валидности. Исследование валидности эксперимента. происходящие параллельно экспериментальному воздействию,. наблюдаются как в экспериментальной, так
валидности. Исследование валидности эксперимента. Источники внутренней невалидности: Фон: контролируется ввиду того, что события, происходящие параллельно экспериментальному воздействию, наблюдаются как в экспериментальной, так и в контрольной группах; Естественное развитие: контролируется ввиду небольшого периода между тестированиями и периода воздействия, и имеет место как в экспериментальной, так и в контрольной группах; Эффект тестирования и инструментальная погрешность: контролируются, поскольку они одинаковым образом проявляются в экспериментальной и контрольной группах. В нашем случае идет смещение* выборки. Статистическая регрессия: контролируется; во- первых, если рандомизация привела к появлению экстремальных результатов в экспериментальной группе, то они проявятся и в контрольной, вследствие чего эффект регрессии будет одинаков; во-вторых, если рандомизация не привела к появлению экстремальных результатов в выборках, то этот вопрос снимается сам собой; Отбор испытуемых: контролируется, так как •«Смещение» — погрешности в экспериментальном исследовании. *Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 79. объяснение различий исключается в той степени, в какой рандомизация обеспечивает эквивалентность выборок. Эта степень определяется принятой нами выборочной статистикой;
Отсев: контролируется ввиду малого периода между тестированиями в обеих выборках и необходимостью присутствия на занятии испытуемых; (в других экспериментах с большим периодом воздействия — периодом между тестированиями возможно смещение выборки и эффекта результатов эксперимента. Выход из данной ситуации: учет при обработке результатов данных предварительного и итогового тестирований всех участников обеих выборок даже при условии, что испытуемые экспериментальной группы не получили экспериментального воздействия. Эффект X видимо будет ослаблен, но смещения выборки не произойдет. Второй выход повлечет изменения схемы эксперимента, так как необходимо добиться эквиванентности групп путем рандомизации перед итоговым тестированием Взаимодействие фактора отбора с естественным развитием: контролируется ввиду рандомизации при формировании эквивалентных групп. Источники внешней невалидности: Распространено утверждение Юма, что «индукция или обобщение никогда не могут быть полностью логически обоснованы », то есть, если проблемы внутренней валидности разрешимы в рамках логики вероятностной статистики, проблемы внешней валидности не разрешимы никаким ясным и убедительным способом*. Если мы проводим исследование на определенной совокупности испытуемых, то мы не имеем права распространять полученные результаты на другие совокупности. Однако, многие ученые разделяют трактовку постулата Дж. Милля о законообразности природы — ее «склеенности» («stickiness»): чем ближе два события в пространстве и во
времени, а также по измеренным значениям по некоторым или по всем параметрам, тем в большей степени они будут следовать одним и тем же законам*. Реактивный эффект: предварительное тестирование настраивает обследуемых на восприятие экспериментального воздействия. Тем самым эффект воздействия смещается. Вряд ли можно абсолютно утверждать, что результаты эксперимента возможно распространить на генеральную совокупность. Контроль реактивного эффекта возможен в той степени, в какой повторяющиеся обследования характерны для всей популяции. Взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия: в ситуации добровольного согласия на участие в эксперименте возникает угроза валидности (смещение выборки) ввиду того, что это согласие дают люди определенного склада; принудительное или случайное формирование эквивалентных выборок, участвующих в эксперименте, снижает нева- лидность. Реакция испытуемых на эксперимент: ситуация эксперимента приводит к смещению выборки, так как испытуемые попадают в «особые» условия, пытаясь понять смысл данной работы, отсюда — актерство, настороженность, установка на угадывание и т. д. Реакцию *Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 74. на эксперимент может вызвать любой элемент экспериментальной процедуры: содержание тестов; рандомизация; разделение участников на отдельные группы, на разные помещения; присутствие незнакомых людей; применение экстраординарного X и т. д. Выходом из данного затруднения является «маскировка » эксперимента, составление и четкое соблюдение легендирования процедур: проведение тестирования или экспериментального воздействия под видом регулярных проверочных мероприятий;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|