Тест отрабатывался ранее на других обследуемых в
Тест отрабатывался ранее на других обследуемых в иных ситуациях. Поэтому каждую методику следует отрабатывать на конкретной популяции (адаптировать). Д. Кэмпбелл указывает: «Анализ показал, что существование абсолютного знания или знание сущности отдельных изолированных объектов является иллюзией ». * Тем не менее, такая практика проведения тестирования имеет место. Особенно она распространена среди начинающих психологов и слабо разбирающихся в существе дела заказчиков психодиагностических исследований. К счастью, в последнее время ситуация понемногу начинает выправляться. Считается неэтичным предоставлять на защиту исследования, проведенные по плану 1. Действительно, в данной схеме эксперимента нельзя даже приближенно рассуждать, что именно воздействие X привело к изменениям исследуемой переменной и именно это воздействие измеряется при помощи тестирования (О). План 1 является точкой отсчета в рассмотрении планов экспериментов. 2. 2. 2. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. План 2. Валидность Производится выбор плана доэкспериментального исследования: «План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе (Ol X 0 2 ) ». Данная схема исследований часто применяется в педагогических разработках и профотборе. Примером может служить отработка методических рекомендаций для отбора военных специалистов в учебных подразделениях:
при отработке критериев отбора и рационального распределения молодого пополнения на воинские специальности Сухопутных войск (1989-1993 гг. ). Алгоритм констатирующего эксперимента: а) молодое пополнение, прибывающее в военный учебный центр, тестируется при помощи профессиональных и психологических методик, подобранных в соответствии с психограммой («Шкалы приборов», «Комбинаторные способности», «Профессиональная направленность », «Координаты», «Линеограммы», «Кубики» (субтест МИОМ), «Анкета-прогноз»); б) осуществляются плановый учебный процесс, служебно-боевая деятельность и межличностные отношения в воинских коллективах (НЗП); в) повторное тестирование методом экспертных оценок через 4-5 месяцев обучения. Исследование валидности эксперимента Фон: обследование организуется и проводится в помещении и режиме, по плану проведения постоянного тестирования; между первым и вторым (итоговым) обследованиями осуществляются плановый учебный процесс, служебная деятельность испытуемых и межличностные отношения в коллективах, которые являются экспериментальным воздействием (фон контролируется, так как он является частью НЗП). Е с т е с т в е н н о е р а з в и т и е: влияние адаптации испытуемых к условиям воинской службы; фактор взросления, возмужания влияет на изменение психологических переменных. С другой стороны, этот фактор является элементом экспериментального воздействия, так как нет вмешательства экспериментаторов в процесс социализации испытуемых (данный фактор контролируется). Эффект тестирования: с одной стороны, контролировался
посредством отсутствия повторного тестирования испытуемых (повторное тестирование было проведено методом экспертных оценок инструкторов, наблюдающих деятельность испытуемых в естественных условиях (см. инструментальная погрешность — качество экспертной оценки); с другой стороны, влияние предварительного тестирования имеет место. Корректнее говорить, что данный источник невалидности не контролировался. Инструментальная погрешность: проверка достоверности методических средств осуществлялась до эксперимента на эквивалентной выборке испытуемых в ходе отработки «тестовой батареи», и после эксперимента были уточнены ее нормативные показатели; возможен контроль путем увеличения числа экспертов и внедрения методов перекрестной валидизации экспертных оценок (ранжирование, перевод рангового балла в 100-балльную оценку, независимая оценка деятельности, обсуждение экспертами ранговых баллов и оценок испытуемых, анонимная групповая оценка деятельности, социометрические, СД-метрические и ЦТО-метрические процедуры, анкеты и т. д. ). Контроль инструментальной погрешности напрямую зависит от достоверности тестовых средств. Статистическая регрессия: экспериментальный материал отрабатывается на всей выборке без отбора лучших и худших; ввиду того, что нет предварительных данных о составе экспериментальных групп, имеет место вероятность появления большого количества полярных переменных. Фактор невалидности контролировался. Отбор испытуемых: естественная рандомизация; специальный отбор испытуемых не осуществлялся; в случайном порядке из прибывающего молодого пополнения обследовались сформированные подразделения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|