из групп (экспериментальную или контрольную)
из групп (экспериментальную или контрольную) они входят. Реакция испытуемых на эксперимент: неконтролируемый фактор. Взаимная интерференция (наложение) экспериментальных воздействий: фактор не контролировался; не известно участвовали ли испытуемые за время после аварии (5 лет) в подобных экспериментах и как это отразилось на результатах психологического тестирования; в целом отношение к эксперименту было негативное. Вряд ли это обстоятельство положительно влияет на внешнюю валидность данного эксперимента Результаты эксперимента: 1) При помощи t-критерия Стъюдента производится расчет сравнения средних O1 > О2. По данным АСИД «Тест» и ЭАФ по Фоллю (исследования В. Н. Игнаткина) экспериментальные и контрольные группы значимо различались по динамике эмоциональных состояний (у ликвидаторов — выше), результативности познавательной деятельности (у ликвидаторов наблюдалось снижение), а также функционирования двигательного аппарата, печени, почек и других органов «вследствие хронической эндогенной интоксикации». 2) При помощи F-критерия Фишера производится расчет влияния «колебаний» (дисперсии зависимой переменной) X на «колебание» О2 (дисперсию независимой переменной). Вывод. Основой экспериментального метода являются «истинные» планы, в которых осуществляется контроль, практически, всех источников невалидности (См. табл. 2. 2. ). Достоверность результатов в экспериментах,
спланированных по планам 4-6, не вызывают сомнения у значительного большинства исследователей. Главной проблемой, как и во всех иных психологических исследованиях, являются поиск и применение адекватных измерительных средств. 2. 3. 4. Понятие о «нестинге» (nesting). Нестинг представляет собой набор однородных объектов внутри более крупных единиц. Это двухуровневая «иерархическая классификация» признаков*. Пример: При проведении эксперимента по исследованию эффективности новой организации деятельности предприятий изучались условия внедрения методики управления фирмой различными директорами предприятий с различным профессиональным опытом, то есть взаимодействие следующих факторов: опыт директора и методика управления фирмой. Данные факторы пересекаются, то есть обнаруживается их взаимодействие. «Иерархическая классификация» (nesting) осуществляется по схеме: метод 1 метод 2 мужчина большой опыт малый опыт женщина большой опыт малый опыт *Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 97-101. При учете нового фактора «пол руководителя» возникает «нестинг», так как подфакторы (мужчина- женщина) не взаимодействуют. Руководитель не может быть одновременно и мужчиной, и женщиной. Данная «классификация» (нестинг) позволяет более удобно анализировать полученные экспериментальные данные. 2. 4. Квазиэкспериментальные планы «Жизнь богаче наших планов... » (Народная мудрость)
Для сбора предварительных данных и правильного построения экспериментального исследования, используются квазиэксперименты. Квазиэксперимент — это предварительное исследование предмета, когда присутствует ситуация неполного контроля его элементов и понижена валидность эксперимента. Собственно говоря, список факторов, угрожающих валидности эксперимента, построен для оценки квазиэкспериментов, чтобы исследователь представлял, какие факторы в эксперименте не контролируются, почувствовал, какие трудности и недостатки могут иметь место в ходе исследования, как их понизить, по возможности устранить, и знал о возможной альтернативной интерпретации полученных данных. Задача сбора экспериментальных данных состоит не в доказательстве теории, на которой основывается эксперимент, а преимущественно в отбрасывании несостоятельных гипотез. Естественно, может возникнуть возражение: «Не подтвердит ли неверно проведенный эксперимент ошибочную гипотезу? » Дело в том, что эксперимент не «доказывает» теорию, а лишь «апробирует» ее. «Адекватная гипотеза — это гипотеза, которая выдержала неоднократно такие проверки, но она всегда может быть отвергнута новым испытанием»*. Гипотеза не может быть принята. Она *Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. —С. ПО. *Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М.: Прогресс, 1980. — С. 112. может быть только «отвергнута» или «не отвергнута». Степень «подтверждения» определяется для той или иной теории числом правдоподобных конкурентных гипотез, которые могут привлекаться для объяснения результатов. Поэтому построение эксперимента психологом в реальных условиях должно ориентироваться на оптимизацию организации исследования при осознании недостатков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|