в качестве единиц в процессе рандомизирования
в качестве единиц в процессе рандомизирования необходимо брать целые подразделения (коллективы); проведение тестирования и экспериментального воздействия осуществлять силами штатных руководителей, актива, наблюдателей и т. д. Д. Кэмпбелл указывал на то, что оптимальным методом определения эффекта эксперимента являются «здравый смысл» и «соображения нематематического характера»[18]. Результаты эксперимента Количественно значимость эффекта эксперимента определяется при помощи статистических методов. Необходимо доказать неравенство О4 < Oj- А) Путем определения значимых различий между показателями экспериментальной и контрольной групп при помощи t-критерия Стъюдента. Исходя из расчетов t-критерия Стъюдента можно предположить, что стимуляция экспериментальной группы при измерении концентрации внимания приводит к ее значимому повышению. Две эквиалентные выборки (экспериментальная и ловиями исследования производится выбор оптимальной схемы (плана) эксперимента. План с контрольной группой и тестированием только после воздействия В декабре 1992 — январе 1993 г. НИИ Радиологии было проведено исследование воздействия радиационного облучения на психологические показатели деятельности человека*. Эксперимент был построен по плану 6, то есть было проведено психодиагностическое обследование 51-го ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС при помощи батареи
психологических тестов (личностные опросники, САН, тест Люшера и др. ), ЭАФ по Фоллю. Из них 24 обследовалось при помощи автоматизированной ситуационно- диагностической игры АСИД «Тест»**. Контрольная выборка насчитывала 47 человек (из них 23 обследовалось при помощи АСИД «Тест»). Испытуемыми экспериментальной и контрольной групп были офицеры химических войск. Средний возраст участников экспериментальной и контрольной групп составлял около 33 лет, то есть обследуемые приблизительно соотносились по опыту, роду деятельности и структуре социализации. Таким образом, обе выборки были приняты эквивалентными. •Захаров И. В., Лазуткин В. И., Ханжиев В. И. и др. Результаты психофизиологического обследования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС // Во-енно- медицинский журнал. 1994. №7. С. 52-57. **Захаров И. В., Говоруха О. С., Носе И. Н., Суслов Е. В. Круглый И. Б. Оценка психологического статуса военнослужащих — ликвидаторов аварии на ЧАЭС при помощи динамической ситуационной игры «Тест» // Военно-медицинский журнал. 1994. №7. С. 42-44. Таблица 2. 1. Анализ валидности экспериментов по планам 1-3. Источники внутренней невалидности План 1 План 2 План 3 Фон — + + Естественное развитие — + Эффект тестирования (отс) — + Инструментальная погрешность (отс) + + Регрессия (отс)? + Состав группы — + — Выбывание — + — Взаимодействие состава группы (отс) + — с естественным развитием и др. Источники внешней невалидности Взаимодействие тестирования и X (отс) + — Взаимодействие состава групп и X (отс) + — Реакция испытуемых на эксперимент —? —
Взаимодействие между разными X (отс) (отс) (отс) Произведем анализ плана, по которому был построен эксперимент. Фон: контролировался, так как использовалась эквивалентная контрольная выборка. Естественное развитие: контролировалось, так как этот фактор является элементом экспериментального воздействия ввиду того, что не было вмешательства экспериментаторов в процесс социализации испытуемых. Эффект тестирования: контролировался посредством отсутствия предварительного тестирования испытуемых. Инструментальная погрешность: контролировалась ввиду предварительной проверки достоверности методических средств и уточнения их нормативных показателей после эксперимента, а также ввиду применения одинаковой «тестовой батареи» на контрольной и экспериментальной группах. Статистическая регрессия: контролировалась; экспериментальный материал отрабатывается на всей выборке, сформированной случайным порядком без отбора лучших и худших; ввиду того, что нет предварительных данных о составе экспериментальных групп, имеет место вероятность появления большого количества полярных переменных. Отбор испытуемых: контролировался ввиду естественной рандомизации; специальный отбор испытуемых не осуществлялся; в случайном порядке из участников ликвидации аварии на ЧАЭС и офицеров химической защиты были сформированы группы. Отсев: отсева в ходе эксперимента не было. Взаимодействие фактора отбора с естественным развитием: специальный отбор не осуществлялся, в связи с этим данная переменная контролировалась. Реактивный эффект: контролировался, так как предварительного тестирования не было. Взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия: специальный отбор не осуществлялся; испытуемые не были оповещены о том, в какую
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|