭО) и самооценкой (СО).

Так, например, если экспертная оценка степени развития какого-либо качества у учителей выражена в 7 баллах, а самооценка этого же качества определена в 9 баллов, то разница (Р) составляет +2 балла. И можно сказать, что самооценка такого учителя несколько завышена (неадекватна). Отрицательная разница указывает на заниженную самооценку.

Результаты сравнительного анализа самооценок (уровень и адекватность) учителей ВПМ и НПМ приведены в табл. 4. 16 и 4. 17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...