Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в качестве единиц в процессе рандомизирования




в качестве единиц в процессе рандомизирования

необходимо брать целые подразделения (коллективы);

проведение тестирования и экспериментального

воздействия осуществлять силами штатных руководителей,

актива, наблюдателей и т. д.

Д. Кэмпбелл указывал на то, что оптимальным методом

определения эффекта эксперимента являются

«здравый смысл» и «соображения нематематического

характера»[18].

Результаты эксперимента

Количественно значимость эффекта эксперимента

определяется при помощи статистических методов.

Необходимо доказать неравенство О4 < Oj-

А) Путем определения значимых различий между

показателями экспериментальной и контрольной групп

при помощи t-критерия Стъюдента.

Исходя из расчетов t-критерия Стъюдента можно

предположить, что стимуляция экспериментальной

группы при измерении концентрации внимания приводит

к ее значимому повышению.

Две эквиалентные выборки (экспериментальная и

ловиями исследования производится выбор оптимальной

схемы (плана) эксперимента.

План с контрольной группой и тестированием

только после воздействия

В декабре 1992 — январе 1993 г. НИИ Радиологии

было проведено исследование воздействия радиационного

облучения на психологические показатели

деятельности человека*. Эксперимент был построен

по плану 6, то есть было проведено психодиагностическое

обследование 51-го ликвидатора последствий

аварии на Чернобыльской АЭС при помощи батареи

психологических тестов (личностные опросники,

САН, тест Люшера и др. ), ЭАФ по Фоллю. Из них 24

обследовалось при помощи автоматизированной ситуационно-

диагностической игры АСИД «Тест»**. Контрольная

выборка насчитывала 47 человек (из них 23

обследовалось при помощи АСИД «Тест»). Испытуемыми

экспериментальной и контрольной групп были

офицеры химических войск. Средний возраст участников

экспериментальной и контрольной групп составлял

около 33 лет, то есть обследуемые приблизительно соотносились

по опыту, роду деятельности и структуре

социализации. Таким образом, обе выборки были приняты

эквивалентными.

•Захаров И. В., Лазуткин В. И., Ханжиев В. И. и др. Результаты

психофизиологического обследования участников

ликвидации последствий аварии на ЧАЭС // Во-енно-

медицинский журнал. 1994. №7. С. 52-57.

**Захаров И. В., Говоруха О. С., Носе И. Н., Суслов Е. В.

Круглый И. Б. Оценка психологического статуса военнослужащих

— ликвидаторов аварии на ЧАЭС при помощи динамической

ситуационной игры «Тест» // Военно-медицинский

журнал. 1994. №7. С. 42-44.

Таблица 2. 1. Анализ валидности экспериментов по планам 1-3.

Источники внутренней невалидности План 1 План 2 План 3

Фон — + +

Естественное развитие — +

Эффект тестирования (отс) — +

Инструментальная погрешность (отс) + +

Регрессия (отс)? +

Состав группы — + —

Выбывание — + —

Взаимодействие состава группы (отс) + —

с естественным развитием и др.

Источники внешней невалидности

Взаимодействие тестирования и X (отс) + —

Взаимодействие состава групп и X (отс) + —

Реакция испытуемых на эксперимент —? —

Взаимодействие между разными X (отс) (отс) (отс)

Произведем анализ плана, по которому был построен

эксперимент.

Фон: контролировался, так как использовалась эквивалентная

контрольная выборка.

Естественное развитие: контролировалось, так

как этот фактор является элементом экспериментального

воздействия ввиду того, что не было вмешательства

экспериментаторов в процесс социализации испытуемых.

Эффект тестирования: контролировался посредством

отсутствия предварительного тестирования испытуемых.

Инструментальная погрешность: контролировалась

ввиду предварительной проверки достоверности

методических средств и уточнения их нормативных

показателей после эксперимента, а также ввиду

применения одинаковой «тестовой батареи» на контрольной

и экспериментальной группах.

Статистическая регрессия: контролировалась;

экспериментальный материал отрабатывается на всей

выборке, сформированной случайным порядком без

отбора лучших и худших; ввиду того, что нет предварительных

данных о составе экспериментальных

групп, имеет место вероятность появления большого

количества полярных переменных.

Отбор испытуемых: контролировался ввиду естественной

рандомизации; специальный отбор испытуемых

не осуществлялся; в случайном порядке из участников

ликвидации аварии на ЧАЭС и офицеров химической

защиты были сформированы группы.

Отсев: отсева в ходе эксперимента не было.

Взаимодействие фактора отбора с естественным

развитием: специальный отбор не осуществлялся,

в связи с этим данная переменная контролировалась.

Реактивный эффект: контролировался, так как

предварительного тестирования не было.

Взаимодействие фактора отбора и экспериментального

воздействия: специальный отбор не осуществлялся;

испытуемые не были оповещены о том, в какую

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...