Лиса и зайцы
Цель. Понимать, что величина является значимым призна-
ком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении
резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необ-
ходимости с помощью наложения.
Оборудование. Шапочки с ушками для зайцев по числу иг-
рающих, одна шапочка для лисы, большие и маленькие круги
(овалы, квадраты, многоугольники и др. ) по числу детей, два боль-
ших обруча.
Ход игры (проводится с подгруппой из 6—8 детей). Педагог
кладет на пол два больших обруча и объясняет, что это будут доми-
ки для зайцев (домики можно ограничить строительным материа-
лом или стульями). Раздает детям-«зайцам» шапочки и каждому
дает в руки картонный круг (овал, квадрат). Обращает внимание
детей на то, что у одних круги большие, а у других маленькие. Внутрь
каждого обруча педагог кладет один из кругов; там, где лежит
большой круг, — дом для зайцев с большими кружками, там, где
маленький, — дом для зайцев маленькими кружками. Все зайцы
занимают свои домики. В стороне дом лисы. Зайцы по сигналу бара-
бана выбегают на прогулку и разбегаются по комнате. Из укрытия
выходит лиса (вначале ее роль исполняет взрослый) и ловит зайцев.
Зайцы прячутся в домики. Если заяц вбегает не в свой дом, лиса его
забирает и уводит в свою нору. При повторном проведении игра ус-
ложняется: пока дети бегают, педагог меняет образцы местами.
В дальнейшем дети распределяются на три группы — по трем до-
микам. Им дают кружки трех величин. Роль лисы исполняет ребенок.
Красивые узоры (занятие)
Цель. Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать
ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать по-
следовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять
знание слов «большой», «маленький»; учить ритмичному чередова-
нию величин.
Оборудование. Большие и маленькие круги (квадраты, ова-
лы, треугольники и др. ); круги (квадраты, треугольники и др. ) трех
величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование боль-
ших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же че-
редование треугольников и других форм; чередование другого ти-
па: большой кружок — маленький, маленький — большой, малень-
кий— маленький и др. ); чистые полоски бумаги; крупные образцы
форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).
Ход занятия. Педагог выставляет на доске образец, рассмат-
ривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования
форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой
на первый кружок и говорит: «Большой. (Плавно переносит указ-
ку на следующие. ) Маленький—большой—маленький», стараясь
подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит
детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объяс-
няет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раз-
дает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические
формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не
пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а пе-
дагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей,
снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм,
еще раз напоминает их последовательность: большой — маленький,
большой — маленький...
В дальнейшем детям раздают чистые полоски. Они выкладывают
последовательный ряд, ориентируясь на образец, висящий на
доске.
Улица (занятие)
Цель. Учить зрительно и по слову производить выбор и соот-
несение величин; развивать внимание; вызывать интерес и положи-
тельное отношение к совместной деятельности.
Оборудование. Большой лист бумаги (белой или голубой)
с нанесенным на нее контурным изображением улицы (на рисунке
даны знакомые детям предметы разной величины: два дома — вы-
сокий и низкий, несколько больших и маленьких деревьев, длинная
и короткая скамейки, большой и маленький автобусы, человек
на большом велосипеде и ребенок на маленьком и т. п. ), вырезан-
ные из цветной бумаги изображения предметов, точно совпадаю-
щих с контурами на рисунке, по числу детей или по два на каждого
ребенка, клей, кисточка, тряпочка, клеенка.
Ход занятия. Педагог говорит детям, что они все вместе
будут делать красивую картину, чтобы украсить свою группу. Ве-
Шает на доску бумагу с контурными изображениями, а детям
раздает рисунки предметов, вырезанные из цветной бумаги. Затем
указывает на высокий дом и спрашивает: «У кого такой высокий
дом? » Ребенок с трафаретом высокого дома подходит к столу пе-
дагога. Тот наклеивает изображение дома на контур. Затем спра-
шивает: «А у кого вот такая длинная скамейка? » И т. п. Когда панно
будет готово, педагог рассматривает его с детьми, радуется вместе
с ними тому, как быстро и хорошо они все вместе сделали такую
красивую картину. Обязательно следует вывесить панно в группе
или в раздевалке на всеобщее обозрение.
Полянка (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Большой лист с заранее наклеенной зеленой
полоской внизу (трава), с контурным изображением деревьев, жи-
вотных на полянке (большой и маленький ежик, большой и малень-
кий зайчик, большая и маленькая лягушка, высокий и низкий пенек,
толстое и тонкое дерево), вырезанные из цветной бумаги изобра-
жения тех же предметов, клей, кисточка, тряпочка, клеенка (см.
вклейку).
Ход занятия. Тот же, что и в предыдущем занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: