Что мы делали — не скажем. Шоферы и строители. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ. Колобок
Что мы делали — не скажем...
Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить
их договариваться о совместных действиях; изображать действия,
которые они называют; развивать активную речь.
Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего,
он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие
движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают,
решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие
(стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хло-
пают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков сло-
ва: «Что мы делали — не скажем, а что делали — покажем». Дейст-
вие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет
действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В даль-
нейшем педагог побуждает детей самим называть действия, кото-
рые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.
Шоферы и строители
Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно
выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слу-
шать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении сло-
ва «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия пред-
метов, их особенности, в случае необходимости указать количест-
во и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом
или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как на-
зывается»; в зависимости от индивидуальных возможностей ре-
бенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произ-
нося «спасибо»).
Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые
машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображе-
нием знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, ле-
сенка и др. ).
Ход игры (проводится с подгруппой из 4—6 детей). Дети
распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть
свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-
строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его
шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера
нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и
указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий
из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он
может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы,
он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска.
Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шо-
фер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда по-
стройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рису-
нок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит
около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вме-
сте обыгрывают постройку.
В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов.
По окончании построек педагог просит всех строителей показать
свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны пост-
ройки.
При повторном проведении игры дети меняются ролями.
Если в процессе выполнения задания между детьми возникает
спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь,
важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.
Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как кол-
лективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает добро-
желательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе по-
строили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и пра-
вильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал
Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хо-
роший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле
«спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Игры-драматизации значительно отличаются от приведенных
выше игр. Дети должны понять содержание, запомнить последова-
тельность происходящих действий и речевой материал, с помощью
которого они должны общаться.. Подлинным общением игра-дра-
матизация может стать лишь в том случае, если содержание будет
не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать
произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то
же время следует подготовить самих детей к изображению персо-
нажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого ма-
териала, создать у них эмоциональное отношение к происходя-
щему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна пред-
шествовать целая серия подготовительных дидактических игр.
Колобок
Для проведения игры-драматизации можно взять три эпизода:
«колобок встретил зайку», «колобок встретил мишку» и «колобок
встретил лису»-
Первый подготовительный этап — знакомство с персо-
нажами сказки.
Цель. Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе;
вызывать эмоционально положительное отношение; учить изобра-
жать этих персонажей сказки (брать на себя роль).
1. Знакомство с зайкой.
Оборудование. Игрушка зайка, шапочки для зайцев по
числу детей, барабан, миска с морковью.
Ход игры. Педагог приносит в группу новую игрушку зайку,
рассматривает его с детьми, рассказывает о том, что он добрый,
веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог вы-
полняет с игрушкой соответствующие действия. Затем спрашивает,
что любит есть зайка (морковку, капусту). Педагог говорит, что
зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками
и предлагает детям попрыгать, как зайки. Дети надевают шапочки,
бегают по комнате, прыгают. Педагог говорит, что зайки, навер-
ное, проголодались, и вносит миску с морковью и угощает ею
детей.
2. Знакомство с мишкой.
Оборудование. Игрушка мишка, шапочки для мишек.
Ход игры. Педагог показывает игрушку мишку, рассматри-
вает его с детьми, говорит о его походке, что он любит ягоды,
мед. Педагог предлагает поиграть: все дети надевают шапочки и
изображают медведей.
3. Знакомство с лисой.
Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордоч-
кой или ушками для одного из детей, шапочки, изображающие
птичек, цыплят, зайчиков, — для всех детей.
Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку лису.
Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она
красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки маленькие, хо-
дит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких
зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает
детям. поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему
шапочку, показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает
другие шапочки. Лиса уходит в уголок и засыпает, а птички и
зайки веселятся, прыгают на лужайке. Педагог ударяет в бубен,
лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису
и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в до-
мики). Опоздавших лиса ловит и уводит к себе в уголок. Игра
повторяется.
4. Знакомство с колобком.
Цель. Познакомить с игрушкой колобком; вызвать эмоцио-
нально положительное отношение к колобку; обратить внимание
на внешний вид колобка (круглый, быстро катится, веселый, улы-
бающийсй, поет радостную песенку). 177
Оборудование. Игрушка колобок, игрушечные кошка, со-
бака, ежик.
Ход игры. Игра проводится в виде кукольного театра. На
столе педагога появляется Колобок.
Колобок (катится и поет). Я колобок, колобок...
(С другой стороны стола появляется заяц. )
Зайка (к Колобку). Здравствуй.
Колобок. Здравствуй.
Заяц. Кто ты?
Колобок. Я Колобок.
