Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

стимульного материала и большей замаскированности




стимульного материала и большей замаскированности

экспериментального воздействия X.

Наибольшая уязвимость плана 9 обнаруживается в

интерференции (наложении и взаимовлиянии) экспериментальных

воздействий с различным эквивалентным

*Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии.

— М.: Прогресс, 1980. — С. 125.

**М — обозначает конкретный стимульный материал,

причем стимульный материал Ма и Мс эквивалентен

стимульному материалу Mb и Мс.

стимулъным материалом.

Подводя итог анализу квазиэкспериментальных

планов в одногрупповом эксперименте, приведем пример

лонгитюдного исследования, проведенного в 1988-

1991 годах в Московском Суворовском военном училище

(СВУ).

Проведен констатирующий эксперимент, построенный

с учетом режима работы СВУ*. Задачей исследования

являлось определение структуры и динамики

военно-профессиональной направленности у суворовцев

в период обучения в СВУ.

В целях реализации целей исследования был применен

модифицированный квазиэкспериментальный

план 7 по следующей схеме:

— экспериментальное

воздействие, которое оказывала система обучения и

воспитания суворовцев в СВУ, формировавшее определенную

военно-профессиональную направленность

личности воспитанников. Экспериментальное воздействие

сливалось с фоном и естественным развитием

суворовцев в период обучения в СВУ;

— периодические психологические

обследования суворовцев (выборка была сформирована

случайным образом и насчитывала 215 человек).

Периодичность обследований показана в табл.

2. 3.

В ходе тестирования применялись психологические

методики и психофизиологические пробы, при

помощи которых изучались психофизиологические,

адаптационные, интеллектуальные, поведенческие,

*Мощенко А. В., Носе И. Н., Игнаткин В. Н. Военно-профессиональная

ориентация суворовцев. — М.: Воениздат,

1992.

8. Психодиагностика

Таблица 2. 3. Краткая характеристика психодиагностических обследований

№ п/п

Дата

обследования

Количество

испытуемых

Задачи исследований

Декабрь

1988 г.

Март 1989 г.

Апрель 1989 г.

Апрель 1989 г.

84 Мс СВУ

77 Мс СВУ

40 Мс СВУ

104 учебная

часть

Отработка методики ОСО

Отработка методики САД

Проверка эмпирической и конструктной валидности

методики САД

Разработка критериев методики САД

5 ( 0, ) Август 1989 г. 215 Мс СВУ Сбор эмпирического материала

6 ( 0 2 ) Ноябрь 1989 г. 215 Мс СВУ Сбор эмпирического материала

7 Февраль 1990 100 Мс СВУ Отработка стимульного материала к тесту

8 ( 0 3 ) Март 1990 г. 215 Мс СВУ Сбор эмпирического материала

9 Октябрь 1990 100 Мс СВУ Отработка стимульного материала к TAX

Ю ( 0 4 ) Ноябрь 1990 г. 215 Мс СВУ Сбор эмпирического материала

Февраль

1991 г.

62 (военкоматы

Москвы)

Разработка критериев методик TAX, САД

12 ( 0 5 ) Март 1991 г. 215 Мс СВУ

Сбор эмпирического материала, его обработка

и интерпретация

мотивационные и характерологические особенности

суворовцев в период их социализации в условиях СВУ.

Перечень психодиагностических методик помещен в

табл. 2. 5.

Обсуждение валидности эксперимента

Источники внутренней невалидности:

+ фон

+ естественное

развитие

контролировались и являлись

элементами экспериментального

воздействия.

? эффект тестирования: не полностью контролировался

ввиду того, что суворовцы обследуемых подразделений

чувствовали себя в роли «подопытных кроликов

». Эффект тестирования снижался ввиду привыкания

обследуемых к процедуре тестирования по истечении

годичного периода хода эксперимента.

+ инструментальная погрешность: контролировалась

полностью ввиду неоднократного использования

валидной (см. табл. 2. 4, отработка тестового материала)

тестовой процедуры. Погрешность выбиралась

периодичностью тестирования, что позволяло сравнивать

результаты тестирования между собой и сопоставлять

их с внешним критерием.

контролировались ввиду того,

что экспериментальная выборка

сформирована случайным образом.

? выбывание: контролировалось не полностью.

Количество — 215 испытуемых получилось по окончательному

количеству суворовцев, участвующих в последнем

тестировании На первом тестировании

присутствовало около 250 испытуемых. Результаты

тестовых испытаний выбывающих по тем или иным

причинам не учитывались при интерпретации результатов

и расчете эффективности эксперимента.

+ взаимодействие состава группы с естествен-

+ регрессия

+ состав

группы

Таблица 2. 4. Перечень психодиагностических методик

Nn/n Наименование и группировка методов Уровни исследования

Эмпирические методы

1. Прямые методы

1. 1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Психологический

1. 2. Методика" Личностная направленность" (ЛН) —" —

1. 3 Тест отношений к виду и роду деятельности (ТОТ) — " —

1. 4. Методика оценки коммуникативных и — " —

организаторских склонностей (КОС)

1. 5. Опросник 16 PF Кэттелла (методика Кэттелла) — " —

1. 6. Метод экспертных оценок (ЭО) —" —

1. 7. Анализ результатов деятельности (документов) (АРД) — " —

1. 8. Методы наблюдения, беседы, интервью — " —

1. 9. Метод самооценки (СО) — " —

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...