Попляшем с погремушками. Переложи игрушки. Прокати шарики. Прокати шарики через воротца. Развитие соотносящих действий. Посадим грибы
Попляшем с погремушками
Цель. Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учиты-
вая их величину и форму; определять расстояние от себя и игрушки,
направление движения в пространстве; учить прочно захватывать
погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, под-
ражать действиям педагога.
Оборудование. Погремушки, разные по величине и форме,
по числу детей.
Ход игры. Дети сидят полукругом за столами на таком рас-
стоянии, чтобы можно было рукой достать погремушку. Взрослый
поочередно передвигает погремушки по леске и просит того или
иного ребенка поймать ее. Когда все дети получат погремушки,
их ставят в круг и показывают, как держать погремушку за рукоят-
ку, поднять ее вверх. Затем дети по подражанию действиям педа-
гога пляшут с погремушками.
Переложи игрушки
Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать ко-
ординационные действия обеих рук.
Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мо-
заика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.
Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, спра-
ва от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие
же предметы на столе у педагога.
Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие
предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что
второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так
же.
При необходимости индивидуально показывает, как сложить
пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы
правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой
руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а дер-
жать сосуд правой.
Прокати шарики
Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреп-
лять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в
коробке, корзина.
Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и
класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что
шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети
по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как
катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2—3 шарика.
Прокати шарики через воротца
Цель. Та же.
Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок на-
против у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит во-
ротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца
к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно.
Затем можно пригласить двух детей и предложить им катать
шарики вместе, обращая их внимание, что шарик надо брать
щепотью.
РАЗВИТИЕ СООТНОСЯЩИХ ДЕЙСТВИЙ
Посадим грибы
Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие
действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева
направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; дей-
ствовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.
Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями, грибы
(диаметр ножки гриба соответствует диаметру отверстия).
Ход игры. Педагог берет гриб одной рукой и показывает, как
вставлять его в отверстие. При этом другой рукой придерживает
столик. Затем дети действуют по подражанию. Если они затруд-
няются, то используются совместные действия педагога и ребенка.
Цветная горка
Цель. Развивать внимание, целенаправленные действия, учить,
соотносить отверстие шарика со стержнем.
Оборудование. Цветная (однотонная) горка, небольшие
подносики по числу детей.
Ход игры. Педагог снимает все шарики со стержней и просит
детей выполнить те же действия. Педагог берет в руки один шарик,
рассматривает его и обращает внимание на отверстие. Дети на-
ходят отверстие в своих шариках. Педагог указывает на стержень
и говорит: «Я сейчас надену шарик на эту палочку», и выполняет
действие. Затем он просит малышей надеть все шарики на па-
* лочки. Дети выполняют действия по подражанию. При нанизы-
вании педагог следит за тем, чтобы ребенок действовал обеими
2 Зак. 2373 А. А. Катаева
руками: одной рукой придерживал горку за основание, а другой
(ведущей) брал и нанизывал шарики. Если он затрудняется совме-
стить шарик со стержнем (зрительные или моторные нарушения), пе-
дагог вначале помогает ему, применяя совместные действия или жесты.
Пирамидки (занятие)
Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, разви-
вая зрительно-двигательную координацию при действии двумя ру-
ками; формировать целенаправленность действий и устойчивость
внимания.
Оборудование. Пирамидки разной величины и формы.
Ход занятия. 1-й вариант. Детям раздаются пирамидки
из 4—5 колец с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку
и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на
дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети
действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание
пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизы-
ваются в любом порядке. При затруднениях педагог помогает,
используя совместные действия и указательный жест. При повто-
рении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стер-
жень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.
2-й вариант. Детям дают две пирамидки: одна — с толстым
и другая — с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают
и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия ко-
лец с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем
проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
3-й вариант. Изменяется материал. Детям предлагают пи-
рамидки с составными кольцами разной величины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: