О применении формуляров «Туристская путевка»
В силу особенности юридической силы бланка строгой отчетности и отнесения его к категории защищенных документов государственного образца, изготавливать самостоятельно такие бланки не разрешается. Во первых, бланк строгой отчетности «Туристская путевка» двух листовой, причем первый лист – самокопирующйся. Этот лист имеет две степени защиты, которые могут изготавливаться типографским способом на основании лицензии, выдаваемой ФНС (см. ниже). Эти положения четко закреплены в приложениях к приказу Минфина РФ №60н, разъясняющих порядок применения бланков «Туристская путевка». Таких типографий имеется достаточно мало (в Санкт-Петербурге всего четыре). Относительно защиты бланков от подделки имеется двойственная позиция самого Минфина РФ, который отрекается введенного приказом от самим же написанного письмом от 02.08.2011 № 03-01-11/4-236 разъяснил, что в законодательстве не содержится указаний о степени защиты бланка строгой отчетности (БСО) «Туристская путевка», и указывает, что защита бланков не введена законодательно. Однако другим же письмом вышестоящий чиновник Минфина РФ утверждает, что такие письма отдельных чиновников этого же ведомства выражают позиции, которые не могут применяться судами при решении спорных вопросов правоприменительной практики[25]. Конкретно, сам приказ и форма бланка «Туристская путевка» зарегистрированы в Минюсте РФ, а приложения к приказу — нет, да и сам приказ не имеет силы законодательного акта[26]. Во-вторых, бланк «Туристская путевка имеет индивидуальный государственный серию и номер, автоматическая нумерация бланков строгой отчетности осуществляется в типографии. В третьих, имеют место формальности при получении, обороте и учете бланков строгой отчетности.
Нарушение этого порядка имеет последствие привлечение самостийного изготовления таких защищенных бланков к административной или (возможно, учитывая дуалистическое толкование) уголовной ответственности (сразу по двум статьям, теоретически с отсидкой от 1,5 до 5 лет). В довершение всего, даже при горячем желании заказчика внести текстовые изменения в утвержденный формуляр, кроме как удлиннить или урезать пустографки — встречает жесткое непонимание изготовителей и нежелание нарушать приказ Минфина РФ, как вышестоящей организации. Особенные условия изготовления бланков строгой отчетности в автоматизированных системах (см. п. 4 «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» от 6 мая 2008 г. № 359) не применимы в практике туристских предприятий по невозможности исполнения п. 11.а), того же постановления в части защиты информации от несанкционированного доступа. Код формы бланка «Туристская путевка» в классификаторе ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации) — 07900008. Именно это бланк, в типографском исполнении, и следует применять в практике туристской деятельности. Об особенностях оформления бланков строгой отчетности «Туристская путевка» см. Биржаков М.Б. Документооборот туристского предприятия. — СПБ.: ГЕРДА, 2009. — 376 с. Вопрос неточности формулировки положений закона Действительно, следуя букве закона, следует искать условия путешествия в составе граф бланка в формуляре, предлагаемом приказом Минфина РФ от 09.07.2007 г. № 60н. Кроме как граф: а) Единица измерения туристского продукта (путешествия) количество дней на одного человека, а также б) Общая цена туристского продукта — иных реквизитов туристского продукта мы не находим. Это послужило поводом для разбирательства в Верховном суде по иску некоего гражданина Нетупского П.И. о недействительности бланка строгой отчетности. И первоначально 12 февраля 2008 г. Верховный Суд пришел к выводу о недостаточности информации в бланке «Туристская путевка» и не соответствии его требованиям закона.
Но решение было обжаловано в порядке кассационной жалобе и отменено решением Касационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. Основание — бланк «Туристская путевка» не имеет самостоятельного значения и употребляется только в неотъемлемой совокупности с договором на оказание услуг по реализации туристского продукта, а в договоре есть все необходимые реквизиты, позволяющие с достаточной степенью идентифицировать туристский продукт, Поэтому отсутствие условия путешествия в банке «Туристская путевка» не является нарушением прав потребителей и не лишает их права на защиту охраняемых законом интересов.
КАССАЦИОНАЯ ЖАЛОБА (Извлечение [27]) Верховным Судом Российской Федерации (далее — Верховный Суд) 12 февраля 2008 г. принято решение по гражданскому делу N ГКПИ07-1144 по заявлению Нетупского Павла Иосифовича о признании недействующим приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09 июля 2007 года N 60н "Об утверждении формы бланка строгой отчетности" (далее — Приказ). Согласно решению Верховного Суда заявление Нетупского Павла Иосифовича удовлетворено частично. Пункт 1 Приказа об утверждении формы бланка строгой отчетности "Туристская путевка" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Пункт 2 Приказа о признании утратившим силу письма Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 г. N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" оставлен в силе. В мотивировочной части решения Верховный Суд пришел к следующим выводам:
утвержденная форма бланка строгой отчетности не содержит условий путешествия, предусмотренных статьей 10 Закона о туристской деятельности; бланки строгой отчетности, кроме обязательных реквизитов, общих для всех бланков строгой отчетности, могут содержать дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации; форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка" в части отсутствия в ней информации об условиях путешествия не соответствует статьям 1, 10 Закона о туристской деятельности и нарушает права потребителя. Ростуризм считает, что решение Верховного Суда подлежит отмене по следующим основаниям: … отсутствие в бланке строгой отчетности "Туристская путевка" информации о потребительских свойствах туристского продукта не может нарушать каких-либо потребительских прав туристов, или создавать угрозу такого нарушения, так как до момента оплаты услуг по договору о реализации туристского продукта с использованием указанного бланка, информация о туристском продукте, как минимум, дважды в обязательном порядке доводится до сведения потребителя (в текстах каталогов, справочников, описаниях туристского продукта, а главное — в тексте договора о реализации туристского продукта). Так, туроператоры и турагенты (далее также — исполнители) до заключения договора о реализации туристского продукта в наглядной и доступной форме обязаны предоставить туристу необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора (ст. ст. 8 –10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункты 7,12 и 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 452 от 18.07.2007 г.). Кроме того, указанная информация является существенным условием договора о реализации туристского продукта (статья 10 Закона о туристской деятельности) и без обязательного согласования данного условия с потребителем договор считается не заключенным (ст. 432 ГК).
…По мнению Ростуризма, правоотношения, связанные с установлением требований к форме бланка "Туристская путевка", ее оформлению, а также использованию в финансово-хозяйственной деятельности исполнителей регулируются в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также пунктом 2 «Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005г. N171 (далее – «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). По смыслу и содержанию указанных правовых актов туристская путевка представляет собой первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку и предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случае оказания услуг населению. В связи с этим, в туристской путевке должны содержаться только сведения, необходимые для осуществления финансовых расчетов между потребителем туристского продукта и исполнителем. Если бы законодатель имел намерение установить дополнительные реквизиты туристской путевки, отличающие ее от других бланков строгой отчетности, то такие реквизиты были бы подробно отражены в тексте Закона о туристской деятельности, как это сделано, например, в частях 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 9 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах" в отношении залогового билета или в транспортных кодексах — применительно к перевозочным документам и др. В то же время в Законе о туристской деятельности не дается определения понятия "условия путешествия", а также не определяется объем и характер реквизитов туристской путевки. Отсутствие в утвержденном бланке туристской путевки информации о туристском продукте, его потребительских свойствах и характеристиках связано также с тем, что данный бланк строгой отчетности не является документом, удостоверяющим заключение договора о реализации туристского продукта, т.е. формой договора, как например, билеты, багажные квитанции или залоговые билеты, в которых содержатся необходимая информация об условиях соответствующего договора, в том числе о его предмете (статьи 358, 786 ГК, 105 Воздушного кодекса Российской Федерации).
….Бланк строгой отчетности, также как и кассовый чек, платежное поручение или другой платежный документ, являются первичными учетными документами их одновременное использование в хозяйственной операции может привести к искажению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также иным отрицательным результатам финансово-хозяйственной деятельности для исполнителей. По мнению Ростуризма, в туристской путевке содержится необходимая и достаточная для целей использования данного бланка информация об условиях путешествия. Так, согласно пункту 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, бланк строгой отчетности должен содержать обязательные реквизиты, перечень которых носит исчерпывающий характер. В частности, к реквизитам, идентифицирующим вид оказываемой услуги, относятся: "вид услуг" и "единица измерения оказания услуг". Данные реквизиты присутствуют и в форме бланка строгой отчетности "Туристская путевка": "вид туристского продукта (путешествия) — код услуги" и "единица измерения туристского продукта (кол-во дней на одного человека)".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|