Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

из групп (экспериментальную или контрольную)




из групп (экспериментальную или контрольную)

они входят.

Реакция испытуемых на эксперимент: неконтролируемый

фактор.

Взаимная интерференция (наложение) экспериментальных

воздействий: фактор не контролировался;

не известно участвовали ли испытуемые за время

после аварии (5 лет) в подобных экспериментах и как

это отразилось на результатах психологического тестирования;

в целом отношение к эксперименту было негативное.

Вряд ли это обстоятельство положительно

влияет на внешнюю валидность данного эксперимента

Результаты эксперимента:

1) При помощи t-критерия Стъюдента производится

расчет сравнения средних O1 > О2.

По данным АСИД «Тест» и ЭАФ по Фоллю (исследования

В. Н. Игнаткина) экспериментальные и контрольные

группы значимо различались по динамике

эмоциональных состояний (у ликвидаторов — выше),

результативности познавательной деятельности (у ликвидаторов

наблюдалось снижение), а также функционирования

двигательного аппарата, печени, почек и

других органов «вследствие хронической эндогенной

интоксикации».

2) При помощи F-критерия Фишера производится

расчет влияния «колебаний» (дисперсии зависимой переменной)

X на «колебание» О2 (дисперсию независимой

переменной).

Вывод.

Основой экспериментального метода являются

«истинные» планы, в которых осуществляется контроль,

практически, всех источников невалидности

(См. табл. 2. 2. ). Достоверность результатов в экспериментах,

спланированных по планам 4-6, не вызывают

сомнения у значительного большинства исследователей.

Главной проблемой, как и во всех иных психологических

исследованиях, являются поиск и применение

адекватных измерительных средств.

2. 3. 4. Понятие о «нестинге» (nesting).

Нестинг представляет собой набор однородных

объектов внутри более крупных единиц. Это двухуровневая

«иерархическая классификация» признаков*.

Пример:

При проведении эксперимента по исследованию

эффективности новой организации деятельности предприятий

изучались условия внедрения методики

управления фирмой различными директорами предприятий

с различным профессиональным опытом, то

есть взаимодействие следующих факторов: опыт директора

и методика управления фирмой. Данные факторы

пересекаются, то есть обнаруживается их взаимодействие.

«Иерархическая классификация» (nesting) осуществляется

по схеме:

метод 1 метод 2

мужчина

большой опыт

малый опыт

женщина

большой опыт

малый опыт

*Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной

психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс,

1980. — С. 97-101.

При учете нового фактора «пол руководителя»

возникает «нестинг», так как подфакторы (мужчина-

женщина) не взаимодействуют. Руководитель не может

быть одновременно и мужчиной, и женщиной.

Данная «классификация» (нестинг) позволяет более

удобно анализировать полученные экспериментальные

данные.

2. 4. Квазиэкспериментальные планы

«Жизнь богаче наших планов... »

(Народная мудрость)

Для сбора предварительных данных и правильного

построения экспериментального исследования, используются

квазиэксперименты. Квазиэксперимент

— это предварительное исследование предмета,

когда присутствует ситуация неполного контроля его

элементов и понижена валидность эксперимента. Собственно

говоря, список факторов, угрожающих валидности

эксперимента, построен для оценки квазиэкспериментов,

чтобы исследователь представлял, какие

факторы в эксперименте не контролируются, почувствовал,

какие трудности и недостатки могут иметь место

в ходе исследования, как их понизить, по возможности

устранить, и знал о возможной альтернативной

интерпретации полученных данных.

Задача сбора экспериментальных данных состоит

не в доказательстве теории, на которой основывается

эксперимент, а преимущественно в отбрасывании несостоятельных

гипотез.

Естественно, может возникнуть возражение: «Не

подтвердит ли неверно проведенный эксперимент

ошибочную гипотезу? »

Дело в том, что эксперимент не «доказывает» теорию,

а лишь «апробирует» ее. «Адекватная гипотеза —

это гипотеза, которая выдержала неоднократно такие

проверки, но она всегда может быть отвергнута новым

испытанием»*. Гипотеза не может быть принята. Она

*Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной

психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс,

1980. —С. ПО.

*Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной

психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс,

1980. — С. 112.

может быть только «отвергнута» или «не отвергнута».

Степень «подтверждения» определяется для той или

иной теории числом правдоподобных конкурентных

гипотез, которые могут привлекаться для объяснения

результатов.

Поэтому построение эксперимента психологом в

реальных условиях должно ориентироваться на оптимизацию

организации исследования при осознании недостатков

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...