Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Со взрослым и на овладение. Способами усвоения. Общественного опыта. Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции




СО ВЗРОСЛЫМ И НА ОВЛАДЕНИЕ

СПОСОБАМИ УСВОЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА

Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе
этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ре-
бенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое ста-
новится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество
заключается в том, что не только взрослый стремится передать
свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоел
ния общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно от-
нести: совместные действия взрослого и ребенка, употребление
выразительных жестов, особенно указательного («жестовая инст-
рукция»), подражание действиям взрослого, действия по образцу.
Нормально развивающиеся дети овладевают этими способами по-
степенно, без специального обучения, и уже в дошкольном возрасте
основными методами для них становится показ (подражание дейст-
виям взрослого), образец и словесная инструкция.

Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутствие
интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со
взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем воз-
расте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие
в специальный детский сад, как правило, не владеют способами
усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по
словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.

В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с ум-
ственно отсталым ребенком является формирование эмоционального
контакта со взрослыми, направленности его на сотрудничество с
ними, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на ос-
нове совместных действий, которые должны сопровождаться при-
ветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково
прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т. п.

Нормально развивающийся ребенок очень рано совершает дей-
ствия по словесной инструкции, но первые инструкции даются в
привычной для малыша ситуации и чаще всего сопровождаются
соотвествующими действиями или жестами взрослого. Например,
когда ребенка кормят, его сажают на удобное место, повязывают
салфетку, ставят перед ним его посуду, т. е. создают привычную


ситуацию. Затем взрослый берет ложку, говорит: «Ешь» — и кормит
ребенка. Для маленького ребенка слово при этом не выделяется из
ситуации, а воспринимается как одна из частей его составляю-
щих. Если сказать малышу «Ешь» в другой ситуации, слово стано-
вится непонятным. Такое понимание речи называется ситуативным.
Ситуативная речь не может руководить действиями ребенка, и на
данном этапе развития речи ребенок не будет действовать по сло-
весной инструкции вне привычной ситуации.

У умственно отсталых детей ситуативное понимание речи со-
храняется долго, иногда без специальной коррекционной работы —
до конца дошкольного возраста.

Задача предлагаемых в данном разделе игр и упражнений со-
стоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуа-
ции, сделать слово руководством к действию. Речевая инструкция
при этом должна состоять из одного слова, обозначающего действие,
которое побуждает ребенка к выполнению задания. Важно понять,
что цель действия — предмет, с которым манипулирует ребенок;
свойства и перемещения этого предмета в пространстве на данном
этапе не определяются словом, а раскрываются с помощью жестов,
действий взрослого с предметами и т. д. Например, взрослый дает
ребенку шарик, говорит: «Кати» — и показывает жестом на воротца.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА СО ВЗРОСЛЫМ

Ладушки

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой груп-
пой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет
его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит
потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя
2—3 раза.

Идико мне

Цель. Та же.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов
и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хоро-
ший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой
ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.

Возьми шарик

Цель. Та же.

Оборудование. Три воздушных шара.

Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протя-
гивает ребенку: «На возьми». Когде ребенок немного подержит
шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и
снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удоволь-
ствие от игры: «Какой красивый! », «Как летает! », оживленно хло-
пает в ладоши.

Хоровод с куклой

Цель. Продолжать формировать эмоциональный контакт со
взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Кукла средних размеров.

Ход игры (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослый
приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого
ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу
за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей
в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малы-
шей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая
радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например,
«Веселая дудочка» М. Красева).

Вариант. Игра проводится с мишкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...