Заяц (рассматривает). Какой ты круглый, румяный. Что ты
умеешь делать?
Колобок. Я умею петь песенку и быстро бегать.
Зайка (удивленно). Как это ты бегаешь, если у тебя ног нет?
Колобок. Я умею катиться. (Показывает. )
Зайка. Спой мне свою песенку.
Колобок (поет).
Я Колобок, Колобок,
На сметане мешон,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от бабушки ушел,
4 Я от дедушки ушел
И от тебя уйду! (Катится. )
Заяц. Ты куда?
Колобок (протяжно). В лес.
(Зайка тоже уходит. Колобок появляется снова, но с другой
стороны. Теперь навстречу ему выходит Мишка. )
Проводится аналогичная сценка встречи. При повторении игры
колобок появляется с другой стороны и говорит, что теперь он
пришел к детям. Они подходят к столу воспитателя, берут коло-
бок в руки, рассматривают его. Дети поют песенку колобка вме-
сте с ним. Колобок прощается с детьми и уходит.
Второй этап — знакомство со сказкой «Колобок».
Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по раз-
витию речи. Однако для умственно отсталых детей даже в стар-
шем дошкольном возрасте необходимо неоднократное повторение
программного материала в разной форме, чтобы добиться его ус-
воения, а не формального заучивания. Кроме того, для этих де-
тей важно создать такую обстановку на занятии, которая обеспе-
чит эмоциональное отношение к литературному материалу, к персо-
нажам сказки. Поэтому повторение элементов знакомой сказки в
кукольном театре оказывается необходимым этапом в подготовке
к игре-драматизации.
Цель. Продолжать формировать эмоциональное отношение к
персонажам и сюжету сказки; обратить внимание на то, как раз-
ные звери общаются с Колобком; в эмоциональной форме повторить
текст диалогов между Колобком и Зайкой, Колобком и Мишкой,
Колобком и Лисой.
Ход занятия. 1-й вариант.
Педагог (рассказывает эпизоды из сказки и включает в свой
рассказ действия с игрушками). Бабушка испекла колобок и по-
ложила его на окошко. Колобок лежал, лежал, ему стало скучно,
и он убежал в лес. (Появляется Колобок, он катится по столу. )
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайка. (Появляется
Зайка, останавливается напротив Колобка. )
Зайка. Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, Зайка! Лучше послушай, какую я тебе
песенку спою. (Поет. )
Я Колобок, Колобок,
На сметане мешон,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, Зайка, не хитро уйти!
Педагог. И покатился дальше.
Зайка. Ушел! Укатился! (Уходит. )
Педагог. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Мед-
ведь.
(Появляется Медведь, останавливается напротив Колобка. )
Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, лучше послушай, какую я тебе пе-
сенку спою.
Я Колобок, Колобок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от Зайца ушел.
От тебя, Медведь, не хитро уйти!
(Колобок катится и исчезает. Медведь уходит. )
Педагог. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится
(снова появляется Колобок), а навстречу ему Лиса.
(Появляется Лиса и останавливается напротив Колобка. )
Лиса. Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький да при-
гоженький.
Колобок. Здравствуй, Лиса! Хочешь, я спою тебе песенку?
Лиса. Спой, дружок!
Колобок (поет).
Я Колобок, Колобок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от Зайца ушел,
От Медведя ушел.
От тебя, Лиса, не хитро уйти!
Лиса. Какая славная песенка! Только я к старости плохо
слышать стала. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок!
Колобок (садится лисе на нос и снова запевает свою пе-
сенку). Я Колобок, Колобок...
Лиса. Ам!
(Колобок быстро спрыгивает с носа Лисы и убегает. )
Педагог. Лиса хотела съесть Колобка, но он успел спрыг-
нуть и убежать, и Лиса его не поймала.
2-й вариант. Игра проводится повторно по такому же прин-
ципу, как и в первом варианте, но игрушками — персонажами сказ-
ки действуют дети. Вначале они выполняют это с помощью педа-
гога: он показывает каждому ребенку, как двигается его персо-
наж, а ребенок подражает. В случае необходимости используются
совместные действия взрослого и ребенка. Педагог помогает каж-
дому ребенку и при усвоении речевого материала в процессе об-
щения от имени своего персонажа.
Воспитатель заранее вызывает детей к своему столу и раз-
дает им игрушки: одному — колобка, другому — зайку, третьему —
мишку, четвертому — лису. Педагог рассказывает сказку, а дети
должны внимательно слушать и вовремя начать двигать свои игруш-
ки, а затем и вступать в разговор за своих персонажей. Если
ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, воспитатель
помогает ему. Не следует требовать дословного повторения текста
в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диа-
лога.
Третий этап — игра-драматизация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: