Надуем шарики. Кто Ловкий. Развитие наглядно-образного мышления. Поставь машину в гараж
Надуем шарики
Цель. Та же.
Оборудование. Два воздушных шара (один — целый, дру-
гой— с дырочкой), веревочки.
Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и
дети будут с ними играть. Надувает целый шар, завязывает и
кладет на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар
спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у де-
тей, что случилось, побуждая их найти причину. Вызывает кого-
либо и подставляет его руку к тому, месту шара, откуда выходит
воздух, помогает найти дырочку.
Полей цветок (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Комнатное растение с сухой землей, круж-
ка с отверстием в донышке, ведро с водой.
Ход занятия. Педагог просит ребенка полить растение, сто-
ящее на окне. На расстоянии не менее 2 м от окна стоит ведро
с водой и кружка. Ребенок набирает воду в кружку и несет к цвет-
ку. Вода выливается. Необходимо обратить внимание ребенка на
то, что в такой ситуации не удастся полить растение. Спросить,
что же случилось, и предложить найти причину. При необходимо-
сти помочь ему в этом.
Кто ловкий
Цель. Та же.
Оборудование. Аквариум, две банки с водой, на дне кото-
рых камушки, два сачка (один из них разорван).
Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог предлагает
детям достать камушки из банок сачками и переложить их в ак-
вариум. Кто вытащит камушки аккуратно, тот считается ловким.
Дети берут сачки и выполняют задание. У одного ребенка все по-
лучается, у другого — нет. Педагог меняет им сачки, и ловким
оказывается другой ребенок. Если дети к этому времени сами не
укажут на причину (сачок порвался), педагог забирает оба сач-
ка и предлагает одному ребенку выбрать, какой из сачков он хо-
чет взять, и обосновать свой выбор.
РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Один из важных аспектов наглядно-образного мышления — это
умение действовать в уме, оперируя образами представления.
Начальные этапы развития наглядно-образного мышления
вплотную примыкают к развитию процессов восприятия. При реше-
нии перцептивных задач процессы восприятия протекают в тесной
связи с процессами представлений. Чтобы выбрать предмет, соот-
ветствующий образцу, из ряда других предметов, необходимо иметь
определенное представление об этом образце. В наглядно-образ-
на
ном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они
воспринимались, является исходным.
Умственно отсталые дошкольники испытывают большие трудно-
сти при решении наглядных задач. Они часто воспринимают изо-
бражение на картинке как реальную ситуацию, с которой пытают-
ся действовать.
Задача дидактических игр данного раздела состоит в том, что-
бы научить умственно отсталых детей в знакомых ситуациях опе-
рировать представлениями и находить правильный выход, не при-
бегая к практическим действиям с объектами.
Достань шарик (занятие)
Цель. Учить решать задачи в образном плане на использо-
вание вспомогательных средств в проблемной ситуации.
Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у
стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором
расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удив-
ленный вид, он не знает, как достать шар.
Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть кар-
тинку, просит ребенка сказать, как мальчик может достать шар.
Если ребенок затрудняется ответить, педагог говорит: «Шкаф вы-
сокий, а мальчик маленький, рукой он шар не достанет. Что ему
поможет достать шар? » При необходимости можно создать реаль-
ную ситуацию и попросить ребенка достать шар. После выполнен-
ного действия показать картинку и вновь предложить ребенку
сказать, как мальчик достанет шар.
Как достать (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Картинка с изображением стеклянной бан-
ки, в ней морковь, картинки с изображением предметов-орудий
(вилка, ложка, сачок, палочка).
Ход занятия. Педагог раскладывает перед ребенком все кар-
тинки, просит внимательно рассмотреть и сказать, как можно до-
стать морковь зайчику. Ребенок должен подложить картинку с изо-
бражением предмета-орудия к основной картинке. В случае затруд-
нения можно создать реальную ситуацию и проверить свойство
выбранного орудия.
Что случилось (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Картинка, на которой изображена игрушеч-
ная машина без одного колеса — оно откатилось в сторону, в ма-
шине сидит мишка, около машины стоит мальчик, у него растерян-
ный вид.
Ход занятия. Педагог говорит: «Мальчик хотел покатать
мишку, но что-то случилось, мишка чуть не упал. Расскажи, что
случилось у мальчика». Если ребенок не может объяснить, надо
создать реальную ситуацию и попросить ребенка покатать мишку.
Затем обратить внимание на то, почему машина не едет. Когда
ребенок найдет причину, педагог предлагает вновь объяснить, что
же случилось с машиной у мальчика, и сказать, как устранить
причину, чтобы машина поехала.
Поставь машину в гараж
Цель. Та же.
Оборудование. Набор картинок: 1) К машине привязана
тесьма. На расстоянии 0, 5 см от этой тесьмы нарисована еще одна
тесьма как продолжение первой. Перпендикулярно к привязанной
тесьме расположены другие отрезки тесьмы. 2) От машины тянется
тесьма, она делает несколько изгибов, от мест изгибов отходят
несколько непривязанных отрезков тесьмы.
Ход игры. Педагог дает ребенку рассмотреть картинки и
сказать, за какую тесьму нужно взяться, чтобы подтянуть маши-
ну к себе. В случае затруднения педагог создает реальную ситуа-
цию, и ребенок должен самостоятельно понять, за какую тесьму
нужно бзяться. Затем снова предлагают ему картинку и просят
рассказать, за какую тесьму нужно тянуть, чтобы достать машину
и поставить ее в гараж.
Воспользуйтесь поиском по сайту: