Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Куклы пришли в гости. Усвоение действий по образцу. Обезьянка. Домики для матрешек




Куклы пришли в гости

Цель. Та же.

Оборудование. Две куклы, кукольная мебель (стол и два
стула), кукольная посуда (две тарелки и ложки).

Ход игры. В гости к детям приходят две куклы. Они здоро-
ваются с детьми, называют свои имена. Педагог предлагает угос-
тить кукол. Ставит на свой стол игрушечную мебель, сажает кукол,
перед ними ставит посуду и кормит одну из них. «Маша ест, а Галя
нет, -1- объясняет взрослый. — Кто будет кормить Галю? » Приглашает
одного ребенка, дает ему ложку и медленно показывает действия
так, чтобы они были видны всем детям: «Сначала возьмем ложку.
Вот так. (Показывает. ) Теперь наберем каши. Вот так. (Пока-
зывает. ) Поднесем ко рту куклы. Где у куклы рот? (Показывает,
медленно наклоняет игрушку. ) Ешь, кукла». Ребенок повторяет
все действия за педагогом. Затем вызывает поочередно еще 2—3
детей. После этого куклы благодарят детей и уходят.

Сделай целое (занятие)

Цель. Учить подражать действиям взрослого, знакомить со
свойствами глины (пластилина), развивать мелкие движения рук.

Оборудование. Комки глины (пластилина), небольшие квад-
ратные листы газетной бумаги по количеству детей, подносики по
два на каждого ребенка.

Ход занятия. Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у ме-
ня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же
листу. ) У вас такие же листы. Сейчас будто много маленьких лис-
точков. (Отрывает кусочки и кладет их на подносики, берет глину. )
Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью
отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на подносики.
Предлагает детям повторить действия. ) Теперь у меня будет один
большой кусок глины. (Сминает все кусочки. ) Сделайте один
кусок глины». Дети подражают действиям взрослого. По просьбе
воспитателя они пытаются соединить кусочки бумаги. Педагог го-
ворит: «Если порвешь бумагу, сделать целое нельзя. А глина ле-
пится».


УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗЦУ

К важным способам усвоения общественного опыта относят
действия по образцу, но они принципиально отличаются от дей-
ствий по подражанию, так как производить действия по образцу
ребенку гораздо труднее. Образец создается взрослым, при этом
ребенок не видит самого процесса выполнения предмета или дейст-
вия, а воспринимает уже готовый результат. Например, если взрос-
лый перед ребенком поднимает руку вверх, то малыш видит, как
с; низу вверх движется рука, и может повторить движения. Если
взрослый появляется перед ребенком с уже поднятой рукой, то
ребенку труднее выполнить задание. Такие же сложности возни-
кают у детей при действии с предметами по образцу. Он должен
вначале произвести анализ представленного образца, т. е. раз-
ложить мысленно целое на части (например, построить дом, состоя-
щий из двух частей: кубика и треугольной призмы), определить,
какая из деталей строительного материала находится внизу, наверху,
догадаться, как это сделать. Поэтому на первых этапах действий
по образцу ребенок должен делать только то, что выполнял по
подражанию. В случае, если малыш не может выполнить задание
по образцу, нужно вновь перейти к подражанию.

Действия по образцу не следует путать с выбором по образцу,
который связан с определенным уровнем развития восприятия. В
данном разделе не приводятся игры на выполнение действий с
предметами по типу «Дай такой», «Покажи такой» и т. п.

Зеркало

Цель. Учить выполнять движения по образцу.

Оборудование. Ширма.

Ход игры. Педагог ставит детей полукругом около ширмы, сам
встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например,
поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы
и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Дети выпол-
няют задание. Педагог хвалит тех, кто сделал правильно, а тем,
кто не сумел, показывает движение и просит выполнить по подра-
жанию.

Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое по-
ложение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает
вперед и т. д. ).

Обезьянка

Цел ь. Та же.

Ход игры. Проводится так же, как и по подражанию, только
смена положения рук производится за ширмой.

Домики для матрешек

Цель. Учить анализировать элементарный образец из двух ча-
стей, действовать по
образцу.

Оборудование. Строительный материал — кубы и треуголь-


ные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству
детей, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая), экран.
Ход игры. В гости к детям приходят матрешки. Малыши иг-
рают с ними, водят их гулять. Педагог говорит: «Ой, скоро пой-
дет дождь — надо построить домики, чтобы матрешки могли спря-
таться». Раздает детям строительный материал, и они по подра-
жанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький
домик, закрывая экраном процесс выполнения, потом показывает
постройку и предлагает построить такие же домики для маленьких
матрешек. Тем, кто затрудняется в выполнении задания, помогает
проанализировать образец, жестом показывая на разные части
постройки, или предлагает действовать по подражанию.

Сделай целое (занятие)

Цель. Та же.

Оборудование. Глина, клеенки, тарелки по числу детей,
экран.

Ход занятия. Педагог раздает детям глину. Показывает свой
комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины и у вас
такие же». Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки,
показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют
задание. Тем, кто затрудняется, педагог показывает, побуждая
подражать. Затем за экраном взрослый соединяет кусочки глины
и показывает большой комок: «У меня целый кусок глины. Сде-
лайте такой же». Дети выполняют действие по образцу. При необ-
ходимости применяется показ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...